Корпоративные ценные бумаги как инструмент управления капиталом корпорации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №47 (389) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 20.11.2021

Статья просмотрена: 1022 раза

Библиографическое описание:

Донгак, О. Е. Корпоративные ценные бумаги как инструмент управления капиталом корпорации / О. Е. Донгак. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 47 (389). — С. 92-95. — URL: https://moluch.ru/archive/389/85424/ (дата обращения: 18.12.2024).



Актуальность представленного исследования определяется необходимостью развития сегмента корпоративных ценных бумаг как способа финансирования потребностей и управления капиталом современных корпораций. Целью работы является исследование особенностей развития сегмента корпоративных ценных бумаг на российском фондовом рынке. В процессе проведения исследования использованы методы анализа и синтеза, статистический и графический методы. Результатом проведения исследования выступает выявление основных признаков корпоративной ценной бумаги, тенденций и проблем развития рынка, определение направлений решения выявленных проблем.

Ключевые слова: корпорации, ценные бумаги, корпоративные ценные бумаги, капитал организации, источник финансирования, рынок корпоративных ценных бумаг.

Введение

Современные предприятия, в особенности, те из них, которые обладают необходимым количеством свободных денежных ресурсов для их последующего размещения в целях повышения уровня инвестиционной привлекательности и использования в качестве дополнительного источника роста собственного капитала, все чаще становятся игроками рынка ценных бумаг. Выпуская в обращение корпоративные ценные бумаги, такие предприятия используют их не только и не столько в качестве инструмента подтверждения права владельца на участие в управлении компанией, но и привлекают за счет них дополнительные денежные средства. Подобное направления развития выступает как один из наиболее эффективных инструментов современного финансового менеджмента в рамках формирования и управления капиталом предприятия. Для того чтобы разобраться в механизмах его функционирования, стоит определить основные понятия.

  1. Понятие и признаки корпоративных ценных бумаг

Одной из проблем развития сегмента корпоративных ценных бумаг в контексте функционирования современного фондового рынка является отсутствие опыта их развития и продвижения, а также недостаточно проработанная теоретическая и нормативно-правовая основа применения. Прежде всего, определение корпоративных ценных бумаг отсутствует в действующем законодательстве, что значительно осложняет определение термина и становится причиной наличия многочисленных позиций относительно того, какие именно ценные бумаги являются корпоративными. В соответствии с достаточно распространенной в литературе точкой зрения в состав корпоративных ценных бумаг входят только эмиссионные ценные бумаги, другие говорят о том, что к их числу относятся только некоторые виды эмиссионных ценных бумаг, третьи отмечают, что корпоративными ценными бумагами стоит считать любые ценные бумаги, которые были выпущены юридическим лицом. Думается, что в последнем случае термин «корпоративная ценная бумага» является способом отграничения государственных ценных бумаг от ценных бумаг юридических лиц [5, c. 78].

Кроме того, отдельные авторы придерживаются точки зрения о том, что в качестве корпоративных бумаг могут выступать только акции, которые являются такой разновидностью эмиссионных ценных бумаг современного предприятия, которое предоставляет владельцу акций определенный объем имущественных и неимущественных прав. И несмотря на то, что в некоторых определениях прямо не указывается на то, что в качестве корпоративной ценной бумаги автором рассматриваются исключительно акции, содержание такого определения свидетельствует об этом напрямую. В частности, Э. С. Петросян, определяя понятие корпоративной ценной бумаги говорит, что она может быть охарактеризована как «оборотоспособная, эмиссионная ценная бумага с установленными законодательством реквизитами и формой, признанная государством, выпущенная юридическим лицом, предоставляющая владельцу имущественные и неимущественные права в течение всего срока существования эмитента» [3, c. 52]. При этом в соответствии с отечественной доктриной трактовки механизмов функционирования рынка ценных бумаг и их обращения считается, что исключительно владение акцией предоставляет не только имущественные, но и неимущественные права (например, предоставляет право на участие в управлении компанией).

Все перечисленные сложности являются следствием непроработанности законодательных норм и указывают на необходимость их оптимизации. На основании обобщения особенностей корпоративных ценных бумаг могут быть выявлены следующие ее признаки:

— в качестве эмитента корпоративных ценных бумаг выступают акционерные и хозяйственные общества, банки, инвестиционные компании и фонды;

— корпоративные ценные бумаги являются эмиссионными;

— приобретение корпоративной ценной бумаги закрепляет имущественные и неимущественные права владельца, в том числе, право на участие в управлении компанией.

С учетом сказанного может быть предложено такое определение корпоративной ценной бумаги: корпоративная ценная бумага представляет собой разновидность эмиссионной ценной бумаги, которая выпускается корпорацией и удостоверяет имущественные и неимущественные права владельца.

Чаще всего в качестве корпоративных ценных бумаг в российской практике фондового рынка выступают акции и облигации, однако, таковыми также могут являться векселя, долговые и производные ценные бумаги. При этом значение сегмента корпоративных ценных бумаг в целом довольно велико, поскольку определяется как в рамках развития фондового рынка и национальной экономики в целом, так и применительно к стимулированию деловой и инвестиционной активности самой корпорации [6, c. 97].

  1. Значение и особенности развития российского рынка корпоративных ценных бумаг

Значительная доля российского фондового рынка, как первичного, так и вторичного, представлена именно сегментом корпоративных ценных бумаг. Для эмитента такие ценные бумаги являются средством развития корпорации и одновременно выступают источником привлечения дополнительных средств, способом оптимизации структуры капитала за счет ее увеличения и оптимизации источников финансирования текущих потребностей. За счет продажи ценных бумаг их владельцы получают возможности для дополнительного привлечения капитала. Кроме того, размещение ценных бумаг на рынке выступает эффективным инструментом повышения деловой и инвестиционной, в ряде случаев — и инновационной активности предприятия, так как стимулируют его развитие: от репутации, имиджа, уровня конкурентоспособности и показателей развития корпорации непосредственным образом зависит стоимость ее ценных бумаг, которая оценивается сегодня наряду с другими экономическими и хозяйственными показателями при проведении оценки стоимости бизнеса [1, c. 44].

С другой стороны, развитие рынка корпоративных ценных бумаг важно с точки зрения показателей функционирования фондового рынка и национальной экономики в целом: в результате обращения таких ценных бумаг владельцы временно свободных денежных средств приобретают такие ценные бумаги, создавая условия для оперативного обеспечения финансовыми ресурсами определенных секторов и сегментов экономики, мобилизуя необходимые им инвестиционные ресурсы и создавая реальные условия для развития. В результате необходимые денежные средства позволяют развивать отдельные виды промышленности, аграрный сектор, сектор банковских услуг и так далее. При этом владельцы соответствующих ценных бумаг, при правильном выборе стратегии инвестирования, знании механизмов рынка и сочетании прочих объективных и субъективных факторов — получают возможности для получения прибыли от операций с корпоративными ценными бумагами [6, c. 98].

Все перечисленные тенденции и значимость сегмента корпоративных ценных бумаг в целом подтверждаются статистическими показателями. В соответствии с данными о развитии фондового рынка России в 2020 году, несмотря на все экономические сложности, вызванные эпидемиологической ситуацией и снижением уровня экономической и инвестиционной активности, общий объем торгов достиг 54,5 трлн. руб., и этот показатель выше уровня 2019 года на 34 %. Увеличение фондового рынка по сегментам торговли и видам ценных бумаг также значительное: показатель торгов на рынке акций в общей сложности по сравнению с уровнем прошлого года увеличился на 93 % и достиг 23,9 трлн. руб. в денежном выражении, что является абсолютным рекордом за всю историю проведения торгов. Одновременно рынок облигаций вырос до 30,6 трлн. руб. торгов, что также выше уровня прошлого года, хотя и только на 8,5 % [4].

Общий объем размещения облигаций на фондовом рынке России в 2020 году составил 19,5 трлн. руб., что выше по сравнению с аналогичным показателем прошлого года на 11,1 %. При этом объем размещения корпоративных облигаций выросли в течение года на 24,1 %. Наибольший прирост по итогам года продемонстрировали корпоративные ценные бумаги предприятий, относящихся к сектору торговли и ритейла, нефтехимической, горнодобывающей промышленности, нефтегазовом и транспортном секторах развития экономики. Заметный прирост по совокупному объему корпоративных корпораций продемонстрировали также банковская отрасль и облигации финансовых институтов [3].

  1. Проблемы развития российского рынка ценных бумаг и перспективы их решения

Все перечисленное, с одной стороны, подтверждает важность и практическую значимость формирования и развития рынка корпоративных ценных бумаг в России, а с другой стороны, говорит о том, что данный сегмент является одним из активных и перспективных элементов отечественного рынка ценных бумаг, который продолжит свое развитие в перспективе. Однако существует ряд препятствующих его эффективному функционированию факторов объективного и субъективного порядка. Подобные проблемы тормозят развитие рынка корпоративных ценных бумаг и препятствуют повышению уровня инвестиционной активности и привлекательности российских корпораций. В числе данных проблем могут быть названы следующие аспекты.

  1. Прежде всего, как показало обращение к исследованию только одного термина, в современном российском законодательстве отсутствует необходимая нормативно-правовая база для развития и стимулирования рынка корпоративных ценных бумаг. В соответствии с этим необходимо провести мониторинг законодательства, определить в качестве нормативных понятий основные термины, нуждающиеся в закреплении и принять необходимые поправки в правовые акты. Дополнительным направлением оптимизации законодательного обеспечения фондового рынка должна стать разработка законодательных аспектов страхования инвестиций.
  2. Еще одной проблемой рынка корпоративных ценных бумаг в России является невысокий уровень его ликвидности и недостаточная емкость. В соответствии с результатами анализа данного сегмента рынка, в среднем на продажу выставляется только около 30 % от общего выпуска ценных бумаг корпорации, тогда как на рынках ценных бумаг развитых стран этот показатель в среднем достигает 70–75 %. В соответствии с данными Единого реестра юридических лиц в Российской Федерации по итогам 2 квартала 2021 года в стране насчитывается в общей сложности 59 423 акционерных общества, при этом только 906 из их числа выступают в качестве эмитентов ценных бумаг. Это составляет менее 2 % от общей численности, подтверждая необходимость проведения дополнительной информационной работы, стимулирования государством участия акционерных обществ в работе фондового рынка. Устранение данной проблемы возможно, прежде всего, за счет стимулирования инвестиционной привлекательности российской экономики и активности участников рынка, повышения заинтересованности различных субъектов фондового рынка в участии, разработке программ, предполагающих государственную поддержку акционерных обществ, впервые выпускающих корпоративные ценные бумаги на фондовый рынок, разработки обучающих программ для бизнесменов и менеджеров высшего звена. Дополнительное развитие инфраструктуры фондового рынка, внедрение новых информационных технологий и приложений для облегчения работы на рынке, мониторинга состояния корпоративных ценных бумаг, внедрение дополнительных налоговых льгот могут стать теми инструментами, которые способны повысить реальную деловую активность корпораций на фондовом рынке [7].
  3. Связанным с предыдущим проблемным аспектом является преобладание в корпоративном сегменте крупных компаний и минимальной долей других предприятий. Для привлечения их на фондовые рынки необходимо также проводить информационную работу, разработать меры поддержки и стимулирования, которые могли бы быть реализованы со стороны государств, предоставлять дополнительные льготы в рамках обеспечения обращения отдельных видов ценных бумаг.
  4. Не менее значимым вопросом, разрешение которого необходимо для развития фондового рынка, в том числе, его корпоративного сегмента, является изменение вектора настроения населения в отношении фондового рынка. Низкий уровень доверия, отсутствие необходимой информации для участия в работе фондового рынка становится явным препятствием для его эффективного функционирования. В этой связи важно разработать и внедрить на различных уровнях российской системы образования курсы, предполагающие повышение уровня финансовой грамотности населения, а также проводить информационную работу, запустить консультационные и рекламно-информационные проекты, направленные на предоставление базовой информации и привлечение населения к участию в операциях на фондовом рынке [8].
  5. В связи с недостаточным количеством в стране узконаправленных специализированных программ по подготовке специалистов, разбирающихся в особенностях и закономерностях работы фондового рынка, необходимо разработать и внедрить соответствующие программы обучения или повышения квалификации на базе учреждений высшего профессионального образования. Это позволит сформировать качественную систему консалтинга и одновременно создать корпус высокопрофессиональных специалистов в данном направлении, что также окажет положительное влияние на репутацию рынка, активность инвесторов, корпораций, физических лиц.

Заключение

Подводя итоги проведенного исследования следует сделать выводы о том, что создание условий для развития корпоративного сегмента рынка ценных бумаг выступает в качестве одного из востребованных, актуальных и перспективных направлений функционирования российского фондового рынка. Выступая эффективным и действенным инструментом управления капиталом корпорации, выпуск ценных бумаг и их обращение на фондовом рынке одновременно представляет собой не только способ привлечения дополнительных денежных средств, внимания инвесторов, но и стимулирует развитие предприятия, повышение уровня конкурентоспособности, рост деловой и инновационной активности. Развитие корпоративного сегмента ценных бумаг оказывает не менее положительное влияние и на развитие отдельных отраслей национальной экономики. При этом активному и полномасштабному развитию корпоративного сектора на рынке ценных бумаг препятствуют определенные проблемы, решение которых, в том числе за счет предложенных в статье направлений, позволит усовершенствовать нормативно-правовые, организационные и методологические аспекты функционирования рынка.

Литература:

  1. Гребенникова В. А., Хрипунова А. Г. Публичное размещение корпоративных ценных бумаг// Экономика и бизнес: теория и практика. 2018. № 1. С. 41–44.
  2. Никонов М., Митрофанов П. Рынок облигаций в 2020 году: бум вопреки кризисуURL: https://raexpert.ru/researches/ua/bond2020/ (дата обращения 08.10.2021)
  3. Петросян Э. С. Проблемы дефиниции корпоративной ценной бумаги // Право и экономика. 2012. № 8. С. 52–54.
  4. Результаты работы рынков URL: https://report2020.moex.com/ru/2/1/index.html (дата обращения 07.10.2021)
  5. Рынок ценных бумаг: учебник / [В. А. Татьянников, Е. А. Разумовская, Т. В. Решетникова, Ю. В. Куваева, М. И. Львова]; под общ. ред. В. А. Татьянникова; М-во науки и высшего обр. Рос. Федерации, Урал.гос. экон. ун-т. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. 496 с.
  6. Сорокина Н. С., Дикарева И. А. Рынок корпоративных ценных бумаг России// Инновационная наука. 2017. № 1. С. 97–99.
  7. Терепина В. А. Современные проблемы и перспективы развития корпоративных ценных бумаг// Сборник материалов конференции «Internationalscientificreview». Бостон, 2019. С. 53–55 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-problemy-i-perspektivy-razvitiya-korporativnyh-tsennyh-bumag/viewer (дата обращения 07.10.2021)
  8. Яковлев А. В. Проблемы и перспективы развития рынка ценных бумаг в России // Молодой ученый. 2021. № 27 (369). С. 143–147. URL: https://moluch.ru/archive/369/82932/ (дата обращения: 08.10.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): бумага, фондовый рынок, корпоративная ценная бумага, развитие, инвестиционная активность, корпоративный сегмент, национальная экономика, развитие рынка, российский фондовый рынок, управление компанией.


Ключевые слова

ценные бумаги, корпорации, корпоративные ценные бумаги, капитал организации, источник финансирования, рынок корпоративных ценных бумаг

Похожие статьи

Обратный выкуп акций российскими акционерными обществами как инструмент управления стоимостью компаний: законодательный аспект

Данная работа посвящена обзору законодательства, регламентирующего обратный выкуп собственных акций российскими акционерными обществами. Целью обзора является определение степени гибкости использования компаниями процедуры в целях управления их стоим...

Повышение роли корпоративных ценных бумаг в инвестиционном обороте капитала

Процесс развития рыночных отношений в обществе вызвал формирование целого спектра новых экономических объектов, связанных с учетом и анализом. Рынок корпоративных ценных бумаг выступает в качестве сложной экономической и организационной системы, явля...

Использование теории реальных опционов при определении рыночной стоимости компании

Статья посвящена обзору основного инструментария, используемого при определении рыночной стоимости компании с помощью модели ценообразования реальных опционов. Проведенное исследование позволяет систематизировать имеющиеся знания касательно данной те...

Тенденции развития правового регулирования деятельности коммерческих организаций с участием (долей) иностранного капитала

В работе исследуются основные современные тенденции развития правового регулирования деятельности коммерческих организаций с участием иностранного капитала. Выявляются существующие проблемы, требующие решения и анализируются причинно-следственные свя...

Современное состояние и тенденции развития российского рынка финансовых услуг

Статья рассматривает состояние рынка финансовых услуг. Автором раскрывается характеристика финансового рынка, формирующей его среды и основных тенденций. Детально рассматриваются тенденции развития финансового рынка услуг и его потенциал. Важным напр...

Управление денежными потоками предприятия

В статье проведено исследование теоретических и прикладных аспектов управления денежными потоками предприятия. Определены основные проблемные аспекты в управлении денежными потоками российских предприятий, которые условно разделены на внутренние и вн...

Инструменты коммуникационного продвижения территории: реклама, PR и GR

В статье авторы исследуют инструменты коммуникационного продвижения территорий, а именно территориального бренда. Целью данной научной статьи является обзор и анализ различных инструментов коммуникационного продвижения территории, а также их эффектив...

Тенденции развития коммуникативной политики на рынке хлебобулочных изделий: международный опыт

В статье систематизированы условия, особенности формирования и ключевые тенденции развития коммуникативной политики на рынке хлебобулочных изделий. Анализ кейсов зарубежных компаний позволяет сделать вывод об усилении конкуренции в сегменте и влиянии...

Оценка внешних угроз экономической безопасности хозяйствующих субъектов на примере ООО «Компания Металл Профиль»

В статье рассматривается значимость анализа внешних угроз экономической безопасности предприятия для удержания его позиций на рынке и дальнейшего развития, приводятся классические способы оценки внешних угроз и раскрывается сущность их проведения. Та...

Тенденции развития рынка коммуникационных услуг в России

Данная научная статья посвящена исследованию особенностей развития рынка коммуникационных услуг, которые во многом определяют инфраструктуру современных предприятий, отражают уровень развития информационных технологий и влияют на весь современный эко...

Похожие статьи

Обратный выкуп акций российскими акционерными обществами как инструмент управления стоимостью компаний: законодательный аспект

Данная работа посвящена обзору законодательства, регламентирующего обратный выкуп собственных акций российскими акционерными обществами. Целью обзора является определение степени гибкости использования компаниями процедуры в целях управления их стоим...

Повышение роли корпоративных ценных бумаг в инвестиционном обороте капитала

Процесс развития рыночных отношений в обществе вызвал формирование целого спектра новых экономических объектов, связанных с учетом и анализом. Рынок корпоративных ценных бумаг выступает в качестве сложной экономической и организационной системы, явля...

Использование теории реальных опционов при определении рыночной стоимости компании

Статья посвящена обзору основного инструментария, используемого при определении рыночной стоимости компании с помощью модели ценообразования реальных опционов. Проведенное исследование позволяет систематизировать имеющиеся знания касательно данной те...

Тенденции развития правового регулирования деятельности коммерческих организаций с участием (долей) иностранного капитала

В работе исследуются основные современные тенденции развития правового регулирования деятельности коммерческих организаций с участием иностранного капитала. Выявляются существующие проблемы, требующие решения и анализируются причинно-следственные свя...

Современное состояние и тенденции развития российского рынка финансовых услуг

Статья рассматривает состояние рынка финансовых услуг. Автором раскрывается характеристика финансового рынка, формирующей его среды и основных тенденций. Детально рассматриваются тенденции развития финансового рынка услуг и его потенциал. Важным напр...

Управление денежными потоками предприятия

В статье проведено исследование теоретических и прикладных аспектов управления денежными потоками предприятия. Определены основные проблемные аспекты в управлении денежными потоками российских предприятий, которые условно разделены на внутренние и вн...

Инструменты коммуникационного продвижения территории: реклама, PR и GR

В статье авторы исследуют инструменты коммуникационного продвижения территорий, а именно территориального бренда. Целью данной научной статьи является обзор и анализ различных инструментов коммуникационного продвижения территории, а также их эффектив...

Тенденции развития коммуникативной политики на рынке хлебобулочных изделий: международный опыт

В статье систематизированы условия, особенности формирования и ключевые тенденции развития коммуникативной политики на рынке хлебобулочных изделий. Анализ кейсов зарубежных компаний позволяет сделать вывод об усилении конкуренции в сегменте и влиянии...

Оценка внешних угроз экономической безопасности хозяйствующих субъектов на примере ООО «Компания Металл Профиль»

В статье рассматривается значимость анализа внешних угроз экономической безопасности предприятия для удержания его позиций на рынке и дальнейшего развития, приводятся классические способы оценки внешних угроз и раскрывается сущность их проведения. Та...

Тенденции развития рынка коммуникационных услуг в России

Данная научная статья посвящена исследованию особенностей развития рынка коммуникационных услуг, которые во многом определяют инфраструктуру современных предприятий, отражают уровень развития информационных технологий и влияют на весь современный эко...

Задать вопрос