На обложке
изображен Алексей Николаевич Леонтьев
(1903–1979), советский психолог, философ, педагог и организатор науки.
Родился Алексей
Николаевич в Москве, в семье мещан Леонтьевых. Окончив Первое
реальное училище (точнее, «единую трудовую школу»), он поступил на факультет
общественных наук МГУ. Университет Леонтьев не окончил, так как был исключен,
и он сдавал экзамены экстерном. По одной из версий, будучи студентом, он
заполнял какую-то анкету и на вопрос «Как Вы относитесь к советской
власти?» якобы ответил: «Считаю исторически необходимой». Впоследствии Леонтьев
был оставлен при Психологическом институте для подготовки к профессорской
деятельности, на это время пришлось смещение с поста директора-основателя
Института Г. И. Челпанова. Среди коллег Леонтьева в институте
в этот период работали: Н. А. Бернштейн, А. Р. Лурия,
в соавторстве с которым было выполнено несколько ранних исследований,
П. П. Блонский, а позднее — Л. С. Выготский.
Экспериментальные
и теоретические работы Леонтьева посвящены главным образом проблемам
развития психики (ее генезису, биологической эволюции и общественно-историческому
развитию; развитию психики ребенка), проблемам инженерной психологии, а также
психологии восприятия, мышления и т. д. Главное научное достижение ученого
связано с разработкой общепсихологической теории деятельности. Он выдвинул
также гипотезу о возникновении в филогенезе чувствительности;
положение о прижизненном формировании функциональных мозговых систем,
составляющих физиологическую основу специфически человеческих способностей.
В области
детской психологии Леонтьев разрабатывал положение о развитии
индивидуального сознания как о процессе, основанном на усвоении
(«присвоении») ребенком знаний, умений и норм, выработанных человечеством
в ходе исторического развития и закрепленных в продуктах
культуры и языке. Профессор исследовал различные формы активности ребенка
в процессе усвоения, роль в нем предметной деятельности, оптимальные
способы организации этой деятельности взрослым в ходе обучения, а также
разрабатывал вопросы психологии детской игры, психологические проблемы
сознательности учения, формирования у человека нравственных качеств.
Сформулировал положение об определяющем влиянии ведущей деятельности ребенка на
развитие его психики.
Многие люди,
работавшие с Алексеем Николаевичем, говорят о том, что он был
в определенном смысле выдающимся администратором в плане умения
играть в «административные игры»: полностью брал на себя урегулирование
отношений с властью, идеологией и т. п., а весь факультет
спокойно работал. Он говорил: «С порядочными, умными и талантливыми людьми
любой дурак работать сможет, а вы поработайте с теми, какие есть», —
и брал на себя эту неблагодарную работу. Леонтьев мог быть и был
жестким и непримиримым, когда ситуация того требовала. Но чаще он был
мягким, внимательным и человечным. Он не делал различий в общении
между академиком и студентом, секретарем ЦК и факультетской
буфетчицей. Он всегда здоровался первым.
Леонтьев прожил
длинную и очень насыщенную жизнь, но, вероятно, не реализовался до конца.
И поэтому в конце жизни не чувствовал себя счастливым и часто
уходил в работу. Друзей у него было мало, главным образом — коллеги,
которых он знал и любил с молодых лет.
Алексей Николаевич
был доктором педагогических наук, действительным членом АПН РСФСР, а также
лауреатом медали К. Д. Ушинского, Ленинской премии,
Ломоносовской премии I степени, почетным доктором Парижского и Будапештского
университетов и почетным членом Венгерской АН.