Предметом данного исследования являются некоторые проблемы правового обеспечения внутреннего государственного финансового контроля, не позволяющие в полной мере раскрыть полномочия Федерального казначейства при осуществлении контрольной деятельности. Использован метод анализа федерального законодательства в сфере внутреннего государственного финансового контроля. Результатом исследования явились предложенияпо внесению изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации.
Ключевые слова: финансовый контроль, санкционирование операций, Федеральное казначейство, Бюджетный кодекс.
Источником правового регулирования в сфере бюджетных отношений, устанавливающим общие принципы, правовые основы и термины, через которые осуществляется исполнение бюджета Российской Федерации по расходам, является Бюджетный кодекс.
В 2019 году положения Бюджетного кодекса претерпели изменения в части государственного финансового контроля. Данными изменения были исключены полномочия по санкционированию операций из государственного финансового контроля и определены в статье 219 Бюджетного кодекса «Исполнение бюджета по расходам».
В соответствии с изменениями в Бюджетном кодексе процедуры по санкционированию уже не относятся к сфере внутреннего государственного финансового контроля, но, по сути, они не перестают быть контрольными, представляя ее предварительную форму, направленную на предотвращение бюджетных нарушений.
Основным компонентом казначейской системы исполнения бюджета является контроль. Органы Федерального казначейства, в соответствии со статьей 219 Бюджетного кодекса, осуществляют контрольную деятельность в процессе исполнения бюджета по расходам при учете бюджетных и денежных обязательств, подтверждения денежных обязательств, санкционирования оплаты денежных обязательств, подтверждения исполнения денежных обязательств получателей средств бюджета субъекта РФ, а также в ходе осуществления контрольных полномочий в соответствии с законодательством о контрактной системе.
Предыдущая редакция бюджетного кодекса закрепляла перечень реализуемых на перечисленных этапах исполнения бюджета контрольных действий, которые, являясь включенными в сферу государственного финансового контроля, относились к полномочиям финансового органа, осуществляемым методом «санкционирования операций».
Внесенные изменения в Бюджетный кодекс также исключили «Санкционирование операций» из методов государственного финансового контроля. Наблюдается неоднозначность формулировок бюджетного законодательства, исключившего «санкционирование операций» из методов государственного финансового контроля, в то время как оно осуществляется органами Федерального казначейства.
Внесение данного изменения было объяснено Министерством финансов так: «Санкционирование операций является неотъемлемой частью принятия решений по осуществлению расходов бюджета и выполняется субъектом, который это решение принимает» [2].
Иными словами, согласно статье 219 Бюджетного кодекса санкционирование оплаты денежных обязательств является этапом исполнения бюджета и применяется исключительно к расходам, осуществляемым получателями бюджетных средств в соответствии с порядком, установленным финансовым органом согласно положениям Бюджетного кодекса.
До того, как были внесены изменения в Бюджетный кодекс полномочия Федерального казначейства по осуществлению внутреннего государственного предварительного финансового контроля были закреплены в статье 269.1 Бюджетного кодекса. К ним относились:
– контроль за не превышением суммы по операции над лимитами бюджетных обязательств и (или) бюджетными ассигнованиями;
– контроль за соответствием содержания проводимой операции коду вида расходов бюджетной классификации Российской Федерации, указанному в платежном документе, представленном в Федеральное казначейство получателем бюджетных средств;
– контроль за наличием документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства, подлежащего оплате за счет средств бюджета;
– контроль за соответствием сведений о поставленном на учет бюджетном обязательстве по государственному (муниципальному) контракту сведениям о данном государственном (муниципальном) контракте, содержащемся в предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд реестре контрактов, заключенных заказчиками [1].
После внесения изменения данные полномочия отражены в статье 219 «Исполнение бюджета по расходам» и стали не так сильно заметны, хотя слово контроль так и осталось. Получается, что Федеральное казначейство и органы Федерального казначейства осуществляют предварительный контроль, который проводится методом санкционирования операций, но из-за данных изменений на законодательном уровне, метода нет, а контроль этим методом осуществляется.
В соответствии с выявленными недостатками автор предлагает внести следующие изменения.
Вернуть санкционирование операций в методы государственного финансового контроля в статью 267.1 «Методы осуществления государственного (муниципального) финансового контроля» Бюджетного кодекса и наряду с определениями таких методов как проверка, ревизия и обследование внести определение санкционирования операций.
Также автор считает, необходимым указать на то, что данный метод финансового контроля является предварительным и представить определение в следующей интерпретации. Санкционирование операций — это метод предварительного контроля по предотвращению бюджетный нарушений, заключающиеся в разрешении осуществления финансовых операций, после проверки документов на соответствие целей осуществления операций, на их наличие и указанной в них информации бюджетному законодательству, а также иным нормативно-правовым актам по регулированию бюджетных отношений.
Это позволит Федеральному казначейству и органам Федерального казначейства осуществлять предварительный контроль, который проводится методом санкционирования операций и который закреплен в нормативно-правовом акте. Закрепление понятия «Санкционирование операций» в нормативных правовых актах позволит определить его как метод государственного предварительного финансового контроля, а не только как этап исполнения бюджета по расходам.
Также необходимо точно обозначить полномочия Федерального казначейства при осуществлении государственного предварительного финансового контроля, поскольку несмотря на изменения, которые произошли в Бюджетном кодексе, не изменился состав процессов контрольной деятельности Федерального казначейства.
Литература:
- Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 01.07.2021). − Режим доступа: КонсультантПлюс, свободный;
- Заключение Комитета СФ ФС РФ по бюджету и финансовым рынкам от 22.07.2019 N 3.5–03/1172 по Федеральному закону «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита» − Режим доступа: КонсультантПлюс, свободный.