Включение норм международного права о правовом статусе беженцев в законодательство Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №47 (389) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 16.11.2021

Статья просмотрена: 409 раз

Библиографическое описание:

Люкина, Е. Б. Включение норм международного права о правовом статусе беженцев в законодательство Российской Федерации / Е. Б. Люкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 47 (389). — С. 240-242. — URL: https://moluch.ru/archive/389/85560/ (дата обращения: 18.12.2024).



В данной статье произведён анализ применения норм международного права в отношении установления правового статуса беженцев, их защиты, предоставления убежища в российской правовой системе. Сделаны выводы о несоответствии некоторых норм национального права универсальным нормам. Выявлены проблемы уже на уровне терминов. Подтверждена потребность дополнить дефиницию «беженец» новыми категориями и признаками, например, такими как вооружённые конфликты в стране привычного места жительства. Предложено решить проблемы несоответствия норм, существующие на разных уровнях. Установлено, что Конвенция 1951 г. уже не отвечает потребностям и современным реалиям.

Ключевые слова: беженец, мигрант, вынужденный переселенец, имплементация, права человека.

Потребность в научном осмыслении правового положения такой уязвимой категории населения, как беженцы, обусловлена увеличивающимися размерами миграции.

Военные действия, террористические и экстремистские акты, стихийные бедствия, финансовая неопределённость, нищета, голод и иные причины содействуют всё большему оттоку жителей на пути поиска самых комфортных условий для своей жизни.

Текущих условия демонстрируют, как заметно поднялся вопрос регламентации законодательного статуса мигрантов, их охраны, предоставления укрытия как на межгосударственном уровне, так и на государственном. Действующая система требований дозволяет разговаривать о том, что с законодательной точки зрения как на всепригодном, так и на местном уровнях сложилась очень действенная система поддержки и защиты лиц, которые обязаны были оставить своё обычное место пребывания. Но на практике, при появлении нужды в осуществлении таковых требований, появляются бессчетные сложности.

Актуальная система международно-законодательной защиты прав мигрантов была организована в 1951 г. Отныне работает Конвенция ООН о статусе беженцев и Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев. Потом институциональный и конвенционный механизмы установления статуса и защиты этой категории лиц значительно не изменялись. Только в 1967 г. Конвенция была дополнена Протоколом, которые касаются статуса мигрантов. Тенденции сегодняшнего глобального перемещения лиц стали суровым испытанием для имеющейся интернациональной системы защиты прав переселенцев, мигрантов и принужденных переселенцев. Нужно осознавать, что те глобальные международно-законодательные нормы, являющиеся основой для определения статуса этой уязвимой категории лиц в сегодняшнее время, принимались после Второй мировой войны. Они разрабатывались согласно требованиям и реалиями тех пор и были нацелены на нормализацию отношений среди принимающих государств и беженцами. Нынешние реалии демонстрируют, что нужно изменять международно-законодательной механизм установления обоюдных прав и обязательств беженцев и принимающих стран. Базой таких изменений обязана стать солидарность, гуманность и взаимодействие стран, при этом как на общемировом, так и на местном уровнях.

При существующих признанных нормах о защите прав и свобод личности, отдельные страны отказываются реализовывать взятые на себя межгосударственные обязанности. Например, государства Евросоюза отказывают предоставить укрытия, объясняя свои деяния рвением не допустить распространения коронавирусной инфекции. Бесчисленные правозащитные организации, например, такие как «Врачи без границ», приходят к выводу, что пандемия лишь только предлог для борьбы с беженцами. К примеру, с января 2020 г. Греция ужесточила политику в отношении мигрантов. Вместо выдачи документов лицам, обратившимся за предоставлением убежища, их зачастую заключают под стражу.

Миграционные трудности коснулись Российской Федерации. Это положение дел вызвано прежде всего комфортным географическим положением государства для приезда иностранных граждан, прозрачностью границ, финансовыми возможностями в целях реализации личностью права на труд, нечёткими аспектами определения категорий «беженец», «вынужденный переселенец», «мигрант» в законодательстве и другими недостатками в законодательном закреплении миграционных потоков.

Наше государство является участником всех международно-законодательных актов, которые касаются установления статуса мигрантов как на общемировом, так и на местном уровнях. Велика значимость имплементации этих межгосударственных требований в национальное нормативно-правовые акты. В текущее время в существующих условиях глобализации и включении РФ в международную общественность сформировался дуализм государственного российского и интернационального права через их взаимное влияние, также через регламентацию нормами 2-ух систем отношений, влекущих за собой сотрудничество требований и поэтапное изменение национального права в правотворческом и правоприменительном действиях [1].

Имплементация норм осуществляется в двух формах: посредством издания национальных правовых актов, регулирующих аналогичные вопросы, рассматриваемые в международных актах, посредством прямого применения международных правовых норм для регламентации внутригосударственных отношений. Но при наличии этих возможностей для осуществления норм относительно установления юридического статуса беженцев, их охраны при употреблении и международных, и национальных норм на практике появляются проблемы их несоответствия между собой, что влечёт трудности.

Изъяны юридической регламентации заметны еще при изучении терминов. К примеру, в тексте Конвенции «О статусе беженцев» (от 1951 г.) под «беженцем» понимают такое лицо, которое в силу событий, случившихся до 01.01.1951 г., и из-за достаточно обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определённой социальной группе или политических убеждений, находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться охраной этого государства либо не может воспользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определённого гражданства и находясь вне государства своего прежнего обычного местожительства и-за аналогичных событий, не может или не хочет вернуться в неё по причине этих опасений. Полагаем, что нынешние условия поясняют потребность в расширения трактовки этой дефиниции и дополнения его таким критерием, как вооружённые конфликты в стране привычного места жительства и нарушение прав человека. Федеральный закон от 19 февраля 1993 № 4528–1 «О беженцах» дублирует дефиницию «беженец», из международного акта. Существует одно отличие, а именно — отсылка на национальность лица как основания для преследования. Но судебная практика, которая сложилась в государстве по вопросам предоставления укрытия и установления их законодательного статуса, говорит о нужде изменения взглядов на настолько ограниченные ситуации, закреплённые в определениях. Более удачной и подходящей реалиям современного мира представляется дефиниция, закреплённая в Соглашении стран СНГ от 24 сентября 1993 г. «О помощи беженцам и вынужденным переселенцам». Оно дополняется таким основанием преследования, как язык, и требуется наличие связи между совершением насилия или преследования, существует реальная угроза подвергнуться преследованию в связи с вооруженными и межнациональными конфликтами.

Представляется весьма актуальным, будучи участницей данной региональной международной организации, дополнить свое национальное законодательство такими признаками. В вышеупомянутом региональном Соглашении СНГ государства, осознавая критическую ситуацию и неся всю ответственность за судьбы тех лиц, которые испытали на себе все тяготы переселения, признали необходимым оказать помощь в установлении статуса беженцев и вынужденных переселенцев.

Механизмом реализации международных норм в защиту прав беженцев и установления их статуса в российской правовой системе является судебное разрешение споров. Анализ судебных решений, вынесенных в стране, подтверждает необходимость внесения изменений в действующее законодательство. Основной причиной отказа в предоставлении убежища зачастую является тот факт, что Конвенция 1951 г. не дает основания для признания таких иностранцев или апатридов беженцами. Некоторые суды при разрешении дел по жалобам заявителей на решения территориальных миграционных служб обосновывали свои выводы п. 164 Руководства по процедурам и критериям определения статуса беженцев, в соответствии с которым лица, вынужденные покинуть свою страну в результате внутренних вооруженных конфликтов, обычно не рассматриваются как беженцы.

В целом законодательство Российской Федерации соответствует общепринятым нормам международного права относительно прав беженцев, поэтому страна и является привлекательной для мигрантов. Например, после вооруженного конфликта в Сирии замечена тенденция использования территории России в качестве транзита для пересечения границы и попадания в страны Европы, поскольку уклад жизни в этих странах им ближе.

Сложности реализации норм о правовом статусе беженцев в Российской Федерации затрудняются несовершенствами в этой области на универсальном международно-правовом уровне. Конвенция 1951 г. перестала отвечать потребностям и реалиям современного миропорядка. Необходимо пересмотреть всю систему норм в этой сфере и имплементировать нововведения в национальные законы. В 2016 г. была принята попытка разработки нового универсального документа, однако она завершилась лишь созданием Декларации о беженцах и мигрантах, которая носит рекомендательный характер. Однако это весьма ощутимый вклад на пути создания Глобального договора о безопасности, упорядоченной и регулируемой миграции. Так, например, в Федеральном законе «О беженцах» предоставление статуса беженца несовершеннолетнему лицу происходит в общем порядке, но необходимо учитывать особенности этой возрастной категории.

В Российской Федерации функционирует Представительство УВКБ ООН, основной задачей которого является защита прав беженцев, лиц без гражданства и лиц, ищущих убежище. Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев проводит координирующую политику по решению проблем беженцев, по защите их прав и поиску нового места пребывания. В этом аспекте нельзя не отметить роль и значение этого Агентства, поскольку главной его задачей является обеспечение соблюдения минимальных норм Конвенции в отношении таких лиц. В 1954 г. Управлению была присуждена Нобелевская премия мира «за неустанные и зачастую неблагодарные попытки оказать помощь беженцам и привлечь внимание власти к их нуждам». Ни одно государство не защищено от войны или угрозы военных действий, и, как следствие, перемещений своих граждан в другие страны. Поэтому при общем финансировании деятельности УВКБ ООН государства — члены ООН поощряют деятельность этой организации и соглашаются с тем, что вопрос защиты прав беженцев должен играть весомую роль в повестке международного сообщества. Помимо непосредственно защиты прав отдельных категорий лиц, УВКБ содействует реализации принципов и целей ООН, таких как: поддержание мира и безопасности, уважение прав и свобод человека, развитие дружественных отношений между нациями и народами.

УВКБ ООН тесно сотрудничает с ФМС РФ, проводя мероприятия обучающего характера, распространяет практику в определении статуса беженцев, оказывает помощь при подготовке законопроектов, тем самым повышает эффективность и качество проводимых процедур в отношении этой категории лиц на национальном уровне.

Как известно, приоритетным направлением политики Российской Федерации является исключение возникновения ситуаций безгражданства и стремление к как можно более оперативному получению информации о таких случаях. УВКБ ООН поддерживает в этом вопросе национальные государства и предпринимает усилия для выявления таких ситуаций, проводит консультативную юридическую помощь для присоединения Российской Федерации к конвенциям, касающимся безгражданства.

Рассмотрев некоторые вопросы, касающиеся установления правового статуса беженцев, можно отметить, что в Российской Федерации существуют все основы для защиты этой категории лиц, предоставления им убежища, определенного правового статуса, которые отвечают требованиям международных норм. Имплементация таких норм происходит в соответствии с существующей правовой системой, правилами и тенденциями, в целом существующими в стране, вне зависимости от вопроса регулирования.

Литература:

  1. Конвенция о статусе беженцев (Заключена в г. Женеве 28.07.1951) // Бюллетень международных договоров. 1993. № 9. С. 6–28.
  2. Федеральный закон от 19.02.1993 № 4528–1 (ред. от 01.07.2021) «О беженцах» // Рос. Газета. 20 марта 1993 г., № 54.
  3. Минина Н. В. Проблемы имплементации норм международного права в Российской правовой системе // Вестник ВИ МВД России. 2011. № 4.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, беженец, норма, защита, категория лиц, местный уровень, правовой статус беженцев, предоставление убежища, статус беженцев, российская правовая система.


Похожие статьи

Прекращение гражданства в Российской Федерации: правовой аспект

В современных условиях развития российского общества, институт прекращения гражданства приобретает особо важную роль в регулировании общественных отношений. В статье проанализированы характерные особенности прекращения гражданства по российскому зако...

Формирование и реализация института гражданства Российской Федерации

Гражданство является одним из важнейших факторов, определяющих взаимоотношения человека с государством, основой правового статуса личности, а также главной предпосылкой обязанности государства защищать права и свободы личности. Закон закрепляет обще...

Некоторые особенности приоритетности норм внутригосударственного и международного права в механизме обеспечения прав человека

В статье рассматриваются некоторые особенности приоритетности норм внутригосударственного и международного права, акцентируется внимание на спорном подходе к решению данных проблем в российском государстве, заключающемся в установлении приоритета нор...

Дискриминация и ее запрет в трудовом праве

В данной статье рассматриваются проблемы реализации принципа запрета дискриминации в сфере труда. На основании анализа норм международно-правовых актов, российского законодательства, а также судебной практики выявляются основные проблемы, снижающие у...

Гражданство Российской Федерации на современном этапе развития

В настоящей статье автором рассматриваются актуальные и базовые для российской правовой системы и конституционного, административного права вопросы отечественного гражданства. Право человека на гражданство является одним из важнейших неотъемлемых пра...

О содержании понятия «государство» в конституционно-правовом смысле: прото-нормативное определение

В настоящей статье на основе анализа и синтеза конституционно-правовых норм Основного Закона предпринята попытка сформировать такое представление о феномене «государство», которое по своему происхождению и качеству является близким к нормативным опре...

Особенности конституционно-правового статуса субъектов РФ

В настоящей статье речь идет о конституционно-правовом статусе субъектов Российской Федерации. В частности, проводится анализ признаков и основных элементов такого статуса, указывается на роль органов государственной власти федерального уровня в его ...

Правовое положение иностранных граждан, а также лиц без гражданства (апатридов) и беженцев

Актуальность исследования объясняется тем, что правовой институт гражданства содержит в себе нормы, которые регулируют правовое положение иностранных граждан, а также лиц без гражданства (апатридов) и беженцев. Российское законодательство закрепляет ...

Правовой статус апатридов в международном праве прав человека

В данной статье проанализирован международно-правовой статус лиц, не имеющих гражданства (апатридов). Автор рассмотрел определяющие признаки лиц без гражданства, причины утраты ими гражданства, а также виды апатридов. Автор установил, что признание г...

Новые тенденции и положения закона об авторском праве в Израиле. Процедуры использования «бесхозных» произведений

В данной статье рассмотрены новые тенденции развития правовых отношений области авторского прав в Израиле. Рассмотрена специфика внесенных поправок использования «бесхозных» произведений в действующие правовые отношения. Выделены условия и критерии о...

Похожие статьи

Прекращение гражданства в Российской Федерации: правовой аспект

В современных условиях развития российского общества, институт прекращения гражданства приобретает особо важную роль в регулировании общественных отношений. В статье проанализированы характерные особенности прекращения гражданства по российскому зако...

Формирование и реализация института гражданства Российской Федерации

Гражданство является одним из важнейших факторов, определяющих взаимоотношения человека с государством, основой правового статуса личности, а также главной предпосылкой обязанности государства защищать права и свободы личности. Закон закрепляет обще...

Некоторые особенности приоритетности норм внутригосударственного и международного права в механизме обеспечения прав человека

В статье рассматриваются некоторые особенности приоритетности норм внутригосударственного и международного права, акцентируется внимание на спорном подходе к решению данных проблем в российском государстве, заключающемся в установлении приоритета нор...

Дискриминация и ее запрет в трудовом праве

В данной статье рассматриваются проблемы реализации принципа запрета дискриминации в сфере труда. На основании анализа норм международно-правовых актов, российского законодательства, а также судебной практики выявляются основные проблемы, снижающие у...

Гражданство Российской Федерации на современном этапе развития

В настоящей статье автором рассматриваются актуальные и базовые для российской правовой системы и конституционного, административного права вопросы отечественного гражданства. Право человека на гражданство является одним из важнейших неотъемлемых пра...

О содержании понятия «государство» в конституционно-правовом смысле: прото-нормативное определение

В настоящей статье на основе анализа и синтеза конституционно-правовых норм Основного Закона предпринята попытка сформировать такое представление о феномене «государство», которое по своему происхождению и качеству является близким к нормативным опре...

Особенности конституционно-правового статуса субъектов РФ

В настоящей статье речь идет о конституционно-правовом статусе субъектов Российской Федерации. В частности, проводится анализ признаков и основных элементов такого статуса, указывается на роль органов государственной власти федерального уровня в его ...

Правовое положение иностранных граждан, а также лиц без гражданства (апатридов) и беженцев

Актуальность исследования объясняется тем, что правовой институт гражданства содержит в себе нормы, которые регулируют правовое положение иностранных граждан, а также лиц без гражданства (апатридов) и беженцев. Российское законодательство закрепляет ...

Правовой статус апатридов в международном праве прав человека

В данной статье проанализирован международно-правовой статус лиц, не имеющих гражданства (апатридов). Автор рассмотрел определяющие признаки лиц без гражданства, причины утраты ими гражданства, а также виды апатридов. Автор установил, что признание г...

Новые тенденции и положения закона об авторском праве в Израиле. Процедуры использования «бесхозных» произведений

В данной статье рассмотрены новые тенденции развития правовых отношений области авторского прав в Израиле. Рассмотрена специфика внесенных поправок использования «бесхозных» произведений в действующие правовые отношения. Выделены условия и критерии о...

Задать вопрос