Работа рассматривает основные аспекты развитие моторики у детей с использованием текстильных материалов это: нитки, ткани, ленты, шнуры, бисер, пуговица, и многие другие. Влияние моторики на нравственные, психологические, эстетические и воспитательные функции, а также на способность к развитию речи, памяти, мышления и остальных психофизиологических способностей.
Ключевые слова: моторика, восприятие, орудия труда, мастерство, способность, внимание, логика, творчество, рукоделие, воспроизведение виденного, развитие личности.
The work examines the main aspects of the development of motor skills in children using textile materials: threads, fabrics, ribbons, cords, beads, buttons, and many others. The influence of motor skills on moral, psychological, aesthetic and educational functions, as well as on the ability to develop speech, memory, thinking and other psychophysiological abilities.
Keywords : motor skills, perception, tools, skill, ability, attention, logic, creativity, handicrafts, reproduction of the seen, personality development.
Основным фундаментом всего посдедующего образования является школа.
Развитие мелкой моторики — один из ведущих факторов развития ребенка. Ребенок, взаимодействуя с окружающей средой, формирует целую систему восприятия. Учителя уделяют огромное внимание развитию детской моторики, учитывая психофизиологические факторы школьников, так как чем уверенее взаимодействие их рук с орудиями труда, то велика их мастерство, тем он больше познает окружающий их мир, развиваются их способности.
Существует много факторов для развития моторики у детей, один из них технологический. Моторика развивает: вкус, логику, внимание, закладываются основные работы с пластелином, бумагой, паралоном, пробками от бутылок, древесиной, нитками природным материалом, и многие другие. Из швейных материалов это: бусы, пуговицы, бисер, тесемим, шнурки, нитки, пряжа, и конечно же, лоскутки ткани. Чем больше изобретательности и техники исполнения, тем больше развивается самостоятельность, творчество.
Китайские ученые, во II веке до новой эры, говорили о знаниях влияние действия рук на развитие головного мозга человека. Древние китайцы утверждали, это упражнения с участием рук и массаж пальцев гармонизирует тело, и разум положительно влияет на деятельность мозга. Каждый палец имеет довольно обширное значение в коре больших полушария мозга.
Сейчас век прогресса и компьютеризации. У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у городских детей, так ка они большее время тратят на телефонные игры. Много лет назад «бытовых» занятий было множества, все приходилось делать руками. В ХХI векt большая часть детей отдает предпочтение игре на компьютере, где нужно только нажимать на кнопки.
Вследствие этого слабое развитие моторики, и в частности, неготовность большинства детей к письму, выявляются проблемы с речевым развитием. В связи с этим, в последнее время развитию мелкой моторики уделяется все больше внимания.
Одним из предметов развивающих мелкую моторику рук является технология. Мелкая моторика — это точные, хорошо координированные движения рук. Чем лучше она развита, тем эффективнее работает нервная система ребенка. На уроках технологии ученики изучают разные виды рукоделия и их историю, обучаются мыслить творчески и развивать фантазию. Все виды деятельности на уроках технология является основными помощниками в развитии моторики.
А. В. Луначарский сказал: «Как работают руки, так работает голова».
Работа с нитками, письмом и тканью требует сложных движений рук, ловкость пальцев, внимание. Они делают поделки из ниток, вышивают, шьют игрушки. На уроках технологии учитель настаивает на получение новой информации, дают новую мастерскую, активизируют предшествующие знания, что особенно важно для получения новой информации. На уроках труда ученик ставит себе задачу в решении каких-то ситуаций. Решение этих ситуаций развивает его познавательную деятельность, то есть формирует собственную позицию в учении и обучении. Работа с иглой начинается в третьем классе. Первый вид деятельности, который развивает моторику, — это шнурки. Манипуляция со шнурками может быть осуществлена с предметами одежды и игрушками. Особое внимание уделяется работе с пуговицами: делаются сведения о пуговицах, их назначение, учат застегивать крупные и мелкие пуговицы. Например, ребенок может оформить свой рисунок пуговицами различных цветов, размеров. Хорошо помогают в развитии мелкой моторики тесемки, шнурки, нитки. Из них можно плести косички, складывать в круги, геометрические фигуры. Раскладывать их на бумаге и склеивать, как на рис. 1
Рис 1. Дети склеивают на бумагу геометрические фигуры
Девочки с большим удовольствием работают с бусами, сначала с большими бусами, а затем по мере развития навыков с мелкими бусами. Это бусы, браслеты, различные виды украшений, кроме того, они клеят их на бумагу под руководством педагога как на Рис 2.
Рис 2. Работа детей с бусами
Педагог учит делать бусы, ожерелья, а на рисунках собирать орнаменты. Продуктивность работы и полученный результат зависят от преподавателя и родителя, который своевременно окажет помощь, подскажет, заинтересует, превратит обучение в игру и вовремя его похвалит. Текстильная пряжа нити широко используются для вязания. Даются краткие сведения о нитках, а затем показываются образцы изделий из них. Например, бисер можно собирать, нанизывая на одну, две нити на проволоки, вышивать бисером. Например, узбекские мастерицы бисером вышивают тюбетейки для девушек и маленьких девочек. Пусть им не всегда удаются достичь высокого уровня при изготовлении изделий, но это развивает художественное видение, эстетический вкус, творческое отношение к работе. Многие изделия выполняются из материалов, которые не находят применения и выбрасываются. Это лоскуты, обрезки ткани, нити, бисер и так далее. На Рис 3 можете увидеть, как дети работают в группе. Использование их учит детей бережливости и экономному использованию материалов.
Рис 3. Работа детей с лоскутами, тканями в группе
На основании исследований ученых было установлено, что высокий уровень развития мелкой моторики, то соответственно у ребенка хорош с развитием памяти, внимания, логического мышления.
Следовательно, он самостоятельно может использовать какие-то материалы для создания различных изделий используя свои способности. Иногда для развития моторики на уроках технологии детей дают неосложненный рисунок (из линий), по которому он по контору рисунка выкладывает нить. Чем раньше будет начата работа по развитию мелкой моторики, тем раньше ребенок начнет развиваться и овладевать новыми умениями. Работа с нитками, тесьмой и тканью, требуют более сложные движения рук, ловкости. Предмет «Технология» очень важен для гармоничного развития всех способностей ребенка.
Следовательно, уроки технологии могут дать будущим работодателям грамотный, адаптированный к современным условиям труда персонал.
Школьный предмет «Технология» — это творческий предмет, при всех его целях и правилах, воспитывающий творческую, культурную, активную личность в ребенке.
Литература:
- Конышева Н. М. «Методика трудового обучения младших школьников» учебное пособие. Издательский центр «Академия» 1991 год
- Канева Т. В. Учебник «Технология»
- Губарева А. К. «Актуальные проблемы современного образования» М. 2017 № 3
- Гребнев А. И. «Мелкая моторика и ее роль в процессе учетной деятельности младших школьников» Вестник науки и образования 2016 № 3
- Юнг Н. А. «Начальная школа» 2012 г № 5.