В статье автором предпринята попытка теоретико-правового определения понятия «административно-правового статуса вынужденных переселенцев и беженцев» и его элементов.
Ключевые слова: административно-правовой статус, беженец, вынужденный переселенец, гарантии, гражданство, обязанности, права.
Правовой статус личности в отечественной юриспруденции традиционно определяется как положение лица в государстве и обществе, определяемое и закрепленное правовыми нормами [5, с. 95]. Соответственно, под правовым статусом понимается совокупность прав и свобод, обязанностей и ответственности личности, устанавливающих ее правовое положение в обществе [2, с. 307].
При этом специалисты признают, что одно лицо обладает множественностью правовых статусов [8, с. 36], обусловленной, среди прочих причин, тем, что различные отрасли права дополняют правовой статус с позиции предмета и метода своего регулирования. Особенность именно административно-правового статуса вынужденных переселенцев и беженцев заключается в регулировании соответствующих прав и обязанностей нормами административного права, органически связанными с деятельностью органов исполнительной власти в данной сфере. Ведь в административно-правовых отношениях одной стороной в любом случае является государство (орган государства, должностное лицо), выступающие носителем властных полномочий [1, с. 4]. При этом лицо и государство (орган государства, должностное лицо) имеют взаимные права и несут соответствующие этим правам взаимные обязанности.
Административно-правовой статус вынужденных переселенцев и беженцев наряду с иными разновидностями правового статуса данных лиц (прежде всего, международным и конституционным) представляют собой сложный взаимосвязанный и взаимозависимый юридический комплекс, который позволяет вынужденным переселенцам и беженцами, с одной стороны, и государству, с другой стороны, осуществлять полноценное взаимодействие, учитывающее потребности и интересы всех задействованных субъектов.
При этом перечень элементов, относящихся к правовом статусу и определяющих его содержание, является дискуссионным. Правоведы включают в содержание правового статуса такие элементы (в различном их сочетании) как свобода и (или) право, обязанность, ответственность, принцип, гарантия, а также гражданство [3, с. 27; 4, с. 41; 5, с. 152]. Однако ключевыми элементами любого правового статуса, включая административно-правовой статус физического лица, без сомнения, являются корреспондирующие друг другу права и обязанности субъекта [7, с. 50].
Можно выразить солидарность с позицией А. Е. Юрицина, который в своем диссертационном исследовании указывает, что содержание административно-правового статуса вынужденных переселенцев и беженцев определяется правами, обязанностями, гарантиями и ответственностью [9, с. 8–9].
При этом под административные права вынужденных переселенцев и беженцев можно рассматривать как указанные в официальных нормативных правовых актах «дозволения» субъектам осуществлять конкретные юридически значимые действия (бездействия), а также связанные с такими «дозволениями» полномочия требовать от третьих лиц воздержаться от создания препятствий в реализации прав и даже требовать от определенных лиц содействия в их осуществлении [9, с. 9].
Ключевые дополнительные права лица, получившего статус вынужденного переселенца, во многом сводятся к полномочиям в сфере обеспечения жилыми помещениями и праву на получении содействия в обеспечении их проезда и провоза багажа.
Среди основных прав беженцев можно отметить следующие: на услуги переводчика, получение информации о порядке признания беженцем, о своих правах и обязанностях; на содействие в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания; на выплату единовременного денежного пособия; на проживание в центре временного размещения и пользование жилым помещением, предоставляемым из фонда жилья для временного поселения; на содействие в поиске информации о родственниках, проживающих в государстве гражданской принадлежности беженца; на упрощенное приобретение гражданства Российской Федерации и другие.
Под административными обязанностями предлагается понимать закрепленные в нормативных актах «притязания» государства в отношении ожидаемого поведения данной категории субъектов [9, с. 15].
Среди основных обязанностей вынужденных переселенцев и беженцев можно отметить следующие: соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации; своевременно прибыть в место пребывания и соблюдать порядок проживания в нем; своевременно сообщать информацию о себе; состоять на учете в места пребывания; периодически проходить переучет.
Под гарантиями административно-правового статуса вынужденных переселенцев и беженцев предлагается понимать меры, условия и средства, которые обеспечивают реализацию юридически закрепленных прав и обязанностей данных категорий субъектов в их отношениях с органами государственной власти. Такие гарантии могут быть подразделены как общими (экономическими, социальными, идеологическими, политическими и т. д.), так и правовыми юридические и организационными [9, с. 9].
Отечественное законодательство о вынужденных переселенцах и беженцах отдельно указывает на два вида гарантий. Во-первых, вынужденный переселенец и лицо, претендующее на этот статус, не могут быть возвращены против их воли на территорию (в населенный пункт), которую они покинули, а также переселены в другой населенный пункт. Аналогично лица, ходатайствующие о признании беженцем, признанные беженцем и даже утратившие статус беженца или лишенные этого статуса беженца, не могут быть возвращено против их воли на территорию государства своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства) при сохранении в данном государстве обстоятельств, послуживших причиной обращения за убежищем. Во-вторых, решения и действия (бездействие) органов власти и управления в сфере миграции могут быть обжалованы в административном порядке или в суд.
Кроме того, важное значение при реализации административно-правового статуса вынужденных переселенцев и беженцев имеет гражданство лица.
Вынужденные переселенцы и беженца, как и иные сходные разновидности особого правового статуса человека, объединяются наличием системы зачастую сходных дополнительных прав, обязанностей и ответственности, обусловленной признанием необходимости их особой защиты и поддержки со стороны государства в связи с вынужденным изменением обычного места жительства по объективно сложившимся неблагоприятным обстоятельствам, связанным с насилием и (или) преследованием. Причем перечень причин, ставших основанием для преследования, является закрытым и не подлежит расширительному толкованию. Различие же данных видов особого правового статуса человека обусловлено, прежде всего, наличием или отсутствием гражданства Российской Федерации, а также разными причинами насилия и (или) преследования, признаваемыми как юридически значимые для присвоения того или иного статуса.
Во-первых, наличие гражданства Российской Федерации является признаком, характерным для вынужденных переселенцев, и отсутствующим у беженцев. Во-вторых, с учетом обязательного наличия у вынужденных переселенцев гражданства Российской Федерации, именно правовой статус «гражданин Российской Федерации» является для данной категории лиц определяющим. Права, обязанности, ответственность и гарантии, присущие вынужденным переселенцам, дополняют именно статус гражданина. В свою очередь, для беженцев определяющим является правовой статус «иностранец» («иностранный гражданин» или «лицо без гражданства»). Таким образом, именно гражданство во многом позволяет дифференцировать и охарактеризовать статус вынужденных переселенцев и беженцев.
Соответственно, административно-правовой статус вынужденных переселенцев и беженцев можно определить, как предоставленную данным категориям лиц систему прав и свобод, гарантий их реализации, а также возложенных на них обязанностей и мер ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение, опосредованную деятельностью органов государственной власти, направленной на управление в сфере вынужденной миграции.
Литература:
- Братановский С. Н. Административно-правовые отношения: концептуальный подход к сущности и особенностям // Гражданин и право. 2017. № 7. С. 3–10.
- Венгеров А. Б. Теория государства и права: учебник / А. Б. Венгеров. — Москва: Изд-во Омега-Л, 2013. — 607 с.
- Евтушенко В. И. Правовой статус беженца в Российской Федерации. Монография. — Белгород: Изд-во БГТУ, 2006. — 113 c.
- Коваленко А. И. Конституционное право Российской Федерации. — М.: Артания, 1995. — 192 c.
- Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право Российской Федерации: учебник. — М.: Юристъ, 1996. — 480 c.
- Колобов А. В. Социально-правовая защита беженцев и вынужденных переселенцев: дис.... канд. юрид. наук. — Санкт-Петербург, 2014.- 209 с.
- Мальцев Г. В. Права личности: юридическая норма и социальная действительность / Конституция СССР и правовое положение личности / Материалы конференции. — М.: Институт государства и права, 1979. — С.48–55.
- Тесленко А. М. О терминах «мигрант» и «международный мигрант» // Российский юридический журнал. 2019. № 5. С. 34–39.
- Юрицин А. Е. Административно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации: автореферат дис.... канд. юрид. наук. — Омск, 2005. — 22 с.