Очерк философских и социологических основ журналистики. Часть 4 | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №47 (389) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 15.11.2021

Статья просмотрена: 73 раза

Библиографическое описание:

Войцеховский, С. Н. Очерк философских и социологических основ журналистики. Часть 4 / С. Н. Войцеховский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 47 (389). — С. 478-484. — URL: https://moluch.ru/archive/389/85510/ (дата обращения: 18.12.2024).



В части 3 очерка философских и социологических основ журналистики, опубликованной в журнале «Молодой ученый» № 46 (388) в ноябре 2021 года, были описаны философские и социологические основы функционирования экологической журналистики и экономической журналистики. По предметно-тематической направленности различают следующие виды журналистики: экологическая журналистика, экономическая журналистика, политическая журналистика, культурно-просветительская журналистика, журналистика путешествий (трэвел-журналистика), историческая журналистика и т. д. В данной части очерка описаны философские и социологические основы функционирования следующих видов журналистики: политической журналистики, культурной журналистики и журналистики путешествий (трэвел-журналистики). Вопросы философского и политического обоснования теории (концепции) прессы рассматриваются Ф. С. Сибертом, У.Шраммом и Т.Питерсоном [19]. С их точки зрения можно выделить четыре теории (концепции) прессы: авторитарную теорию, либертарианскую теорию, теорию социальной ответственности и советскую коммунистическую теорию. Каждая из этих теорий (концепций) рассматривается с точки зрения философского решения определенных вопросов: вопросов о природе человека, вопросов соотношения природы общества и государства, вопросов отношения человека к государства, основного вопроса философии, соотношения знания и истины. Они полагают, что философское обоснование авторитарной теории (концепции) прессы содержится в сочинениях Платона, Н. Макиавелли, Т. Гоббса, Г. Гегеля и Г. Трейчке. Положения авторитарной теории (концепции) прессы использовались на практике в фашистской Италии Б. Муссолини и фашистской Германии А. Гитлером. Авторитарной теории (концепции) прессы противостоит либертарианская теория (концепция) прессы. Для философского обоснования либертарианской теории (концепция) прессы использовались сочинения Дж. Локка, Дж. Мильтона, Дж. Ст. Милля, Т. Джефферсона, Г. Ласки, французскими просветителями, которые отстаивали права человека. Возникновение теории (концепции) социальной ответственности прессы объясняется критикой недостатков, которые обнаружились в процессе реализации на практике либертарианской теории (концепция) прессы и попытками устранять эти недостатки. В теории (концепции) социальной ответственности прессы утверждается, что настоящая свобода имеет позитивные и негативные стороны, которые следует учитывать в практической деятельности. Для философского обоснования советской теории (концепции) прессы использовались положения марксизма-ленинской философии.

Вопросы не только философских, но и социологических основ политической журналистики рассматриваются в учебнике по политической журналистике под редакцией С. Г. Корконосенко [18]. В данном учебнике утверждается, что книга Ф. С. Сиберта, У. Шрамма и Т. Питерсона «Четыре теории прессы» является реликтом холодной войны, в которой советская (марксистская концепция) теория прессы представлена в искаженном виде. Отмечается актуальность некоторых положений марксистской концепции (теории) прессы, хотя критикуется абсолютизация влияние партии на творческую жизнедеятельность журналистов, которая сковывает функционирование прессы. В модифицированном виде марксистская концепция (теория) прессы используется в ряде современных государств. Определенное влияние на использование той или иной теории (концепции) прессы оказывает политический режим, существующий в данном государстве. В условиях авторитарного политического режима журналистика выполняет пропагандистские функции. Определенное влияние на функционирование журналистики оказывает либерально-демократическое развитие западных стран. В современной прессе существуют проявления безответственности. Для противодействия безответственному поведению журналистов пропагандируется теория социальной ответственности журналистов, а также используются нормы законодательства, по которым журналистов можно привлекать к ответственности. В политической журналистике обсуждаются вопросы горячей войны, холодной войны и информационной войны. Политическая борьба способствовала возникновению такого явления как фейковая журналистика [8]. Английское слово fake переводят на русский язык как фальшивку, подделку. Под фейком понимается недостоверная, ложная информация, опубликованная в СМИ. Фейковая журналистика активно используется во внешней политике и внутренней политике государств. На использование фейковой журналистики во внутриполитической борьбе обратил внимание бывший президент США Д. Трамп, а об использовании фейковой журналистики во внешнеполитической борьбе государств пишут многие ученые. Для противодействия распространению фейковой журналистики необходимо формирование политической культуры журналиста. Политическая культура журналиста формируется не только под влиянием приобщения его к азам философии, социологии, политологии, других общественных наук, а также под влиянием политического режима в государстве и условия жизни в целом.

Культурная журналистика занимается описанием событий и тенденций в культурной системе общества. А. Г. Пастухов пишет об определенных достижениях современной культурной журналистики в освоении культурной системы мирового сообщества, ссылаясь на публикации ряда зарубежных авторов: Д. Хеса, Ш. Людермана, П. Юнгблюта [17]. Культурным журналистам приходится писать о хитросплетениях отношений элитарной культуры и массовой культуры с учетом политических хитросплетений. Для деятельности в области культурной журналистики требуются глубокие знания различных событий в культурной жизни общества. Культурная журналистика выполняет определенные просветительские функции. Здесь особую роль играет язык культуры, способность описать деятельность актора культуры. На развитие медиажанров культуры определенное оказывают интернет-технологии. Интернет делает культурную журналистику неотъемлемым и надежным источником информации. Переход от абстрактных жанров к медиальным реализациям не сводится к простому дуализму и антагонизму. Они параллельно активно документируют действительность. Н. Е. Вокуев пишет о взаимосвязи развития современной культурной журналистики и культурных медиа [4]. По его мнению, понятие культурных медиа несколько шире понятия культурной журналистики, которое позволяет лучше описывать все многообразие культурной практики. В развитии культурных медиа проявляются тенденции популяризации, коммерциализации, журналистификации под влиянием экономического фактора. Под тенденцией популяризации понимается стирание границ между «высокой» и «низкой» культурами. Под тенденцией коммерциализации понимается развитие партнерских отношений между культурными журналистами и организациями культурной индустрии, а также преобразование культурной критики в форму маркетинга сферы культуры. Под тенденцией журналистификации понимается отход от эстетической парадигмы в пользу журналистской парадигмы и преобладание в культурной журналистике информационных материалов над критическими рецензиями. Происходит политическая поляризация культурных медиа на условно «патриотические» медиа и на условно «либеральные» медиа.

А. Моль пишет о влиянии средств массовых коммуникаций (прессы, радио и телевидения) на развитие массовой культуры в условиях функционирования рыночной экономики в соответствии со следующими доктринами: демагогической доктриной, догматической доктриной, культуралистской (эклектической или культурной) доктриной, социодинамической доктриной [16]. Демагогическая доктрина рассматривает средства массовых коммуникаций (далее — СМК) как технический придаток рекламной деятельности, которая ориентируется на охват наибольшего количества потребителей информации. Догматическая доктрина использует СМК в соответствии с программой деятельности партии, государства и других организаций. Культуралистская (эклектическая или культурная) доктрина пропагандирует систему знаний гуманитарной культуры. Цель социодинамической доктрины состоит в обеспечении эволюции культуры, выполняя в одних случаях роль тормоза, а в других случаях роль ускорителя развития определенных явлений. Рассматриваются циклы взаимодействия между производителем культурных сообщений и потребителем культуры по аналогии производства и потребления товаров в рыночной экономике. Продажная цена учитывает себестоимость культурного сообщения, но по мере его копирования стоимость приближается к цене ее материального носителя. В результате воздействия средств массовых коммуникаций (радио и телевидения) на развитие массовой культуры происходит преобразование индивидуальной культуры и общественной культуры современного общества. В эпоху Просвещения XVII-XVIII вв. формировалась гуманитарная культура, которая опирались на классификацию наук по предметам и систему понятий, которую можно представить в виде «экрана знаний». В современном обществе под воздействием вышеуказанных СМК происходит формирование «мозаичной культуры», «экрана знаний» (таблица знаний), которая существенно отличается от «экрана знаний» эпохи Просвещения XVII-XVIII вв. В «мозаичной культуре» формируется «экран знаний» в виде набора случайных знаний, которые получены из разных каналов СМИ. Для описания современного «экрана знаний» (таблица знаний или социокультурной таблицы) предлагается использовать метод контент-анализа культурных сообщений.

Н. Б. Кириллова также рассматривает медиакультуру как вид культуры, которая взаимодействует со всей культурой общества [9–10]. Под медиакультурой она понимает совокупность информационно-коммуникационных средств, выработанных человечеством в ходе культурно-исторического развития. Культура общества представляет из себя многообразие видов культуры: научной культуры, художественной культуры, нравственной культуры, педагогической культуры, семейной культуры, технической культуры, политической культуры, экономической культуры и т. д. [2–3]. Под культурой понимается совокупность положительных ценностей, которым противостоят отрицательные ценности, присущие бескультурью и варварству. Эпоха Возрождения и Нового времени характеризуется определенными достижениями в области художественной культуры, научной культуры, технической культуры, политической культуры, экономической культуры и т. д. Н. Б. Кириллова пишет, что в Новое время сложился тип буржуазной культуры, к которой относится массовая культура. Развитие массовой культуры тесно связано с функционированием средств массовых коммуникаций, которые появляются в связи с техническим прогрессом. Поэтому особое внимание уделяется изучению влияния технической культуры на развитие медиакультуры. Для описания развития буржуазной культуры предлагается использовать сочинения О. Шпенглера, А. Тойнби и других авторов. О. Шпенглер рассматривал циклы развития культуры: юность, подъем, расцвет и упадок (закат) культуры [24–26]. На его представления о развитии культуры оказала влияние философия жизни Ф. Ницше и А. Шопенгауэра, а также идеалистическая диалектика немецкой классической философии. Он описывает многообразие культур в мире, которым присуще своеобразие развития. Культура подобно организму развивается в пространстве и времени. Культуре противостоит цивилизация как закат культуре. Культурный человек направляет свои усилия внутрь, а цивилизованный человек направляет свои усилия наружу. Западная журналистика формируется в условиях цивилизованного общества на этапе эпохи Просвещения. Умственное развитие прежних эпох заменяется интеллектуальной проституцией. Система образования готовит людей к восприятию публикаций прессы. Западная пресса является духовным средством власти. Пресса служит тому, кто ею владеет, хотя представители прессы утверждают, что служат народу. Европейско-американская политика превратила весь мир в силовой поле духовных и денежных напряжений. Электрослужбы прессы новостей держат народы и континенты под ураганом фраз и воззрений, подавляя развитие индивидуального сознания. Кампании в прессе являются продолжением войны иными средствами. Для толпы истинной является то, что удается услышать или прочитать. Представители прессы сами решают, на что обращать внимание, а на что не обращать внимание. Они объявляют истинной то, что пожелают, могут преобразовать истину, подменить ее и могут обречь на забвение любую истину. Представители прессы действуют как журналисты-офицеры по отношению к читателям-солдатам. Диктатура партийных лидеров опирается на диктатуру прессы.

Цивилизованные государства придерживаются империалистической политике по отношению к другим государствам. В мире существует взаимодействие противоположных сторон: макрокосма и микрокосма, природы и истории, культуры и цивилизации, капитализма и социализма. В микрокосме существует полярное напряженное в отношении чувства и предмета. Развитие общественной жизни протекает в виде макрокосмический потока, который возникает из действий микрокосмических существ. Опытное освоение людьми природы позволяет сформировать систему естественнонаучного знания и систему технического знания. Техническая методология представляет собой искусство, строительное искусство, военное искусство и т. д. Существует техника вождя и техника исполнителя, техника правления и техника войны. Техника обеспечивает успех в борьбе за власть. Техника может способствовать достижениям в области культуры, также может способствовать формированию противоестественной «культуры». Воля к власти способна подчинить себе весь земной шар с помощью технических средств передвижения и коммуникации. В мезанике сформировались представления о близкодействии и дальнодействии. Затем стали сформировались представления о технических средствах дальнодействия, таких как печатная продукция и дальнобойное оружие. Продукты труда становятся средством дальнодействия в результате товарообмена. Средства дальнодействия используются в борьбе за власть. Технические средства дальнодействия способствуют достижению экономических, политических, военных и духовных целей. В западной цивилизации различаются следующие стадии исторического развития общества: Древний мир — Средние века — Новое время в условиях ландшафта Западной Европы. В западной цивилизации упускался из виду ландшафт развития различных культур и цивилизаций других частей света. Так возникает иллюзорная историческая картина мира в западноевропейско-американской культуре.

Вместо вышеуказанных стадий исторического развития общества предлагается картина волнового развития различных культур и цивилизаций во времени. Отмечается сходство циклической смены времен года в природе и волновой смены духовных эпох в развитии различных культур и цивилизаций. Различается весна духовной эпохи, лето духовной эпохи: осень духовной эпохи и зима духовной эпохи. Считается, что бодрствующее сознание человека изменяется вместе с историческим волновым развитием различных культур и цивилизаций. О. Шпенглер использует понятие аполлонической души античной культуры и понятие фаустовской души западной культуры. Социализм он рассматривает как результат развития западной цивилизации. Идеалом социализма, по его мнению, является служение государству. Пропагандой социализма занимаются журналисты. Либеральные сторонники капитализма хотят ограничить влияние государства и таким образом противодействуют достижению идеалов социализма. Критически оцениваются различные формы социализма для объяснения кризиса социализма. Критически оценивается государственный социализм, фашизм и американский государственный капитализм. Концепция государственного социализма разрабатывалась в СССР. Первый народный комиссар просвещения СССР А. В. Луначарский отмечал важную роль журналистики в пропаганде пролетарской культуры и социалистической культуры. Под пролетарской культурой он понимал классовую культуру, которая ориентируется на ценности рабочего класса, а под социалистической культурой понимаются общечеловеческие ценности. Описывается противоборство пролетарской культуры и буржуазной культуры в виде противоборства пролетарских ценностей и буржуазных ценностей. В качестве метода развития пролетарской культуры предлагалось использовать социалистический реализм. Президент СССР М. С. Горбачев полагал, что в настоящее время общечеловеческие ценности выше классовых ценностей и пропагандировал эту мысль в СМИ. Его реформаторская деятельность способствовала реставрации капитализма в современной России. В настоящее время возникло противоборство нетрадиционных семейных ценностей западных стран и традиционных семейных ценностей незападных стран.

О развитии культуры в теории генезиса цивилизации А. Тойнби было сказано выше. Н. Б. Кириллова пишет, что последний сформулировал понятие постмодерна в отличие от понятия модерна. Она рассматривает переход от медиакультуры модерна к медиакультуре постмодерна с точки зрения концепции технологического развития общества, в соответствии с которой различаются следующие стадии развития общества: доиндустриальная стадия, индустриальная стадия и постиндустриальная стадия. Европейская культура Нового времени сформировалась в условиях формирования индустриализации общества, а современная культура развивается в условиях развития постиндустриального общества. В художественной культуре индустриального общества выделяются три главных стиля: классицизм, романтизм и реализм. Техническая революция в условиях индустриального общества обеспечила следующие инновации в развитии медиакультуры: распространение массовой печати, использование фотографии в СМИ, развитие электрокоммуникаций (радио, телевидение и т. д.). В функционировании медиакультуры широко используется мифология. В XX веке возникло модернистское толкование культуры в виде отказа от реализма. Техническая революция в условиях постиндустриального общества обеспечила следующие инновации в развитии медиакультуры: спутниковое телевидение, Интернет и т. д. Формирование постиндустриального общества способствовало появлению постмодернистского толкования культуры. Постмодернистская медиакультура способствует формированию глобального (планетарного) мышления. МакКуэйл рассматривает появление блогов в сети Интернет как развитие гражданской журналистики [14]. Блогерами (иногда пишут — блоггерами) становятся как профессиональные журналисты, так и лица, не имеющие профессиональной журналистской подготовки. В США блогеры обладают правами журналистов, а в России блогер получает права журналиста, если он регистрирует свой блог как СМИ [15, 23]. Проводятся исследования субкультуры блогосферы для исключения злоупотреблений в этой сфере.

А. В. Колесниченко пишет о том, что работа журналистов связана с путешествиями в различные места для освещения важных событий [11–13]. Его задача преодолеть дистанцию для того, чтобы сделать близким далекое и чужое. В связи с этим целесообразно также рассмотреть вопросы развития журналистики путешествий (трэвел-журналистики). А. А. Бобров пишет о том, что в освещении вопросов журналистики путешествий (трэвел-журналистики) редко встречаются аналитические публикации, свойственные серьезной журналистике [1]. Чаще в трэвел-журналистике рекламируются различные виды путешествий или описывается путешествие как шоу. Способствовать разработке научных основ журналистики путешествий (трэвел-журналистики) могут исследования в области философии путешествий и социологии путешествий. Анализ философского и социологического осмысления путешествий отечественной и зарубежной литературе, в том числе в журнальных публикациях представлен в диссертации А. Н. Ивановой [6]. В заключении своей диссертации она указывает на значение толкования самоактуализации в философии природы человека А. Маслоу для понимания поведения путешественника, и также социологического исследования мобильности в сочинениях Дж. Урри для описания путешествий. В качестве философского основы исследования путешествий Дж. Урри использует положения диалектики, а в качестве социологической основы исследования путешествий используются представления о соотношении социальной мобильности и социальной стратификации [20–22]. Он опирается на сочинение по социальной и культурной динамике П. А. Сорокина и положения по системной динамике И. Р. Пригожина. Предлагается анализ диалектики свободы и принуждения, мобильности и иммобильности, жизни в пути в виде «проживания-в-путешествии». При описании путешествия учитывается маршрут, дорога, встречи и приключения. Путешествия бывают пешими или с помощью различных технических средств (автомобильные путешествия, железнодорожные путешествия, морские путешествия, авиапутешествия, космические путешествия). Использование технических средств обеспечивает более высокую мобильность людей, т. е. большую свободу действий людей. Социальная мобильность рассматривается в рамках глобальной стратифицированной социальной системы и сети коммуникаций (дорог, транспортных средств и средств связи). Сеть коммуникаций прокладывается в условиях определенной природной среды (земли, воды или воздуха). Таким образом, обеспечивается необходимая транспортная инфраструктура для повышения мобильности людей. Представители различных классов (высшего класса, среднего класса и низшего класса) занимают различные места в транспортной инфраструктуре. В транспорте есть более высокооплачиваемые комфортабельные места, рассчитанные на представителей высшего класса, и менее комфортабельные места, но более дешевые и рассчитанные на представителей низшего класса. Для привлечения внимания к местам транспортной инфраструктуры устраиваются спектакли, которые порождают общественный интерес. Представители высшего класса широко используют авиационный транспорт для путешествий, а представители низшего класса не всегда это могут себе позволить. Путешествия способствуют общению представителей различного пола, людей различной национальности и развитию интернационализма. Люди могут отправляться в путешествие из деловых соображений или для развлечений. Различаются телесные путешествия, виртуальные путешествия (посредством средств связи) и воображаемые путешествия. Различные путешествия могут нести в себе риски, угрожающие жизни и здоровью людей. Это могут быть террористические акты или другие угрозы. В качестве угроз, например, рассматривается потепление климата и кризисные явления в экономике.

С. Н. Ильченко пишет, что современная трэвел-журналистка развивается в условиях определенной природной среды, человеческой цивилизации и развития техники [7]. По его мнению, современную цивилизацию можно охарактеризовать как шоу-цивилизацию, учитывая появление общества спектакля в постиндустриальную эпоху. Наблюдается дрейф в работе журналистов от объективного описания реальности в стороны зрелищного и развлекательного представления, как его описал Г. Дебор в книге «Общество спектакля» [5]. Под спектаклем последний понимает нереальность реального мира. В шоу-цивилизации допускается формирование неадекватных и противоречивых представлений зрителей о реальности посредством потребления аудиовизуальной информации. В условиях шоу-цивилизации функционирование СМИ должно обеспечивать диалектическое единство текста и видеосюжета. Для формирования вышеуказанных представлений используются манипулятивные технологии СМИ. Особенно активно манипулятивные технологии СМИ используются при освещении региональных и международных конфликтов (гибридных войн). Использование манипулятивные технологий затрудняет функционирование журналистики путешествий (трэвел-журналистики). Таким образом, существенно искажается картина мира, которая формируется под влиянием СМИ, хотя СМИ должны способствовать формированию научной картины мира. Многие люди отправлялись в путешествия для формирования научной картины мира, которая необходима в интересах экономического, политического и культурного развития мирового сообщества. Определенные сведения относительно научной картины мира люди могут получить посредством знакомства с историей и географией различных стран, которые представлены также в книгах по страноведению. Считается, что современная трэвел-журналистика концентрирует основное внимание на описании такой разновидности путешествий как туризм, который в основном ориентируется на отдых и приятное проведение досуга. Различаются следующие типы туризма: внутренний, въездной и выездной. Под внутренним туризмом понимается туризм в пределах своей страны. Под выездным туризмом понимается посещение иностранного государства, а под въездным туризмом понимается посещение иностранцами территории отечественного государства.

Заключение

В очерке философских и социологических основ журналистики были рассмотрены вопросы систематики различных направлений в развитии журналистики. Описаны философские основы развития пражурналистики и журналистики на различных этапах исторического развития общества. Анализ философских основ журналистики позволил выявить различные философские воззрения в этой области: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические. В решении гносеологических проблем существует стремление к познанию истины и ему противодействует развитие фейковой журналистики. Для изучения социальных условий функционирования журналистики используются различные социологические теории и концепции: марксистская теория развития общества, теория генезиса цивилизации, концепции технологического развития общества, концепции информационного общества. Проанализированы философские и социологические основы следующих видов журналистики: экологической журналистики, экономической журналистики, политической журналистики, культурной журналистики, журналистики путешествий (трэвел-журналистики), исторической журналистики.

Литература:

  1. Бобров А. А. Журналистика путешествий: Реальность и тенденции // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2016. № 3. С. 53–61.
  2. Войцеховский С. Н. Понятие культуры // Культурология: Ч. 1. Культуры древнего мира: Текст лекций / Под ред. Е. А. Гусевой, В. А. Рущакова. — СПб.: СПбГИЭА, 2000.
  3. Войцеховский С. Н. Европейская цивилизация в эпоху Возрождения и Нового времени // Культурология. Ч. 2. Европейская культура: Текст лекций / Под ред. Е. А. Гусевой, В. А. Рущакова. — СПб.: СПбГИЭУ, 2002.
  4. Вокуев Н. Е. Рынок культурных медиа в России: тенденции и структура / Журнал интегративных исследований культуры. 2020. Т. 2. № 2. С. 90–97.
  5. Дебор Г. Общество спектакля. — М.: Логос, 1999.
  6. Иванова А. Н. HOMO Vians. Путешествие как потребность в самотрансценденции: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. — Томск: ТГУ, 2018.
  7. Ильченко С. Н. Современная трэвел-журналистика: Учебное пособие. — М.: Директ-Медиа, 2019.
  8. Ильченко С. Н. Фейковая журналистика. Спецкурс: Учебное пособие. — М.: Директ-Медиа, 2019.
  9. Кириллова Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. — М.: Академический Проект, 2006.
  10. Кириллова Н. Б. Медиакультура и основы медиаменеджмента: Учебное пособие. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014.
  11. Колесниченко А. В. Основы журналистской деятельности: Учебное пособие для вузов. — М.: Юрайт, 2018.
  12. Колесниченко А. В. Настольная книга журналиста. Учебное пособие. — М.: Аспект Пресс, 2013.
  13. Колесниченко А. В. Практическая журналистика: Учебное пособие. — М.: МГУ, 2008.
  14. МакКуэйл Журналистика и общество: Учебное пособие. — М.: МедиаМир, 2013.
  15. Мисонжников Б. Я., Тепляшина А. Н. Журналистика: Введение в специальность: Учебное пособие. — СПб.: СПбГУ, 2012.
  16. Моль А. Социодинамика культуры. — М.: ЛКИ, 2008.
  17. Пастухов А. Г. «Новая культурная журналистика»: жанровые форматы vs. медийные приложения // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н. А. Добролюбова. № 35. — Н.Новгород: НГЛУ, 2016. С. 163–170.
  18. Политическая журналистика: Учебник для вузов / Под ред. С. Г. Корконосенко. — М.: Юрайт, 2020.
  19. Сиберт Ф. С., У.Шрамм, Т.Питерсон Четыре теории прессы. — М.: Вагриус, 1998.
  20. Урри Дж. Социология за пределами обществ: Виды мобильности для XXI столетия. — М.: ВШЭ, 2012.
  21. Урри Дж. Мобильности. — М.: Праксис, 2012.
  22. Урри Дж. Как выглядит будущее? — М.: Дело, 2018.
  23. Черникова Е. В. Основы творческой деятельности журналиста: Учебное пособие. — М.: Школа издательского и медиа бизнеса, 2012.
  24. Шпенглер О. Закат западного мира; Очерки морфологии мировой истории. Полное издание в одном томе. — М.: АЛЬФА-КНИГА, 2014.
  25. Шпенглер О. Человек и техника // Культурология. XX век: Антология.- М.: Юрист, 1995. С. 454–494.
  26. Шпенглер О. Пруссачество и социализм. — М.: Праксис, 2002.
Основные термины (генерируются автоматически): культурная журналистика, концепция, путешествие, массовая культура, политическая журналистика, пресс, развитие, авторитарная теория, духовная эпоха, пролетарская культура.


Задать вопрос