Леса Российской Федерации имеют огромное значение для настоящего и будущего человечества: на их долю приходится более 20 процентов лесного фонда планеты, и поэтому они играют важнейшую экологическую и экономическую роль на местном, национальном и глобальном уровнях. Российский лесной сектор обладает значительным потенциалом для развития. В настоящем отчете представлена независимая экспертная оценка текущего состояния лесного сектора России и его перспектив до 2030 г. Использование лесов осуществляется с уступкой или без уступки лесного участка, установлением или отсутствием сервитута, публичного сервитута, изъятием или неизъятием лесных ресурсов. Несоблюдение гражданами, юридическими лицами, использующими леса, Правил лесного хозяйства и проекта развития лесного хозяйства приводит к досрочному прекращению аренды или продажи лесных земель, а также к принудительному прекращению права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или бесплатного пользования лесным участком, прекращению сервитута и публичного сервитута. В данной статье рассматриваются права общего природопользования в лесах РФ.
Ключевые слова: природопользование, Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО), федеральный закон, пользование, лесные земли.
Forests of the Russian Federation are of great importance for the present and future of mankind: They account for more than 20 percent of the world's forest resources, and therefore they play an important ecological and economic role at the local, national and global levels. The Russian forest sector has significant potential for development. This report presents an independent expert assessment of the current state of the Russian forest sector and its prospects until 2030. The use of forests is carried out with or without assignment of a forest plot, establishment or absence of an easement, public easement, withdrawal or non-withdrawal of forest resources. Non-compliance by citizens and legal entities using forests with the Rules of Forestry and the forestry development project leads to early termination of the lease or sale of forest lands, as well as to the compulsory termination of the right of permanent (indefinite) use of a forest plot or free use of a forest plot, termination of easement and public easement. This article discusses the rights of general nature management in the forests of the Russian Federation.
Keywords: nature management, federal law, use, forest lands.
Как указывают многие эксперты по природопользованию, существует три сценария развития лесного сектора в Российской Федерации: инерционный, умеренный и инноваций.
Лесной сектор России будет продолжать увеличивать производство при всех сценариях, но только инновационный сценарий позволит обеспечить его прогрессивное развитие на основе принципов устойчивого управления.
Исследование в области природопользования лесными ресурсами РФ ясно показывает, что для реализации инновационного сценария российскому лесному сектору необходима реализация реформ, связанных с его реструктуризацией и улучшением управления. Широкое международное сотрудничество станет важным фактором в достижении этой цели, и поэтому Российская Федерация активно сотрудничает с ФАО во многих областях, связанных с использованием, восстановлением и защитой своих лесов.
Это перспективное исследование является важным результатом этого сотрудничества; это вносит значительный вклад в наше понимание динамики и потенциала дальнейшего развития российского лесного сектора, а также проблем, с которыми он сталкивается.
Федеральное агентство лесного хозяйства инициировало это независимое экспертное исследование и поддержало все его этапы. ФАО оказала общую поддержку в реализации проекта, в том числе в отношении методологии. Федеральное агентство лесного хозяйства и ФАО приняли непосредственное участие в работе Консультативного совета по проекту «Прогноз развития лесного сектора Российской Федерации до 2030 года». Исследование было подготовлено многопрофильной группой экспертов, включая представителей научных исследований, образования, частного сектора и гражданского общества. В нем отражены мнения экспертов, представляющих правительственные учреждения, научные круги, гражданское общество и частный бизнес [16].
В соответствии с лесным законодательством РФ лесопользование может быть следующих видов [1, ст. 25]:
заготовка древесины;
сбор и заготовка недревесных лесных ресурсов;
сбор лесных продовольственных ресурсов и сбор лекарственных растений;
охотничья деятельность;
сельское хозяйство;
занятия рыбной ловлей, за исключением любительской рыбалки;
проведение научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;
создание и эксплуатация лесных насаждений;
выращивание лесных плодов, ягод, декоративных растений, лекарственных растений;
создание и эксплуатация лесных питомников;
проведение геологических изысканий недр, разведки и добычи полезных ископаемых;
строительство и эксплуатация водохранилищ и других искусственных водоемов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов;
строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов;
переработка древесины и других лесных ресурсов;
осуществление религиозной деятельности;
другие виды, определенные в соответствии с пунктом 2 статьи 6 настоящего Кодекса.
Леса могут использоваться для одной или нескольких целей, указанных в части 1 ст. 25 ЛК РФ, если иное не предусмотрено иными федеральными законами [11].
В любом случае, какова бы ни была природа возникновения данного права согласно ст. 25 ЛК РФ, оно представляет собой, прежде всего общее разрешение государства как собственника земель лесного фонда, закрепленное в федеральном законодательстве.
Что же касается, например, лесных участков, принадлежащих на праве собственности иным (кроме государства) лицам, то закрепленное в законе общее разрешение распространяется на все виды участков независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности и может считаться в этом случае публично-правовым обременением таких участков [12].
Устанавливая подобное разрешение, законодатель исходит из обеспечения равных прав граждан на доступ к природным (в том числе лесным) ресурсам. При этом «право граждан на доступ к природным ресурсам шире права общего природопользования, поскольку в него могут быть включены и такие виды природопользования, которые требуют получения разрешений и являются платным» [12, с. 40-49].
В то же время возможность пребывания в лесах как субъективное право, следующее непосредственно из закона, не связывается с получением предварительных разрешений и соответственно, не требует внесения каких бы то ни было платежей [12, с. 20-25].
При пребывании в лесах граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и правила ухода за лесами.
Гражданам запрещаются заготовка и сбор грибов и дикорастущих растений, виды которых занесены в Красную книгу Российской Федерации, красные книги субъектов РФ, а также грибов и дикорастущих растений, которые признаются наркотическими средствами в соответствии с законодательством о наркотических средствах.
Пребывание граждан может быть запрещено или ограничено в лесах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами.
Лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также заготовке и сбору находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных ст. 11 ЛК РФ. Предоставленные гражданам и юридическим лицам лесные участки могут быть огорожены только в случаях, предусмотренных ЛК РФ.
В настоящее время такого рода случаи в ЛК РФ не оговорены, однако некоторые авторы полагают, что само такое указание фактически дает возможность закрывать для общего доступа арендованные лесные участки независимо от того, находится арендуемый участок на землях лесного фонда или на землях иных категорий, по основаниям (в случаях), которые, вероятно, могут быть в последующем установлены.
Пока же запрещение или ограничение пребывания граждан в лесах по основаниям, не прописанным в ст. 11 ЛК РФ, не допускаются.
Предоставленные гражданам и юридическим лицам лесные участки могут быть огорожены также только в случаях, предусмотренных ЛК РФ, например допускается возведение ограждений на территориях лесопарковых зон в целях их охраны согласно ч. 4 ст. 105 ЛК РФ.
Использование лесов, представляющее собой предпринимательскую деятельность, осуществляется на землях лесного фонда лицами, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Использование лесов для переработки древесины и других лесных ресурсов является предпринимательской деятельностью, связанной с производством изделий из древесины и других продуктов этой переработки в соответствии со статьей 14 ЛК РФ.
Находящиеся в государственной или муниципальной собственности лесные участки предоставляются гражданам, юридическим лицам в аренду для переработки древесины и других лесных ресурсов.
В случае, если федеральные законы разрешают переработку древесины и других лесных ресурсов федеральными государственными учреждениями, государственные лесные участки могут быть переданы этим учреждениям для этой цели в постоянное (бессрочное) пользование.
Правила использования лесов для переработки древесины и других лесных ресурсов устанавливаются уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти.
Нашумевшее введение в категорию недревесных лесных ресурсов валежника, то согласно п. 6 ч. 1 ст. 82 ЛК РФ решение данных вопросов отнесено к компетенции органов государственной власти субъектов РФ.
В настоящее время в большинстве субъектов РФ такие нормативные акты приняты, однако единообразия при регулировании данных отношений нет. В частности, в ряде субъектов РФ эти вопросы урегулированы в нормативных актах общего характера, регламентирующих в целом вопросы лесопользования на территории конкретного субъекта.
В качестве примера можно привести Закон Республики Адыгея от 28 декабря 2007 г. N 144 «О регулировании отдельных лесных отношений», которым были утверждены Порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд, Порядок заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд, Порядок заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов и сбора ими лекарственных растений для собственных нужд и др.
В других субъектах РФ были приняты специальные законы, например Закон Республики Мордовия от 21 марта 2007 г. N 23-З «Об установлении порядка и нормативов заготовки древесины, порядка заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, порядка заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений на территории Республики Мордовия гражданами для собственных нужд» или Закон Еврейской автономной области от 5 декабря 2007 г. N 272-ОЗ «О регулировании некоторых вопросов реализации прав граждан в сфере лесных отношений на территории Еврейской автономной области».
Если все-таки целью сбора валежника и других недревесных ресурсов является бизнес, то независимо от того, физическое или юридическое лицо, необходимо: составить договор аренды, в исключительных случаях, на основании договора купли-продажи.
Получается, что для собственных нужд вы можете собирать валежник бесплатно, да еще и не по правилам.
Напоминаем, что Лесной кодекс Российской Федерации предусматривает отдельно:
Граждане имеют право оставаться свободными и свободными в лесах и для собственных нужд осуществлять сбор и заготовку дикорастущих фруктов, ягод, орехов, грибов, а также недревесных лесных ресурсов [1, ст. 11].
Также, Налоговый кодекс РФ сбор недревесных лесных ресурсов для собственных нужд освобождает от налогов:
доходы от продажи дикорастущих фруктов, ягод, орехов, грибов и других лесных ресурсов, пригодных для потребления (лесных продовольственных ресурсов), недревесных лесных ресурсов для собственных нужд, поэтому можно смело забрать его себе, если он необходим для личного пользования.
Критерии, по которым будет определяться право личного использования, при нахождении в лесу, не указаны [7].
Лесное законодательство РФ и другие нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения, основаны на следующих принципах:
1) устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, увеличение их потенциала;
2) сохранение средообразующих, водосберегающих, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и других полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду;
3) использование лесов с учетом их глобальной экологической ценности, а также с учетом продолжительности их выращивания и других природных свойств лесов;
4) обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощимого использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах;
5) сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, облесения;
6) улучшение качества лесов, а также повышение их продуктивности;
7) участие граждан, общественных объединений в подготовке решений, реализация которых может оказать влияние на леса при их использовании, охране, защите, воспроизводстве, в порядке и формах, установленных законодательством Российской Федерации;
8) использование лесов методами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека;
9) использование лесов по назначению, определяемому в соответствии с типами лесов и выполняемыми ими полезными функциями;
10) недопустимость использования лесов органами государственной власти, органами местного самоуправления;
11) платный характер пользования лесами.
Лесное законодательство РФ состоит из Лесного Кодекса РФ, других Федеральных законов и принятых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации [1, ст. 2].
Лесные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить ЛК РФ, и другим Федеральным законам.
Правительство Российской Федерации публикует нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения, в пределах полномочий, определенных настоящим Кодексом, другими Федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти публикуют нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения, в случаях, предусмотренных ЛК РФ, иными Федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, распоряжениями Правительства Российской Федерации [8].
На основании и во исполнение лесного законодательства РФ, иных Федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, распоряжений Правительства Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения.
На основании и во исполнение лесного законодательства РФ, иных Федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, распоряжений Правительства Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, могут издавать муниципальные правовые акты, регулирующие лесные отношения.
Лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения (лесные отношения) [1, ст. 3].
Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных насаждений, полученных при использовании лесов и осуществлении мероприятий по сохранению лесов, лесных и иных лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, иными Федеральными законами [9].
Участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица [1, ст. 4].
От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
Использование, охрана, охрана, воспроизводство лесов осуществляются исходя из представления о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе [1, ст. 5].
Информация о лесах является общедоступной информацией, доступ к которой для граждан и юридических лиц не может быть ограничен, если иное не предусмотрено Федеральными законами [1, ст. 5.1].
Информация о лесах размещена на официальных сайтах в сети Интернет органов государственной власти, органов местного самоуправления, осуществляющих в соответствии со статьями 81–84 ЛК РФ полномочия в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.
Структура и содержание информации о лесах устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Леса расположены [1, ст. 6] на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, установленных в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, определяются статьями 120–123 ЛК РФ.
Земли лесного фонда и нелесные земли относятся к землям лесного фонда [1, ст. 6.1].
К лесным землям относятся земли, на которых расположены леса, и земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, пепелища, сетчатки, пустыри, поляны и другие).
К нелесным землям относятся земли, необходимые для развития лесов (поляна, дорога и другие), и земли, неудобные для использования (болота, каменистые россыпи и другие).
Границы земель лесного фонда определяются границами лесных массивов.
Вывод. Таким образом, можно сказать что, для классификации выделяются разные виды права природопользования.
К ним относятся право общего природопользования и право специального природопользования.
Право общего природопользования представляет собой право использования природных ресурсов без получения разрешительных документов со стороны государства и иных уполномоченных лиц, как это было указано выше, согласно ст. 11 ЛК РФ. Являясь институтом экологического права, представляет собой систему норм, регулирующих совокупность прав и обязанностей, возникающих в связи с использованием природных ресурсов.
Право специального природопользования представляет собой право использования природных ресурсов с обязательным получением соответствующих разрешительных документов.
Право общего природопользования связано с реализацией естественного права каждого гражданина на благоприятную окружающую среду. Право на такое пользование природными объектами возникает непосредственно из законов или иных нормативных актов. При этом в ряде случаев устанавливаются пределы и условия общего пользования природными ресурсами.
Например, в земельном законодательстве прямо не предусматривается общее землепользование. Однако в составе земель городов предусмотрен такой вид земель, как земли общего пользования в городах, поселках и сельских населенных пунктах. Каждый гражданин, соответственно, осуществляет свое право общего землепользования на названных землях.
Статья 21 ЛК РФ устанавливает публичный лесной сервитут, в соответствии с которым граждане имеют право свободно пребывать в лесном фонде и в лесах, не входящих в лесной фонд, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
Статья 86 ЛК РФ более широко регулирует пребывание граждан в лесах: граждане имеют право бесплатно находиться на территории лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, собирать для собственных нужд дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, др. пищевые лесные ресурсы, лекарственные растения и техническое сырье, участвовать в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных мероприятиях, охотиться, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Так, запрещается сбор и заготовка гражданами дикорастущих растений и грибов, виды которых занесены в Красную книгу РФ и в перечень наркосодержащих растений и природного наркосодержащего сырья [13].
Рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, как пишут некоторые авторы, является одним из главных недостатков включения в охрану окружающей среды [15].
Таким образом, регулируя право общего природопользования, законодательство ограничивает его пределами, связанными с удовлетворением при этом собственных нужд .
Литература:
- Лесной кодекс Российской Федерации» от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 02.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021)
- Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ (ЗК РФ) (с изменениями от 13.07.2021 г.).
- Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
- Закон Республики Адыгея от 28 декабря 2007 г. N 144 «О регулировании отдельных лесных отношений».
- Закон Республики Мордовия от 21 марта 2007 г. N 23-З «Об установлении порядка и нормативов заготовки древесины, порядка заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, порядка заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений на территории Республики Мордовия гражданами для собственных нужд».
- Закон Еврейской автономной области от 5 декабря 2007 г. N 272-ОЗ «О регулировании некоторых вопросов реализации прав граждан в сфере лесных отношений на территории Еврейской автономной области».
- Боголюбов, С. А. Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации (постатейный) / С. А. Боголюбов, М. И. Васильева, Ю. Г. Жариков. — М.: ТК Велби; Изд-во Проспект, 2008.
- Бринчук, М. М. Охрана лесов — ответственная государственная задача // Научно-практическая конференция «Правовое регулирование использования и охраны лесов», 6 июня 2011 г.: тез. докл. — М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2011. — С. 24–29.
- Бринчук, М. М. Экологическое право: объекты экологических отношений. — М: Изд-во Института государства и права РАН, 2011.
- Быковский, В. К. Использование лесов в Российской Федерации: правовое регулирование: монография. — М.: Волтере Клувер, 2009.
- Быковский, В. К. Лесное право — традиционная отрасль российского права // Аграрное и земельное право // Право и государство. — 2010. — № 6 (66). — С. 94–99.
- Васильева М. И. Пребывание граждан в лесах // Аграрное и земельное право. 2007. N 9. С. 111, 116.
- Веригин Ю. А., Ударцева О. В. Экологическое право России: Курс лекций. — Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2002 г., с. 46–47.
- Голиченков А. К. Охрана окружающей природной среды, обеспечение экологической безопасности, обеспечение рационального использования природных ресурсов: термины, содержание, соотношение // Экологическое право России: сборник материалов научно-практических конференций 1995–1998 гг. / под ред. А. К. Голиченкова. М., 1999.
- Сухова Е. А., Абанина Е. Н., Зенюкова О. В. Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (постатейный). 2-е изд., перераб. и доп.
- Прогноз развития лесного сектора Российской Федерации до 2030 года. https://www.fao.org/3/i3020r/i3020r00.pdf.