Данная статья посвящена рассмотрению способов повышения мотивации к изучению английского языка студентов неязыковых вузов юридического направления. В статье подробно рассматриваются факторы мотивации и даются рекомендации практического характера по применению разного рода методик и приёмов обучения английскому языку
Ключевые слова : английский язык, мотивация, высшее учебное заведение, колледж, студент.
На сегодняшний день важной составляющей требований, которые предъявляются выпускнику вуза и колледжа независимо от его полученной специальности, считается владение английским языком, а вернее — обладание определёнными языковыми навыками, которые необходимы для осуществления делового общения. Каждый выпускник, считающий себя по окончанию вуза или колледжа конкурентоспособным специалистом, должен обладать определённым лексико-грамматическим уровнем и навыками осуществления англоязычной коммуникации и, что считается обязательным умением — читать и переводить англоязычные тексты.
Все вышеозначенные требования особенно актуальны для студентов юридического направления, так как владение английским языком позволяет выстраивать процесс коммуникации на международном деловом уровне, общаться с зарубежными клиентами и дает возможность участвовать в процессе разрешения правовых конфликтов уже на международном уровне, что, как правило, открывает хорошие профессиональные перспективы.
К сожалению, вопреки реальной необходимости изучения и владения английским языком на практике, в неязыковых вузах, колледжах имеются определённые проблемы с мотивацией студентов. С одной точки зрения, студенты, как правило, осознают важность и обязательность изучения английского языка, а с другой — быстро теряют заинтересованность данным предметом при возникновении проблем различного рода [1, c.135].
При детальном рассмотрении причин снижения мотивации к обучению английского языка, нужно обращать внимание не только на студентов, но и на преподавателей, так как во многом именно от преподавателя зависит уровень мотивации студентов к обучению.
Именно от преподавателя зависит формирование большей части компонентов обучения. В первую очередь, это касается отбора учебного материала. Естественно, преподавателем не определяется содержание обучения и он, как правило, обязан выполнять требования программы обучения. Но при более подробном изучении отдельных тем, а также отборе дополнительного материала приоритет отдается действиям преподавателя. Преподаватель в этом случае должен учитывать и общий уровень владения английским языком учебной группы, и уровень каждого отдельно взятого студента, другими словами, все подбираемые материалы должны носить строго индивидуальный характер. Подробное изучение отдельных тем должно способствовать углублению языковой лексико-грамматической базы, а использование дополнительного материала должно давать возможность использования полученных языковых знаний на практике [2, c. 98].
Ещё один важный момент — это подача материала. Сегодня на занятиях по английскому языку преподавателями активно используются современные технические средства. Несмотря на то, что это уже является обязательным требованием, не все преподаватели могут адекватно использовать такие средства, а также сочетать их с методами обучения, которые считаются традиционными. Именно поэтому каждому преподавателю необходимо владеть определёнными ИКТ-компетенциями, что, несомненно, повысит его уровень в глазах студента и послужит дополнительным стимулом к изучению английского языка.
Для того, чтобы мотивировать студента к изучению английского языка, необходимо, в первую очередь пробудить в нём потребность в новизне, активизировать стремление к познанию мира, самоопределению и самореализации, а также потребность в иноязычной коммуникации [3, c. 77].
Рассматривая возможность пробуждения у студента потребности в новизне, следует учитывать ряд факторов. Во-первых, необходимо знать, что явление новизны рассматривается с двух сторон — абсолютной и относительной. Абсолютной новизной, например, будет являться информация об отличительных чертах правовых систем различных зарубежных государств. Как правило, большая часть англоязычных текстов в учебной программе посвящена правовым вопросам различных юрисдикций иностранных государств. В этом случае именно тексты научного, публицистического характера, а также разного рода нормативно-правовые документы будут отражать специфику правового регулирования рассматриваемых государств. Подобного рода информация будет создавать конкретный стимул для студентов к овладению английским языком. Но ещё более привлекательной является относительная новизна. В этом случае имеется в виду русскоязычный материал, который уже был изучен студентами в рамках юридических дисциплин. Так, студентам в рамках изучения английского языка юридической направленности можно предложить конкретную специализацию, другими словами — организовать изучение уже изученного ранее материала юридической тематики, но обязательно на английском языке. Такой материал гарантированно вызовет у студентов интерес, так как взаимосвязь языка и юридических дисциплин в этом случае будет реальной и очевидной.
Под стремлением к познанию мира, как правило, понимается желание научиться чему-то новому. Особенным материалом для студентов, изучающий английский язык, может стать информация о приемах и способах ведения международных переговоров, правил составления и перевода англоязычных юридических документов.
Процессы самоопределения и самореализации взаимосвязаны, но при этом процесс самоопределения можно охарактеризовать как стремление личности почувствовать себя началом собственной деятельности, а процесс самореализации подразумевает под собой выполнение автономных творческих заданий [4, c. 189].
Для успешного, результативного создания мотивации и осуществления самоопределения и самореализации необходимо определить методики, которые смогут обеспечить максимальную эффективность реализации данных процессов.
При обучении английскому языку студентов юридического направления можно использовать методику эмоционально-интеллектуального стимулирования познавательной активности. Внутренняя мотивация к изучению английского языка при этом может быть различной — начиная желанием получить новые языковые знания и заканчивая интересам к формам проведения занятий. Именно поэтому важно активизировать мыслительный процессы, пробудить интуицию, а также поспособствовать подъему эмоционально-волевых сил студентов. Приёмы такого рода будут способствовать развитию самостоятельности, творческой фантазии и воли.
Также возможно использование особой модели учебной мотивации, существующей в научной теории. Данная модель была разработана в Ноттингемском университете профессором психолингвистики Золтаном Дерней. В своей работе «Motivation Strategies in the Language Classroom» Дерней предлагает определить семь компонентов, которые являются основой учебной мотивации, а именно — интегративность, инструментальность, отношение к носителям английского языка, а также культурный интерес к чему-либо и явление лингвистической уверенности. Интегративность связана с перцепцией английского языка и пониманием особенности культуры Великобритании. Инструментальность связана с прагматическими выгодами. Отношение к носителям английского языка и значимость англоязычного лингвосообщества связаны с конкретным желанием осуществления коммуникации. Культурный интерес отражает понимание различных явлений культуры Великобритании. Лингвистическая уверенность рассматривается как вера в собственные способности при достижении какой-либо языковой цели [5, c. 120].
Использование данной модели учебной мотивации действительно может привести к позитивному результату, что, собственно, и является главной целью при обучении английскому языку.
Таким образом, в работе были подробно рассмотрены факторы, которые оказывают влияние на мотивацию студентов, определяют эффективность процесса обучения английскому языку. Конечно же нужно понимать, что существуют факторы, которые не зависят ни от преподавателя, ни от студента, например, количество часов или наличие в учебных кабинетах и аудиториях современных технических средств обучения. Но, в любом случае нужно помнить о том, что в распоряжении преподавателя множество разработок по методикам формирования мотивации у студентов к обучению и во многом именно от преподавателя зависит конечный результат овладения английским языком.
Литература:
- Калиновская, В. В. Самостоятельная работа студента как необходимый компонент высшего профессионального образования. Иностранные языки в юридическом вузе: вопросы методики преподавания / В. В. Калиновская. — М.: Издательский центр Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), 2014.
- Качалова, Л. П. Педагогические условия воспитания интеллектуальных мотивов учения студентов педагогического вуза: дис. … канд. пед. наук / Л. П. Качалова. — Екатеринбург, 1995.
- Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. — СПб.: Евразия, 2009.
- Хеккаузен, Х. Мотивация и деятельности / Х. Хеккаузен. — М.: Просвещение, 2010.
- Dörnzei Z. Motivation Strategies in the Language Classroom. — Cambridge University Press, 2001. — С. 155.