В современном мире активно происходят процессы модернизации образования. Современная дошкольная педагогика не может оставаться в стороне от происходящих процессов [1]. Педагоги находятся в поиске путей повышения эффективности обучения. Перед ними ставится задача определить верное направление и создать благоприятные условия для комплексного развития личности. Одним из важнейших решений этой задачи является разработка и внедрение образовательных технологий.
Технологизация воспитательного процесса в педагогике связана с поиском дидактических подходов, которые могли бы превратить обучение в своего рода «производственно-технический процесс с гарантированным результатом».
Изучение развития детей показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются познавательные процессы.
Речь — важнейшее средство общения и вершина познавательных процессов. Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. В настоящее время зачастую у детей дошкольного возраста наблюдаются следующие проблемы в сфере развития: нарушения звукопроизношения, скудный словарный запас, неумение согласовать слова в предложении, неумение описать даже в нескольких словах или фразах личный опыт впечатлений и ощущений. Недостаточное развитие речевых средств обуславливает снижение уровня познавательной деятельности эмоционально-волевой сферы, что приводит в дальнейшем к появлению затруднений в овладении школьной программой.
Развитие речи является приоритетным направлением во всём учебно-воспитательном процессе дошкольного детства. Овладение речью является одним из важнейших приобретений ребёнка в дошкольном детстве, именно приобретение, так как речь не даётся человеку от рождения.
Поэтому педагог обязан определить верное направление и создать такие условия, в которых речь детей не только бы развивалась, но и была бы правильной и грамотной.
Одно из самых любимых занятий детей — это рисование. Занятия рисованием способствуют и развитию речи: расширению активного и пассивного словаря детей, стимулируют развитие коммуникативной функции речи, развивают мелкую моторику рук. Через изобразительную деятельность детей можно знакомить с новыми словами, учить понимать, различать и, наконец, употреблять слова в активной речи.
В настоящее время педагоги в своей работе используют разнообразные инновационные формы, методы и технологии в работе по развитию речи.
Предлагаю обратить ваше внимание на одну из технологий, которую я использую в своей работе. Достигнуть нового качества знаний, развивать речь, логическое мышление детей, усиливать творческую составляющую учебного труда, максимально способствовать повышению качества образования среди дошкольников поможет технология «Скрайбинг». «Cкрайбинг» — это искусство отражать свою речь в рисунках, это активное рисование, когда мы, непосредственно, видим рождение новой «картины», которая иллюстрируется на лету. Мы и видим, и слышим одно и тоже.
Технология «Скрайбинг» — отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти подход и заинтересовать любого ребёнка. Дошкольникам намного проще запомнить материал в виде интересных красочных зарисовок. Рисовать можно чем угодно, и фломастерами, и карандашами, используя бумагу, презентационную доску, сопровождать это всё можно рисунками, пиктограммами, символами, буквами, цифрами. И самое главное, в этой технологии всё-таки не картинки, схемы, а история, которая ведёт за собой повествование [3]. Рисуя, ребенок воспроизводит, проговаривает то, что именно он изображает (сюжет), например, «Это дом, в нем живет моя семья, а это дом моего друга, а здесь мы гуляем с другом и играем в мячик». Глядя на рисунок, ребёнок может вспомнить услышанный рассказ и воспроизвести его хотя бы в общих чертах.
С помощью «Скрайбинга» можно «экранизировать» сказки, стихи, загадки. Представим, например, что ребёнку нужно выучить стихотворение, но его сложно запомнить, к тому же оно написано текстом без всяких иллюстраций, а дети дошкольного возраста не все умеют читать, и на слух тяжело запоминается… тогда предлагаю вам применить технологию «Скрайбинг» — проанализируйте это стихотворение с ребенком, и попробуйте зарисовать рисунки, которые у него ассоциируются с текстом. В итоге, ребенок не только быстро выучит стихотворение, но и заинтересуется самим процессом.
В работе с детьми дошкольного возраста можно использовать три вида «Скрайбинга»: это рисованный магнитный и аппликационный.
Процесс аппликационного «Скрайбинга» заключается в том, что параллельно с излагаемым материалом на листе бумаги, или на любом другом фоне выкладываются готовые изображения, соответствующие звучащему тексту. Например, изучая животных родного края, мы определили: где они живут, чем питаются, кто их детеныши и т. д. Рисованный «Скрайбинг» заключается в том, что человек рисует и озвучивает одновременно. В магнитном «Скрайбинге» мы берем готовые изображения, крепим их магнитом на магнитную доску. Материалом для магнитного «Скайбинга» могут быть дидактические картинки, либо самостоятельно нарисованные и вырезанные картинки, либо можно взять картинки из каких-либо газет, журналов и т. д. Например, для успешного запоминания и воспроизведения сказки «Заюшкина избушка», я использовала уже готовые изображения героев и избушек, постепенно прикрепляя их магнитами к магнитной доске.
Скрайбер — немного волшебник. Он умеет превращать слова и фразы в понятные рисунки или схемы. Для «Скрайбинга» много не надо: всего лишь то, чем рисовать, то, на чём рисовать и тех, для кого эти рисунки предназначены. Так что вооружайтесь мелом, фломастером или карандашом и творите! Язык рисунка понятен всем, и уж тем более детям! [2]
Использование «Скрайбинга» с детьми на занятиях помогает им наглядно представить, запечатлеть, а затем воспроизвести материал. Мы при этом не загружаем детей большим объемом текста, а набрасываем им упрощенные рисунки [4]. Известно, что чаще всего какую-либо информацию мы воспринимаем качественнее и лучше благодаря наглядности. Поэтому устный рассказ «с картинками» запоминается эффективнее, чем обычный рассказ, написанный сплошным текстом. В результате применения технологии «Скрайбинг» у детей успешнее развивается речь, появляется желание пересказывать сказки, рассказы, легче запоминают стихи, ведь это все проходит в игровой форме. Используя данную технологию, мы находим пути повышения эффективности обучения, определяем верное направление и создаем благоприятные условия для комплексного развития личности. Скрайбинг — эффективная технология достижения новых образовательных результатов!
Литература:
- Развитие речи дошкольников с использованием современных образовательных технологий / Балабаева Крестина. — Текст: электронный // MAAM.RU: [сайт]. — URL: (дата обращения: 13.11.2021).
- Статья: "«СКРАЙБИНГ– инновационная технология в ДОУ»". — Текст: электронный // Мир Талантов: [сайт]. — URL: https://mir-talantow.ru/statya/metodicheskie_razrabotki/1579 (дата обращения: 13.11.2021).
- Сообщение на тему: Инновационные технологии в нравственном воспитании дошкольников. — Текст: электронный // INFOUROK: [сайт]. — URL: (дата обращения: 13.11.2021).
- Использование технологии скрайбинга в работе с детьми дошкольного возраста. — Текст: электронный // nsportal.ru: [сайт]. — URL: (дата обращения: 13.11.2021).