Особенности использования бросового материала в проектной деятельности ДОУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (389) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 22.11.2021

Статья просмотрена: 832 раза

Библиографическое описание:

Луценко, Е. Г. Особенности использования бросового материала в проектной деятельности ДОУ / Е. Г. Луценко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 47 (389). — С. 391-395. — URL: https://moluch.ru/archive/389/84044/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье автор описывает идею проектной деятельности в дошкольном учреждении с применением бросового материала.

Ключевые слова: проектная деятельность, бросовый материал.

На современном этапе развития дошкольного образования становится актуальным вопрос создания системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ метода проектов. Проанализировав различные источники, можно выделить следующие понятия «проекта»:

— проект, как буквально «брошенный вперед»;

— проект, как последовательная деятельность, выполняемая для достижения реальной цели и решения жизненной проблемы (Д. Уоткинс);

— а также как принятая и усвоенная детьми, в самостоятельной творческой деятельность актуальная информация и поэтапное движение цели (Л. С. Киселева).

Таким образом, проектная деятельность — это деятельность, при которой взаимодействуют педагоги, родители и дети. В результате данного взаимодействия у детей развиваются познавательные способности и творческое мышление, они учатся самостоятельно искать информацию и применять ее на практике, а педагог при этом оказывает не директивную помощь.

Основами для работы послужили:

— идеи Л. И. Божович, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина в области деятельностного и личностного подхода развития ребенка;

— в области компетентностного подхода при организации проектной деятельности мы разделили позицию сА. Л. Андреевым, Л. Н. Боголюбовым, Э. Ф. Зеером, И. А. Зимней, Н. В. Кузьминой, В. Н. Кунициной, А. К. Марковой и др.);

— вслед за позицией Н. А. Виноградовой, Т. А. Даниловой, Е. С. Евдокимовой, Л. С. Киселевой, Т. С. Лагоды, Е. П. Панькомы согласны, что метод проекта в детском саду имеет большое значение для интеллектуального развития детей, организации их продуктивного взаимодействия, в использовании возможностей привлечения родителей воспитанников и различных социальных институтов.

Идея работы: рассмотреть особенности использования бросового материала в проектной деятельности ДОУ.

Дети с рождения начинает познавать мир, а задача педагога состоит в том, чтобы дать им основные навыки и знания, которые могут пригодиться в дальнейшем, заинтересовать детей деятельностью, показать, как много вокруг обычных вещей, с которыми можно творить. Проектная деятельность педагога с детьми в этом случае не только помогает ребенку познавать окружающий мир, но и помогает педагогу решать свои педагогические задачи по воспитанию и обучению детей.

При реализации проектной деятельности чаще всего требуются большие ресурсные затраты, которые не всегда имеются в детском саду. В этом случае педагогам в работе можно рекомендовать использовать бросовый материал, который поможет развить творческую детскую фантазию, а также подарить «вторую жизнь» не нужным вещам.

Бросовый материал — это кладовая для развития детского творчества при проектной деятельности, кладезь для развития детской фантазии и воображения. Работа с бросовым материалом таит в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитывает бережное, заботливого отношения к ней, а также дает возможность ребенку «оживить», казалось бы, никому не нужный предмет, дать ему вторую жизнь.

Используя бросовый материал в проектной деятельности, дети чувствуют себя увереннее, не боятся испортить и сделать что-то неправильно, преодолевают в себе неуверенность и страх перед незнакомым делом. Они независимы от взрослых, так как его можно использовать по своему усмотрению, а главное — этот материал, который всегда можно найти, разнообразен, развивает детскую фантазию и воображение. Данный материал приучает к бережливости, так как ребенок никогда не сломает игрушку, к изготовлению которой приложил усилия и старания. Если произойдет поломка, сам сможет с легкостью починить поделку, используя тот же бросовый материал. Воспитывается бережное отношение к предметам, как к результатам своего труда. Ребенок учится не только создавать, но и преобразовывать предметы.

Детское творчество в проектной деятельности при работе с бросовым материалом — это не самоцель. Это путь к развитию у детей умения видеть в обычных предметах (во втулке от бумаги, в газете, в коробочке от киндер-сюрприза, в фольге от шоколадки, в коробке из-под обуви, в нитках и т. д.) все их скрытые возможности и красоту, что развивает у детей умение нестандартно мыслить, при котором ребенку необходимо самому подобрать, обработать и создать нечто совершенно новое, своё.

Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что проектная деятельность не только дает возможность развивать творческого ребенка, но и учит его действовать самостоятельно в окружаемом его пространстве, направляет познавательную деятельность дошкольников на результат, который достигается через определенную деятельность при решении поставленной проблемы. Решая проблему и работая над проектом, дети применяют имеющиеся у них знания и умения, в результате чего получают какой-либо результат. Дети не боятся ошибок и учатся мыслить творчески и креативно.

Предлагаем вашему вниманию новогодний краткосрочный (пятидневный) проект для детей старшего дошкольного возраста. Тема проекта: «Истории волшебного сундучка». В процессе работы над проектом у детей закладываются основы праздничной культуры, знакомятся с традициями празднования нового года в различных странах, настраиваются на эмоциональное положительное отношение к предстоящему празднику. У дошкольников возникает желание активно участвовать в подготовке к празднику, воспитывается чувство удовлетворения результатами своего труда, совершенствуются трудовые навыки, развиваются творческие способности, прививается любовь к близким, вызывается стремление поздравить их с праздником, преподнести им подарки, сделанные своими руками.

Цель проекта: знакомство с традициями празднования Нового года, изготовление новогодних атрибутов.

Задачи проекта:

— закреплять умение детей изготавливать новогодние атрибуты разными способами и из разного материала, в том числе и бросового, преобразовывать предметы;

— способствовать развитию ручной умелости, мелкой моторики, конструктивных умений и творчества;

— совершенствовать навыки самостоятельной и коллективной работы;

— воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа и интереса к художественному творчеству, бережного отношения к результатам своего труда и труда взрослых;

— помогать преодолеть страх перед незнакомым делом;

— учить практическому использованию поделок в сюжетно-ролевых играх, театрализованной деятельности и т. д.;

— способствовать творческой активности.

Ожидаемые результаты:

После завершения проекта у детей сформируется представления о новогоднем празднике; они смогут самостоятельно создавать разные продукты деятельности на новогоднюю тему; смогут подбирать изобразительные материалы для изготовления новогодних поделок; научатся работать в команде: продуктивно взаимодействовать с другими, уважать различные мнения.

Новый год — самый любимый, чудесный семейный праздник. Праздник с волшебными превращениями и подарками Деда Мороза. С чего же все начиналось? А начиналось все с вопросов детей:

— Что такое Новый год?

— Кто придумал Новый год?

— Для чего нужны новогодние украшения? Какие они бывают?

— Кто придумал украшать елки?

— Как празднуют Новый год в других странах? И т. д.

Разобраться в этих вопросах поможет работа, осуществляемая в ходе реализации проекта «Истории волшебного сундучка». Дети сами определили тему проекта, составляется план работы, определяется задания для реализации проекта, привлекаются родители, которые активно принимают участие в подборе энциклопедической и наглядной информации, участвуют в сборе необходимого бросового материала для изготовления новогодних работ.

Перед тем как перейти к основному творческому этапу, с детьми проводятся беседы о зиме, составляются рассказы по мнемотехническим таблицам, рассматриваются мнемотехнические дорожки и составляются по ним предложения. Также пересказываются рассказы о зиме, читается художественная литература, заучиваются наизусть стихотворения. Дети играют в дидактические и подвижные игры, рассматривают иллюстрации и участвуют в сборе бросового материала.

Когда наступает время новогодних праздников — время красивой доброй сказки. Рано утром, когда дети приходят в детский сад, они обнаруживают пушистую зеленую елочку, под которой стоит волшебный сундучок, закрытый на замочек. Сундучок украшен снежинками, а на крышке изображены Дед Мороз и Снегурочка. На сундуке лежит конвертик с загадкой:

«Вокруг елки обойди, ключик от замка найди, как откроешь, посмотри, что за чудо там внутри?»

Когда дети открывают сундук, они видят, что в нем лежат разные предметы: картонные втулки, обрезки цветной бумаги, одноразовые бумажные тарелки, журналы, газеты, игрушка на елку-карнавальная маска, хвоинки, шишки, шляпные резинки, перья, снежинки, коробочки от киндер-сюрпризов, разноцветные нитки, кусок мешковины, марля, вата, магнитные картонные наклейки на холодильник. Педагог задает вопросы: «Что же это такое?», «Почему они лежат в сундуке?», «Это что, подарки от Деда Мороза?», «Как все эти предметы можно использовать?» и т. д.

Задача воспитателя, натолкнуть на мысль, подвести детей к правильному ответу о том, что это, конечно, не подарки, но из этих предметов можно сделать самые настоящие подарки к Новому году и положить их под елочку в канун праздника, чтобы порадовать своих близких. На вопрос детей о том, почему елка, самое главное дерево в Новый год, педагог рассказывает легенду о том, почему именно это дерево под Рождество радует нас своим праздничным нарядом. Древняя легенда гласит, что, когда все деревья преподнесли в дар маленькому Христу свои яркие цветы и сочные плоды, ель хотела отдать ему свои жёсткие смоляные шишки. Ведь больше у неё ничего не было! Деревья подняли её на смех, но малыш Христос сказал, что ему дорог любой подарок, если он идет от сердца. В знак своей признательности велел он с тех пор быть ели вечнозелёной и украшаться каждый год под Рождество. На Руси же украшать ёлки под Рождество повелел Пётр 1. Вот и теперь её пушистые, увешанные игрушками ветви собирают нас на светлый праздник.

Педагог предлагает воспользоваться некоторыми предметами из сундука, чтобы сделать елочку.

Ручной труд. Тема занятия: «Мы ёлочку сделаем сами, смастерим своими руками». Коллективная работа.

Используемые материалы: бросовый картон, шишки, газеты, марля или мешковина, краски, кисточки или губки, клей ПВА, разведенный, водой.

Это очень трудоемкий процесс, требует от детей выдержки, работу можно разделить и закончить в свободное вечернее время. Процесс изготовления идет лучше, если он сопровождается небольшими рассказами.

«Про клей…». Белый клей ПВА строг, но справедлив, он очень спокойный, даже медлительный. Посмотрите, как он медленно течет. Он ужасно не любит торопиться. Если человек, работая с этим клеем, спешит, торопится, старается все сделать кое-как, то работа получается неаккуратная и некрасивая. Но если человек делает все спокойно, внимательно, то клей ему помогает. А когда он высыхает, все неаккуратности и некрасивости, если они есть, исчезают. Вот он какой, клей ПВА.

Когда поделка готова, дети снова заглядывают в сундук. Там дошкольники находят фотографии уже сделанной плоскостной елочки и книжки-раскладушки с пооперационными картами для каждого ребенка. В процессе беседы с детьми выясняется, что это, для чего можно использовать? Какие материалы можно выбрать для поделки? Предлагается сделать лес из ёлочек для показа театра «Двенадцать месяцев» на магнитной доске.

Обрывная аппликация. Тема занятия: «Ёлочка-красавица».

Используемые материалы: бросовый картон, вата, обрезки цветной зеленой бумаги, картонные магнитики, клей ПВА.

Работа сопровождается рассказыванием отрывков из сказки, стихами, загадками, возможно тихое музыкальное сопровождение. В результате получаются пушистые красивые ёлочки, на которые наклеиваются магнитики сзади и используются в театрализованной деятельности.

Когда поделка готова, дети вновь заглядывают в сундучок и находят карточку-ребус. На силуэте ёлочки нарисован пример: картонная втулка + чёрный квадратик + коробочка от киндер-сюрприза + ниточка + скотч = пингвин. Дети угадывают или воспитатель наводит на мысль о новогодней игрушке для ёлки. Выполняют работу, опираясь на пооперационные карты.

Конструирование из бросового материала. Тема: «Новогодняя игрушка на ёлку — пингвин».

Используемые материалы: втулки, черная и белая бумага, киндер-сюрпризы, двусторонний скотч, клей ПВА.

Когда игрушка готова, дети вешают её на ёлочку в группе. Пооперационные карточки-книжечки дети могут забрать домой и сделать игрушку с родителями для домашней ёлочки.

Чего же не хватает, чтобы весело встретить Новый год? Дошкольники заглядывают в сундучок, находят там загадку-ребус, например: в слове «каска» нет первой буквы, нужно вставить на её место последнюю букву из слова «сом». Получилась «маска», новогодний атрибут, без которого не проходит ни один праздничный карнавал.

Аппликация. Тема: «Карнавальная маска».

Используемые материалы: одноразовые картонные тарелки, стаканчики из-под йогурта, шляпные резинки, вата, газеты, двусторонний скотч, обрезки цветного картона и бумаги, марля, клей ПВА.

Получаются великолепные маски для карнавала. Их можно использовать в театральной деятельности, для обыгрывания разных сюжетов, для самостоятельных игр детей, для подвижных игр на прогулке и в группе. Последний проектный день посвящается оформлению тайных пожеланий, которые собрали в красивый мешочек, найденный в сундуке. Дети кладут его под ёлку с готовыми сюрпризами, чтобы потом поиграть в игру «Волшебный мешочек», вытягивая сюрпризное пожелание, не глядя. Также можно сделать такие сюрпризы для родственников и повесить их на домашнюю ёлку, а в Новый год снять и прочитать.

Мастер-класс. Рубрика «Очень умелые ручки»: «Чудесные пожелания».

Использованные материалы: киндер-сюрпризы, цветная бумага, вата, нитки, бумага для записочек, двусторонний скотч, клей ПВА.

К концу недели дети полностью осваивают содержание проекта. Дети с удовольствием осваивают все этапы проекта: собирают и приносят различный бросовый материал, им интересно, во что же может превратиться ненужная коробочка, лоскуток ткани, обрывки газет, кусочки поролона, проволоки, втулка от бумаги и т. д. Родители также принимают активное участие: делятся книгами, энциклопедиями, помогают искать информацию в интернете, участвуют в мастер-классе по изготовлению «Чудесных пожеланий». После окончания проекта. Дети продолжают самостоятельно придумывать способы изготовления масок, рисовать новогодние сюжеты и придумывать новые способы превращения бросового материала в нужные и красивые предметы.

Таким образом, использование бросового материала в работе с детьми помогает не только учить их видеть прекрасное вокруг себя, но и развивать у дошкольников креативность, умение нестандартно мыслить, а также беречь вещи вокруг себя.

Литература:

  1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с.
  2. Божович Л. И. О культурно-исторической концепции Л. С. Выготского и ее значении для современных исследований психологии личности // Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. С. 357–366.
  3. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. С. 321–356.
  4. Давыдова Г. Н. Детский дизайн. Поделки из бросового материала / Г. Н. Давыдова. — М.: Скрипторий, 2006. — 80 с.
  5. Живые коробочки/ А. Падберг; [пер. с нем. Ю. В. Кордун].-3-е изд.-М.: Айрис-пресс, 2009.-32 с.: цв. ил.+вклейка 16 с.- (Чудесные фантазии).
  6. Журнал «Дошкольное воспитание», № 2, 1991.
  7. Журнал «Дошкольное воспитание», № 4, 2007.
  8. Журнал «Ребенок в детском саду», № 4, 2007.
  9. Играем пальчиками и развиваем речь. Авт. В. В. Цвынтарный. — Нижний Новгород.: Издательство Флокс, 1995.
  10. Игры для детей на все времена. Сост. Г. Н. Гришина,-М.:ТЦ Сфера, 2008. 96с.
  11. Инновации в логопедическую практику. Сост. О. Е. Громова.-М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008.
  12. 33лексические темы. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением. Загадки для детей (6–7)/Авт.-сост. А. В. Никитина.-СПб.: Каро, 2009.- 128с.
  13. Новогодняя сказка. Стихи. Песенки. Сказки. Отв. За выпуск В. Рябченко.: Изд. Махаон, 2006.
  14. Объемные картинки: Учебно-методическое пособие для дошкольников/Л. М. Салагаева.-СПб.:Детство-Пресс. 2007.-64 с., ил.+цв.вкл.
  15. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения (Серия «Управление дошкольным учреждением»)/Л. С. Киселева, Т. С. Логода, Т. А. Данилина.-М: Издательство АРКТИ, 2013.-96 с.
  16. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: для работы с детьми 4–7 лет. Авт. Л. Ю. Павлова.-М.: мозаика-Синтез, 2012.- 80с.
  17. Счастливые малыши в детском саду. Персональный сайт в-ля д/с Е. С. Петровой.
  18. Учимся, говорим, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ. Сост. Г. Н. Сергиенко.-Воронеж, 2006.
  19. https://m.vk.com/clab_sunduk_ru?from=group «сундучок» для воспитателей и педогогов.
  20. WWW.karapuz.com Из газеты/Л. Г. Сергеева. Оформление серии-журнал «Мастерилка», 2001.
  21. WWW.maam.ru Международный портал.
Основные термины (генерируются автоматически): бросовый материал, ребенок, проектная деятельность, работа, волшебный сундучок, двусторонний скотч, детский сад, клей, материал, предмет.


Ключевые слова

проектная деятельность, бросовый материал

Похожие статьи

Проектная деятельность на уроках литературы в основной школе

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты применения проектной детальности как одного из активных методов обучения на уроках литературы в основной школе.

Особенности организации учебной деятельности подростков при изготовлении мебельных изделий на уроках технологии

В статье обоснован процесс организации учебной деятельности старшеклассников в ходе разработанного курса «Проектирование мебельных изделий из древесины».

Проектная деятельность младших школьников (на примере проекта «Как и из чего делают бумагу»)

В статье представлено описание проектной деятельности детей по получению бумаги в домашних условиях методом вторичной переработки сырья.

Организация проектной деятельности на уроках в начальных классах

В статье автор раскрывает тему проектной деятельности и её организации у младших школьников.

Использование учебных стендов для эффективного формирования профессиональных компетенций обучающихся специальности «Электроснабжение»

Статья посвящена эффективности использования учебных стендов в образовательном процессе. В данной статье рассматривается необходимость внедрения в учебный процесс активных методов обучения. Автор демонстрирует процесс использования комплекта типового...

Отбор объема и содержания тематического материала как важный элемент проектирования занятия внеурочной деятельности

Статья посвящена проблеме отбора и содержания тематического материала с учетом возрастных особенностей при подготовке занятий внеурочной деятельности.

Использование проектных технологий при обучении математике как средство достижения результатов образования в соответствии с ФГОС ООО

В статье рассматривается применение проектных технологий при обучении математике в средней школе, обосновывается целесообразность применения этих технологий в урочной и внеурочной деятельности.

Организация проектной деятельности в ДОУ

В статье автор делится своим опытом работы использования нового подхода в образовательном процессе.

Обучение учащихся проектной деятельности при конструировании различных объектов труда на уроках технологии

Статья посвящена проблеме обучения учащихся проектной деятельности при конструировании различных объектов труда на уроках технологии, с учётом возрастных особенностей.

Жанровая реинтерпретация художественного текста как форма творческо-аналитической работы в рамках проектной деятельности обучающихся

В статье описывается методика и опыт автора в реализации проекта жанрового реинтерпретирования художественного текста, а также возможность применения данной формы работы в школьном образовании.

Похожие статьи

Проектная деятельность на уроках литературы в основной школе

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты применения проектной детальности как одного из активных методов обучения на уроках литературы в основной школе.

Особенности организации учебной деятельности подростков при изготовлении мебельных изделий на уроках технологии

В статье обоснован процесс организации учебной деятельности старшеклассников в ходе разработанного курса «Проектирование мебельных изделий из древесины».

Проектная деятельность младших школьников (на примере проекта «Как и из чего делают бумагу»)

В статье представлено описание проектной деятельности детей по получению бумаги в домашних условиях методом вторичной переработки сырья.

Организация проектной деятельности на уроках в начальных классах

В статье автор раскрывает тему проектной деятельности и её организации у младших школьников.

Использование учебных стендов для эффективного формирования профессиональных компетенций обучающихся специальности «Электроснабжение»

Статья посвящена эффективности использования учебных стендов в образовательном процессе. В данной статье рассматривается необходимость внедрения в учебный процесс активных методов обучения. Автор демонстрирует процесс использования комплекта типового...

Отбор объема и содержания тематического материала как важный элемент проектирования занятия внеурочной деятельности

Статья посвящена проблеме отбора и содержания тематического материала с учетом возрастных особенностей при подготовке занятий внеурочной деятельности.

Использование проектных технологий при обучении математике как средство достижения результатов образования в соответствии с ФГОС ООО

В статье рассматривается применение проектных технологий при обучении математике в средней школе, обосновывается целесообразность применения этих технологий в урочной и внеурочной деятельности.

Организация проектной деятельности в ДОУ

В статье автор делится своим опытом работы использования нового подхода в образовательном процессе.

Обучение учащихся проектной деятельности при конструировании различных объектов труда на уроках технологии

Статья посвящена проблеме обучения учащихся проектной деятельности при конструировании различных объектов труда на уроках технологии, с учётом возрастных особенностей.

Жанровая реинтерпретация художественного текста как форма творческо-аналитической работы в рамках проектной деятельности обучающихся

В статье описывается методика и опыт автора в реализации проекта жанрового реинтерпретирования художественного текста, а также возможность применения данной формы работы в школьном образовании.

Задать вопрос