История появления и развития института коммерческой концессии в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №47 (389) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 15.11.2021

Статья просмотрена: 549 раз

Библиографическое описание:

Подольская, А. А. История появления и развития института коммерческой концессии в России / А. А. Подольская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 47 (389). — С. 278-280. — URL: https://moluch.ru/archive/389/85530/ (дата обращения: 17.10.2024).



В статье автор определяет предпосылки появления в гражданском праве России договора коммерческой концессии.

Ключевые слова: гражданское право, коммерческая концессия, договор, развитие.

Исследование вопроса теоретических особенностей коммерческой концессии необходимо начать с истории появления данного института в российской правовой системе, так как договор коммерческой концессии представляет интерес не только с правовой точки зрения, но также и с точки зрения исторических этапов его появления в России. История появления договора коммерческой концессии в России также обуславливает причины его интерпретации в российскую правовую систему, так как институт коммерческой концессии не образован в России, он принесен в нашу правовую систему из правовых систем иностранных государств, к числу которых относятся Соединенные Штаты Америки (далее — США), а также Великобритании.

Раскрывая вопрос появления коммерческой концессии в России, отметим изначально ее появление в зарубежных государствах. Образование и развитие коммерческой концессии приходится на середину ХХ века, и его образование первоначально относится к США, так как именно деятельность предпринимателей в США послужила основанием его появления. На наш взгляд, развитие института коммерческой концессии на мировом уровне берет свое начало еще с конца XIX века и активное развитие приходится именно на середину ХХ века, однако упоминанием о нем с точки зрения его наименования франчайзинга приходится и на период Средневековья. В период Средневековья под термином «франчайзинг» понимались права и свободы, относящиеся к епископатам (система управления церковными делами), которые даровались им со стороны короля, а «франшиза» обуславливала осуществление торговли на площадях, рынках и иных местах.

Как отмечает автор Н. И. Зеленько, в период Средневековья также предусматривалось право свободных людей, которые не были в рабстве, продавать свои товары на определенной для этого территории города, к которым относились ярмарки, рынки и иные площади. Также в период Средневековья в Великобритании король в отношении баронов мог предоставить право на сбор налоговых платежей, которое предоставлялось исключительно взамен на предоставление услуг со стороны баронов. Помимо этого, король являлся собственником всех земных недр и мог предоставить своим поданным право на добычу различных полезных ископаемых за предоставление со стороны подданных ему вознаграждения [1, c. 37].

Также считаем важным отметить развитие исследуемого института во Франции в период Средневековья. Франшиза в тот период развития Франции означала предоставление привилегии со стороны короля в отношении вассалов и освобождала их от обременений. К правам, которые предоставлялись вассалам относились право на охоту в определенных местах, право осуществлять контроль за рынками и ярмарками, право на торговлю особыми товарами, право на строительство определенных объектов, а также иные права.

Особенности развития предпосылок коммерческой концессии в России можно проследить с XVII века, когда впервые появляются упоминания о клеймении изделий, содержащиеся в Новоторговом уставе, который был принят в 1667 году. Именно в тот период начинает развиваться законодательство по вопросам охраны со стороны законодателя товарных знаков. Данный документ имел большое значение в вопросах, относящихся к регулированию внешней, а также внутренней торговли в России в тот период [6, c. 21–23]. Конечно, развитие торговли и различных ремесел в тот период, и клеймение изделий производителей являлось важнейшей мерой их индивидуализации и отличия друг от друга. Как отмечает Н. И. Зеленько, в XVIII веке, в период правления Петра I, также отмечается развитие вопроса о клеймении изделий, так как был принят Указ об обязательном клеймении товаров фабричными знаками [4, c. 38]. В период правления Николая I также отмечается развитие вопроса о клеймении товаров, в 1830 году было принято Положение о клеймении изделий Российских фабрик [3]. Данное положение охватывало вопросы по регистрации товарных клейм, их общему значению и уголовной ответственности за нарушение в виде их подделки. Однако, обобщая данный период, важно отметить, что прямого упоминания о коммерческой концессии в тот период не существовало.

Для того, чтобы обосновать указанный временной период XIX века, рассмотрим конкретные примеры, повлиявшие на становления института коммерческой концессии на мировом уровне. В. Ю. Рекунова отмечает, что основной причиной появления коммерческой концессии на мировом уровне, которая именуется там франчайзингом, является развитие рыночной экономики, так как именно она является важнейшим стимулом ведения хозяйств [5, с. 82]. Особое внимание стоит уделить США, так как франчайзинг, который существует на сегодняшний день на мировом уровне (в России именуется коммерческой концессией), взаимосвязан с деятельностью такой крупнейшей американской компанией «Зингер», которая занимается изготовлением швейных машин. Данная компания была образована в 1851 году А. Зингером, который первый в мире создал систему массового и серийного производства, с целью его конкурентоспособности с иными предприятиями. Суть его компании заключалась в том, что после основания компании «Зингер», ею стали заключаться договоры с дистрибьютерами товара о франшизе по продаже швейных машин, а также их ремонту. Такие договоры являлись неким аналогом договора франчайзинга.

Особенность развития франчайзинга во второй половине XIX века обуславливается тем, что компании, являющиеся известными, стремились распространить свое влияние на различные сферы экономики, которые если бы регулировались иным образом, нежели франчайзингом, были бы экономически невыгодными для них. Такая экономическая невыгодность выражалось в том, что порой компаниям было невыгодно управлять своими филиалами и представительствами в отдаленных местностях, а порой и невозможно. Эти факторы существенным образом повлияли на возникновение франчайзинга и коммерческой концессии уже в России.

Следующие изменения в действующем законодательстве в сфере гражданского права России в ХХ веке происходят в постреволюционный период, в связи с принятием Гражданского кодекса РСФСР в 1922 году, который закреплял нормы о частной собственности, порядке организации юридических лиц, особенностях их деятельности, а также различные гражданско-правовые договоры, к примеру договор купли-продажи, мены и иные виды [1]. Однако договора коммерческой концессии в тот период еще предусмотрено в содержании Гражданского кодекса РСФСР не было. В тот период понятие «концессия» выражалось в заключении договора со стороны государства с частным предпринимателем, в большинстве случаев с иностранной фирмой.

Также считаем важным отметить принятие в 1927 году «Положения о фирме», которое было принят ЦИК СССР и СНК СССР. Он содержал в себе нормы о содержании необходимых указаний различных фирм предприятий. Однако статья 12 указанного Положения отмечала, что право на фирму не может быть отчуждено отдельно от предприятия [2]. Обобщая сказанное, важно отметить, что и указный документ не предусматривал наличие коммерческой концессии в России в этот период.

В целом развитие коммерческой концессии в России в ХХ веке, в особенности в первой его половине, происходит намного медленнее, чем в зарубежных государствах. В первую очередь это обусловлено тем, что имеющиеся ограничения в законодательстве не предусматривали возможности нахождения частного капитала в промышленности крупного и среднего масштаба, а также особенности государственного строя и управления в период 30–40 годов ХХ века не предусматривали наличия предпринимательской деятельности вообще.

Литература:

  1. О введении в действие Гражданского кодекса РСФСР: Постановление ВЦИК от 11 нояб.1922 г. [ред. от 01 февр. 1949 г.] (вместе с «Гражданским кодексом РСФСР») // Известия ВЦИК. № 256. 1922. (утратил силу).
  2. О введении в действие Положения о фирме: Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 22 июня 1927 г. [ред. от 17 авг.1927 г.] // Собр. законов и распоряжений Рабоче–Крестьянского Правительства СССР. 1927. № 40. Ст. 394, 395. (утратил силу).
  3. О клеймении изделий Российских фабрик: Высочайше Положение, утвержденное 5 февраля 1830 г. // ПСЗ-2. Т. V. № 3467. (утратил силу).
  4. Зеленько, Н. И. Развитие института франчайзинга в России и за рубежом / Н. И. Зеленько. — Текст: непосредственный // Научный журнал. — 2020. — № 9 (54). — С. 37.
  5. Рекунова, К. Ю. История становления института коммерческой концессии / К. Ю. Рекунова. — Текст: непосредственный // Внедрение результатов инновационных разработок: проблемы и перспективы. — Магнитогорск: Международная научно-практическая конференция, 2020. — С. 82.
  6. Товаченкова, С. И. Новоторговый устав 1667 года / С. И. Товаченкова. — Текст: непосредственный // Студенческий вестник. — 2020. — № 42–4 (140). — С. 21–23.
Основные термины (генерируются автоматически): коммерческая концессия, Россия, период Средневековья, мировой уровень, США, клеймение изделий, Великобритания, Гражданский кодекс РСФСР, период правления, российская правовая система.


Похожие статьи

Понятие договора коммерческой концессии

В статье автор определяет понятие договора коммерческой концессии.

Правовая природа инвестиционного договора в Российской Федерации: основные концепции

В настоящей статье на основании анализа исследуется правовая природа инвестиционного договора в Российской Федерации. Автор приводит классификацию концепций инвестиционного договора, сложившуюся в правовой науке в РФ. На основе концепций выделяет при...

Становление и развитие агентского договора

В статье автор рассказывает о возникновении и популяризации агентского договора в России. Раскрывает суть договора агентирования.

Права и обязанности пользователя в рамках договора коммерческой концессии

В данной статье автор пытается обозначить права и обязанности пользователя в рамках договора коммерческой концессии.

Основные различия между договором франчайзинга и договором коммерческой концессии

Статья посвящена раскрытию основных отличий между конструкциями договоров франчайзинга и коммерческой концессии, анализируются причины таких различий и популярности модели франчайзинга в российской предпринимательской практике.

Организационные договоры в дореволюционной российской цивилистике

В статье автор проводит анализ истории развития организационных договоров в дореволюционной науке гражданского права.

История и развитие института представительства в гражданском праве

В данной статье автор анализирует историю развития института представительства.

Правообладатель как сторона договора коммерческой концессии

В данной статье автор пытается обозначить права и обязанности правообладателя в рамках договора коммерческой концессии.

Понятие, правовая природа, сущность и значение представительства в гражданском праве

В статье автор рассматривает специфику представительства в гражданском процессе, анализирует особенности правовой природы данного института.

Анализ юридической сущности договора финансовой аренды (лизинга)

Статья посвящена анализу юридической сущности лизинга, исследованию природы данного договора и его места в системе гражданско-правовых договоров.

Похожие статьи

Понятие договора коммерческой концессии

В статье автор определяет понятие договора коммерческой концессии.

Правовая природа инвестиционного договора в Российской Федерации: основные концепции

В настоящей статье на основании анализа исследуется правовая природа инвестиционного договора в Российской Федерации. Автор приводит классификацию концепций инвестиционного договора, сложившуюся в правовой науке в РФ. На основе концепций выделяет при...

Становление и развитие агентского договора

В статье автор рассказывает о возникновении и популяризации агентского договора в России. Раскрывает суть договора агентирования.

Права и обязанности пользователя в рамках договора коммерческой концессии

В данной статье автор пытается обозначить права и обязанности пользователя в рамках договора коммерческой концессии.

Основные различия между договором франчайзинга и договором коммерческой концессии

Статья посвящена раскрытию основных отличий между конструкциями договоров франчайзинга и коммерческой концессии, анализируются причины таких различий и популярности модели франчайзинга в российской предпринимательской практике.

Организационные договоры в дореволюционной российской цивилистике

В статье автор проводит анализ истории развития организационных договоров в дореволюционной науке гражданского права.

История и развитие института представительства в гражданском праве

В данной статье автор анализирует историю развития института представительства.

Правообладатель как сторона договора коммерческой концессии

В данной статье автор пытается обозначить права и обязанности правообладателя в рамках договора коммерческой концессии.

Понятие, правовая природа, сущность и значение представительства в гражданском праве

В статье автор рассматривает специфику представительства в гражданском процессе, анализирует особенности правовой природы данного института.

Анализ юридической сущности договора финансовой аренды (лизинга)

Статья посвящена анализу юридической сущности лизинга, исследованию природы данного договора и его места в системе гражданско-правовых договоров.

Задать вопрос