В данной статье будет рассмотрен вопрос, касающийся активного избирательного права в местах лишения свободы. На основании изучения нормативной документации в данной сфере предположим допустимость предоставления избирательного права осужденным в Российской Федерации.
Ключевые слова: Российская Федерация, место лишения свободы, Конституционный Суд, приговор суда, выбор, лицо .
Реализация избирательного права прописана в Федеральном законе от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [1]. Оно имеет две формы: активную и пассивную. Активное право — это участие в выборах в качестве избирателя, а пассивное право — выдвижение своей кандидатуры на выборах. Здесь мы более обширно будем рассматривать активное право, а именно, вопрос избирательного права лиц, лишенных свободы по приговору суда.
В части 3 статьи 32 Конституции Российской Федерации говорится о том, что лица, находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда не могут принять участие в голосовании на выборах, то есть, лишены избирательного права. В то время как обвиняемые, находящиеся под следствием в следственных изоляторах и изоляторах временного содержания, этого права не лишены, так как они не являются местами лишения свободы. Следовательно, лица, которые находятся в следственных изоляторах, могут принимать участие в выборах в качестве избирателей. К ним также относятся осужденные по приговору суда, но оставленные в изоляторах для выполнения хозяйственных работ, а также подозреваемые и обвиняемые по уголовным делам [3].
Право отдать свой голос на выборах имеют также лица, осужденные к ограничению свободы и лица, находящиеся в исправительных центрах, которые отбывают наказание по принудительным работам. По данным Федеральной службы исполнения наказаний примерно 37 тысяч человек в Российской Федерации осуждены к ограничению свободы, но отдать свой голос они могут на избирательном участке по месту регистрации. Около 15 тысяч человек, отбывающих наказание по принудительным работам, голосуют прямо в исправительных центрах. Те лица, в отношении которых применена мера пресечения в виде домашнего ареста, голосуют прямо по месту жительства в домашних условиях, этих избирателей посещают представители участковых комиссий. Кроме того, избирательного права также не лишены лица, условно осужденные к лишению свободы в порядке статьи 73 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Запрет осужденных в избирательных правах не лишен дискуссии.
В международных правовых документах нет запрета на избирательное право лицам, лишенным свободы. Об этом говорится в статье 3 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод и пункте “b” статьи 25 Международного пакта о гражданских и политических правах. Они не ограничивают право на участие в выборах [2].
По этому поводу в 2004 году заключенные С. Анчугов и В. Гладков обращались в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). В 2013 году ЕСПЧ признал, что лишение избирательного права осужденных является незаконным согласно Европейской конвенции по правам человека, но Конституция Российской Федерации это не признала.
По данным Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации сейчас в казенных домах находится около 500 тысяч человек. Из них около 100 тысяч находится в следственных изоляторах. Эти 100 тысяч человек обладают избирательным правом, для них организуют участки для голосования внутри учреждений уголовно-исполнительной системы. В период подготовки к выборам с избирателями проводится беседа о порядке голосования, предстоящих выборах, размещаются информационные материалы в доступных для них местах.
Говоря о международной практике вопросов активного избирательного права осужденных, проведен анализ предоставления данного права, который говорит о том, что многие страны не лишают избирательного права лиц, находящихся в местах лишения свободы. В 19 странах, которые присоединились к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, запрет отсутствует, в 17 странах запрет на голосование распространяется только на граждан, совершивших особо тяжкие преступления, а в 7 странах осужденные полностью лишены избирательного права, в том числе и Российская Федерация [4]. Запад, на который российская власть ориентируется, движется в сторону гуманизации пенитенциарной системы и расширяет права осужденных. Этот путь также прошли США, ряд стран ЕС, такие как: Франция, Германия, Дания, Норвегия, Польша, но в Российской Федерации эта тема табуируется.
Решение Конституционного Суда Российской Федерации, изложенное в Постановлении от 19 апреля 2016 года № 12-П «По делу о разрешении вопроса о возможности исполнения в соответствии с Конституцией Российской Федерации Постановления Европейского суда по правам человека от 4 июля 2013 года по делу «Анчугов и Гладков против России» в связи с запросом Министерства юстиции Российской Федерации», согласно которому Конституционный Суд не дал право внести изменения в законодательство, но данный момент является неверным и его необходимо пересмотреть [5].
Отметим, что в п. 5.5. вышеуказанного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации прописана возможность активного избирательного права в колониях-поселениях, что говорит о соображениях гуманизма российской уголовно-исполнительной политики. Возможно в скором будущем это будет законодательно оформлено, но конкретно проблему избирательного права в пенитенциарной системе не решит.
Таким образом, необходимо рассмотреть тему предоставления лицам, содержащихся в местах лишения свободы, избирательного права.
Делая вывод, отметим, что предоставив избирательное право осужденным можно обеспечить принцип равноправия и позитивное социальное развитие правового государства. Также это будет способствовать улучшению исправительного процесса и социальной реабилитации лиц, находящихся в исправительных учреждениях.
Литература:
- Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Российская газета. 2002. 15 июля (ред. от 05.02.2018).
- Смирнова М. А. Конституционно-правовые ограничения пассивного избирательного права в Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. Волгоград, 2012.
- Миронов Р. Г. Соблюдение прав и законных интересов подозреваемых и обвиняемых — правовая основа обеспечения безопасности лиц, содержащихся под стражей // Адвокатская практика. 2014. № 6. С. 38–43.
- Постановление Европейского суда по правам человека от 4 июля 2013 г. Дело «Анчугов и Гладков (Anchugov and Gladkov) против Российской Федерации» (жалобы № 11157/04 и 15162/05) // Бюллетень Европейского суда по правам человека. Российское издание. 2014. № 2.
- Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2016 г. № 12-П «По делу о разрешении вопроса о возможности исполнения в соответствии с Конституцией Российской Федерации Постановления Европейского суда по правам человека от 4 июля 2013 года по делу «Анчугов и Гладков против России» в связи с запросом Министерства юстиции Российской Федерации» // Российская газета. 2016. 5 мая.
- Конституция Российской Федерации.
- Овчинников С. Н. «Неконституционные» решения в судебной практике Европейского суда по правам человека / С. Н. Овчинников // Российская юстиция. 2018. № 3. С. 60–63.
- Смирнов А. М. Активное избирательное право для лиц, лишенных свободы. Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2019. № 1.
- Соколов А. А. Проблемы реализации законных интересов осужденных к лишению свободы / А. А. Соколов // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2012. № 1. С. 12–15.