В данной статье рассматривается использование элементов подводного плавания для ускорения обучения спортсменов классическому плаванию.
Ключевые слова: подводное плавание, обучение плаванию, плавание в ластах.
Для обучения плаванию нужно преодолеть страх воды и сомнение в своих возможностях. Правильно проведенные тренировки по плаванию помогают развивать психологические качества спортсмена: отвагу, решимость, настойчивость. Тренировки по плаванию чаще всего проводят в группах, что помогает развивать коллективные дружеские чувства и содействие.
Занятие плаванием разносторонне влияет на человеческий организм, что объясняется разными причинами. Первый фактор — это физическое, механическое, биологическое и температурное влияние водной среды на тело человека. Это приводит к стимуляции развития всех систем в организме человека, а также оказывает профилактическое и лечебное влияние на заболевания опорно-двигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем.
Умение плавать не только помогает улучшить состояние здоровья, но и может спасти жизнь человека. Плавание поможет при несчастных случаях на воде, потому что главная причина утопления в воде — это неумение плавать спортивными стилями. Только спортивные стили плавания спасут от подобных инцидентов. Спортивные стили плавания — это специальные техники, разработанные в ходе взаимодействия человека с водной средой.
Чтобы ускорить процесс обучения плаванию можно применять упражнения, используемые в других плавательных дисциплинах. Например, упражнения аквафитнеса; прыжки в воду; задержка дыхания, применяемая в подводном спорте и синхронном плавании; а также упражнения из водного поло и игр на воде. Все вышеперечисленные упражнения, выполняемые в воде, помогают ускоренному развитию навыков дыхания в воде, а также техник спортивного плавания.
Подводное плавание — это общее название различных способов передвижения под поверхностью воды с использованием разных средств и приспособлений. Под термином “подводное плавание” также понимают определенные виды подводного спорта. Подводный спорт — общее название спортивных дисциплин, предполагающих частичное или полное пребывание спортсмена под водой. Далее перечислим дисциплины, относящиеся к подводному спорту. Фридайвинг, Free Diving — подводное плавание с задержкой дыхания (апноэ), Дайвинг (англ. «diving» от англ. «to dive» — нырять), Скуба-дайвинг, ScubaDiving, Сноркелинг, снорклинг (нем. «Schnorchel» дыхательная трубка), Подводное плавание в ластах, Подводное ориентирование, Подводный туризм, Спортивная подводная стрельба, Подводная охота, Акватлон (подводная борьба), Подводный хоккей, Подводное регби, Подводная съемка.
В подводном плавании скорости передвижения значительно отличаются от скоростей в обычном плавании. При использовании ласт спортсмены развивают скорость до 14 км/час. Использование моноласты увеличивает скорость на 30–35 % по сравнению с традиционным плаванием.
В подводном плавании работает абсолютно другая группа мышц. Обычно у спортсменов, занимающихся традиционным плаванием, развита верхняя часть туловища. У подводных же пловцов развивается нижняя: пресс, бедра и ноги. Пловцы, во время своей подготовки используют ласты, добиваясь роста результатов в этом виде спорта.
Во время плавания в ластах тело пловца колеблется вокруг своей продольной оси с меньшей амплитудой, чем во время плавания кролем на груди, при этом заметно повышается эффективность работы ног. Причина этого в том, что благодаря лопасти ласты увеличивается гребковая поверхность, а вместе с тем и масса воды, перемещаемая в процессе плавания.
Во время плавания в ластах длительность цикла больше, чем при плавании кролем. При этом уменьшается время, которое тратится на пронос руки. Поэтому пловцу приходится раньше опускать руку в воду, удерживая ее вытянутой, ожидая пока гребок второй руки окончится. Благодаря этому повышается общая обтекаемость тела, а из-за сокращения топящей фазы проноса руки возрастает продуктивность гребка. Во время выполнения упражнений для исправления ошибок при плавании в стилях кроль и дельфин выгодно использовать плавание в ластах.
При плавании в ластах и плавании в стиле кроль координация движений в основном шестиударная. Пловцы, изучающие плавание в стиле дельфин в ластах, практикуют упражнение, при котором руки двигаются в стиле кроль, а ноги — в стиле дельфин.
Используя упражнения, применяемые в подводном плавании, спортсмены улучшают скорость и качество освоения упражнений, направленных на освоение водной среды, дыхание, задержку дыхания, движения ногами в стилях кроль и дельфин, ныряние и т. д.
Подготовительные упражнения. В начале обучения плаванию, для быстрого освоения водной среды, нужно в первую очередь решить такие вопросы как преодоление страха воды; ознакомление с температурой, плотностью, вязкостью и сопротивлением воды. А также необходимо сформировать у пловца умение опираться о воду и отталкиваться от нее основными гребущими поверхностями: ладонью, предплечьем, стопой и голенью. Для этого используются специальные подготовительные упражнения.
Для того, чтобы научиться ориентироваться в воде; открывать глаза в воде; привыкнуть к силе Архимеда, а также преодолеть инстинктивный страх воды, используются специальные упражнения с погружением в воду с головой, подныриваниями и открыванием глаз в воде. При их выполнении нужно стараться не вытирать глаза руками; не стряхивать воду, тряся головой и не закрывать глаза.
Для того, чтобы овладеть навыками управления положением тела в воде; лежания на поверхности воды и привыкнуть к гидростатической невесомости, необходимо выполнять упражнения на всплывание и лежание на воде.
Дыхательные упражнения помогают развивать навыки задержки дыхания на вдохе; умение делать выдох-вдох с задержкой дыхания на вдохе; освоения выдохов в воду.
Для освоения навыков удержания равновесия и обтекаемого положения тела, умения вытягивать тело в направлении движения, удерживать рабочую позу тела и правильно дышать, практикуют упражнения на скольжение.
Учебные прыжки в воду применяются для преодоления инстинктивного страха воды и быстрого освоения с водной средой, а также для подготовки к освоению стартового прыжка и элементов прикладного плавания.
При обучении плаванию в стиле кроль на груди, упражнения на движения ногами и на дыхание выполняются с различным начальным положением рук, на поверхности воды или под водой с использованием ласт. При изучении стиля дельфин, использование ласт ускоряет обучение волнообразному движению туловищем и хлесткому удару ногами. Для оптимизации процесса обучения используются упражнения в ластах. При этом сочетаются два стиля плавания: дельфин (движения руками) и кроль (движения ногами). Или наоборот: кроль (движения руками) и дельфин (движения ногами). Также полезно использовать в занятиях игры с элементами подводного плавания, такие как Акватлон, Подводный хоккей, Подводное регби и т. п. Благодаря этому спортсмены улучшают свой уровень владения техниками плавания, а также снимают стресс и улучшают настроение.
Литература:
- Подводный спорт и здоровье / под ред. С. К. Андреевой и др. — М.: Румянцева Н. Основы дайвинга. Учебник, разработанный и изданный Федерацией подводного спорта России. — М., 2010.
- Мазуров И. В. Подготовка подводного пловца. — М.: ДОСААФ, 1972. — 112 с.
- Румянцева Н., Школьников М. Плавучесть и координация движений в водной среде. — М. 2009.
- Плавание: Учебн. для студентов вузов физвоспитания и спорта / под ред. В. Н. Платонова. — К.: Олимпийская литература, 2005. — 496 с.
- Булгакова Н. Ж. Оздоровительное, лечебное и адаптационное плавание: учеб. пособие для студ. Высш. уч. завед. / Н. Ж. Булгакова. — М.: Издат. Центр «АКАДЕМИЯ», 2008. — 432 с.
- http://spo.1september.ru/article.php?ID=200601010
- Шумков А., Шумкова Л. Азбука плавания в ластах. — М., 2008, ДОСААФ, 1980. — 223 с.