Конституционно-правовые основы регулирования экономических отношений местного самоуправления | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №47 (389) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 23.11.2021

Статья просмотрена: 324 раза

Библиографическое описание:

Правосудова, О. В. Конституционно-правовые основы регулирования экономических отношений местного самоуправления / О. В. Правосудова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 47 (389). — С. 287-289. — URL: https://moluch.ru/archive/389/85420/ (дата обращения: 18.12.2024).



Местное самоуправление в России (МСУ) определяется как форма самоорганизации местных сообществ. Их самостоятельная деятельность позволяет гражданам решать вопросы местного значения, исходя из интересов жителей, в границах муниципального образования. В России местное самоуправление признается и гарантируется статьей 12 главы 1 Конституции [5]. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Глава 8 Конституции раскрывает основные принципы устройства и функционирования органов местного самоуправления, и гарантирует защиту прав местного самоуправления.

Органы местного самоуправления отделены от органов государственной власти, а их самостоятельность имеет под собой экономическую основу — местный бюджет, местные налоги (сборы) и муниципальную собственность. Суть МСУ определяется тем, что население, проживающее на определенной территории, самостоятельно решает вопросы местного значения, а также владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

В России действует система правовых актов, которые регулируют общественные отношения в сфере местного самоуправления. Эта система составляет его правовую основу:

– общепризнанные принципы и нормы международного права;

– международные договоры;

– Конституция РФ;

– федеральные конституционные законы, № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года и другие федеральные законы;

– федеральные нормативные правовые акты, такие как указы и распоряжения Президента, постановления и распоряжения Правительства, нормативные правовые акты палат парламента, акты Конституционного Суда РФ и т. д.;

– законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;

– уставы муниципальных образований;

– решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан;

– иные муниципальные правовые акты.

Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет.

Система современных общественных отношений представляет развитие экономических отношений, в частности значительную часть работы на основании местного самоуправления. Отсутствие развитой системы местного самоуправления, законодательно закрепленной возможности принимать решения самостоятельно в области реализации экономических, социально-бытовых, культурных и прочих задач местного уровня формирует ситуацию, при которой становится затруднительным построение рыночных и демократичных структур в системе государственной власти.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ в главе 8 закрепляет экономическую основу местного самоуправления, под которой будет пониматься находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований [6].

В соответствии со статьей 49 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

Помимо этого, исходя из части 1 статьи 50, в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначаемое для реализации отдельных государственных полномочий органами местного самоуправления.

Местное самоуправление становится значимой основой конституционного строя, так как оно рассматривается в качестве основополагающего принцип организации власти в рамках общественных и государственных структур.

Конституция Российской Федерации отмечает, что местное самоуправление становится одним из значимых демократических элементов, которые формируют основы управления в РФ, что закрепляется в главе 8.

Местное самоуправление становится одним из ведущих конституционных принципов, на основании которых происходит утверждение, признание и гарантия возможностей организации самостоятельности правоприменительной власти, которая оказывается направленной на осуществление данного принципа, а также на формирование особого политико-правового состояния общественной жизни, которое складывается в соответствии с влиянием конституционного механизма.

Местное самоуправление становится способом выражения народовластия, который характеризуется возможностью реализации власти на местах, на основании чего происходит самостоятельное принятие решений, которое проходит через исторические, культурные и прочие традиции, характерные для рассматриваемого места. Таким образом граждане и организуемые ими органы для реализации местного самоуправления принимает ответственность за организацию и ведение местных дел.

Местное самоуправление становится неотъемлемым правом граждан, закрепленным на конституционном уровне, предоставляющим возможность заниматься решением вопросов местного значения. Это означает наличие самостоятельности и единоличной ответственности, которая ложится на органы местного самоуправления в ходе решения экономических, социальных и прочих задач.

В перечень задач по реализации экономических отношений относятся подготовка программ социально-экономического и культурного развития, обеспечения сбалансированности развития, эффективное использование природных, трудовых и финансовых ресурсов, составление баланса всех видов ресурсов и всех видов доходов, необходимых для управления экономическим, социальным и культурным развитием, осуществление полномочий в области бюджета и др. [3]

Экономические отношения формируют систему взаимосвязанных компонентов экономического происхождения, элементов экономической природы общественной деятельности и влиятельных экономических факторов ее развития.

От уровня экономического развития страны зависят суть региональной экономической политики и ее направление, суть определенных правительством приоритетов (социальных и экономических). Региональная экономическая политика нацелена на реализацию социальной политики и плотно и органично связана с ней. Объектами такой политики являются территориальные образования. Субъектами являются центральные органы власти государства, органы местного самоуправления, которые решают проблемы социально-экономического развития регионов. Предметом региональной экономической политики является распределение власти между центром и регионами и практическая деятельность по достижению определенных приоритетов использования внутренних ресурсов региона для совершенствования структуры экономики, развития социальной инфраструктуры, решения проблем рынка труда, экологической безопасности и тому подобное.

Среди стратегических задач экономического регионального развития отечественные ученые выделяют следующие: выход из кризиса; стабилизация экономики региона; реструктуризация хозяйственного комплекса региона; создание социально-ориентированной экономики [2].

Деятельность органов местного самоуправления реализуется посредством ряда полномочий. Органы местного самоуправления имеют полномочия по реализации муниципальной экономической политики, что обеспечивает в свою очередь реализацию хозяйственной и организационной функции. Для этого путём целенаправленных и опосредованных воздействий обеспечивается постоянное функционирование муниципальной экономики.

Одной из областей воплощения экономических основ функционирования муниципальных образований становятся финансовые отношения. Местное самоуправление имеет экономическую основу, обеспечивающую возможность его развития и функционирования. Такой основой становится Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятый в 2003 году.

Основой муниципальной экономической системы является муниципальное хозяйство. На практике муниципальное хозяйство является составляющей национальной экономики, где используется почти 25 % основных фондов государства, занято до 6 % трудоспособного населения страны, предоставляется более 40 видов услуг.

Почти в каждом субъекте Российской Федерации действуют собственные законы местного самоуправления, на основании которых происходит формирование общих принципов. В статье 28 федерального закона «Об общих принципах» говорится, что муниципальная собственность составляет экономическую основу МСУ.

В 2018 г. Конституционный Суд РФ утвердил решение, которое связано с исследованием межбюджетных отношений, то есть тех отношений, которые складываются в области муниципального образования, конкретного субъекта РФ. Была сформирована устойчивая и многочисленная практика, в рамках которой органы местного самоуправления не имеют возможности пытаться взыскать с бюджета субъекта Российской Федерации денежные средства даже в случае соответствующего судебного решения. В рамках этого положения попытки муниципального образования по взысканию денежных средств встречают отказы, если они выходят за рамки установленного.

Согласно содержанию Конституции РФ, органы местного самоуправления обладают рядом специфических прав, среди которых можно выделить следующие:

– Управление собственностью;

– Формирование и утверждение местного бюджета;

– Определение местных налогов и сборов;

– Осуществление охраны общественного порядка;

– Иные вопросы, связанные с финансовой сферой.

При этом необходимо помнить и о том, что органы местного самоуправления могут быть наделены специальными государственными полномочиями, подразумевающими в своей основе выдачу материальных и финансовых средств. Однако, данные решения должны быть согласованы с теми органами, которые осуществляют контроль за деятельность учреждений местного самоуправления.

Конституция РФ совместно с содержанием действующего законодательства наделяет органы местного самоуправления рядом специфических полномочий, позволяющих решать проблемы на территории определенного субъекта РФ.

В соответствии с содержанием статьи 47 Бюджетного кодекса РФ, в качестве собственных доходов бюджета можно рассматривать исключительно налоговые и неналоговые доходы [7].

В настоящий момент местные бюджеты формируются за счет источников финансирования:

  1. Местные сборы и налоги
  2. Федеральные налоги в соответствии с установленными нормативами
  3. Специальные налоговые режимы.

Составной частью всей экономической системы является финансовая основа функционирования органов местного самоуправления. Она образует единое целое с общими правилами и принципами функционирования муниципального образования.

В качестве самостоятельного института финансовая система работы местного самоуправления становится совокупностью правовых норм, в рамках которых происходит закрепление правил и регулирование общественных отношений, возникающих в ходе организации и реализации средств местного бюджета.

Таким образом, формат местного самоуправления на территории Российской Федерации складывался на протяжении длительного времени. Значимым фактором становится то, что государство все время стремилось и стремится обеспечить возможность для возрождения института местного самоуправления в периоды кризисных, переломных моментов. Число полномочий, объем доступных материальных и финансовых средств напрямую зависит от действующего политического режима. Местное самоуправление позволяет создавать уникальную ситуацию в каждом субъекте РФ, так как оно позволяет использовать рычаги регулирования финансовой политики со стороны государства, в соответствии с действующей поддержкой населения, которое принимает участие в разработке проектов относительно финансовой общественной жизни посредством производственных и финансовых групп, а также с использованием непосредственно органов местного самоуправления.

Литература:

  1. Прудентов, Р. В. Метод правового регулирования: вопросы теории и конституционного права: [монография] / Р. В. Прудентов. — Москва: Статут, 2019. — 190 с.
  2. Чупилкина, А. Ф. Конституционно-правовая ответственность органов публичной власти за экономическое развитие Российского государства: монография / А. Ф. Чупилкина; Федеральная служба исполнения наказаний, Самарский юридический институт. — Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2018. — 167 с.
  3. Томильцев, А. В. Функции и услуги в системе государственного и муниципального: монография / А. В. Томильцев Л. И. Воронина, С. Н. Костина / под общ. ред. проф. Т. М. Резер. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017; https://elar.urfu.m/bitstream/10995/46428/3/ 978–5–7996–1916–9_2017.pdf
  4. Государственная власть и местное самоуправление. — 2018. — № 10. — 64 с.
  5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
  6. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.09.2021)
  7. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 15.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.07.2021)
Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, Российская Федерация, муниципальная собственность, экономическая основа, муниципальное образование, общий принцип организации, орган, государственная власть, местное значение, местный бюджет.


Похожие статьи

Проблемы разграничения полномочий в сфере правового регулирования местного самоуправления Российской Федерации и субъектов Российской Федерации

Теоретические и правовые основы осуществления судебной власти в Российской Федерации

Конституционно-правовой механизм обеспечения единства правового пространства Российской Федерации

Правовые основы обеспечения защиты прав лиц в административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов

Понятие и сущность конституционного судопроизводства в правовой системе России

Актуальные аспекты образовательной политики в системе высшего юридического образования

Теоретические основы диспозитивного режима уголовно-правового регулирования

Теоретико-правовые основы деятельности таможенных органов при осуществлении правовых функций

Конституционно-правовое обоснование проведения административной реформы в Российской Федерации

Проблемы и перспективы развития конституционного судопроизводства в субъектах Российской Федерации

Похожие статьи

Проблемы разграничения полномочий в сфере правового регулирования местного самоуправления Российской Федерации и субъектов Российской Федерации

Теоретические и правовые основы осуществления судебной власти в Российской Федерации

Конституционно-правовой механизм обеспечения единства правового пространства Российской Федерации

Правовые основы обеспечения защиты прав лиц в административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов

Понятие и сущность конституционного судопроизводства в правовой системе России

Актуальные аспекты образовательной политики в системе высшего юридического образования

Теоретические основы диспозитивного режима уголовно-правового регулирования

Теоретико-правовые основы деятельности таможенных органов при осуществлении правовых функций

Конституционно-правовое обоснование проведения административной реформы в Российской Федерации

Проблемы и перспективы развития конституционного судопроизводства в субъектах Российской Федерации

Задать вопрос