Детская самостоятельность в последнее время все чаще становится объектом повышенного внимания ученых, преподавателей и педагогов. Это связано не только с реализацией личностно-ориентированного и деятельностного подхода к развитию, воспитанию и обучению детей, но и с необходимостью решения проблемы включения подрастающего поколения в современное общество за счет усиления практико-ориентированности образовательного процесса на всех ступенях образования.
В рамках данного подхода считается, что дети в процессе воспитания и обучения в детском саду могут научиться самостоятельно определять поле и задачи своей деятельности, отслеживать ее процесс, формулировать гипотезы как доступные предположения о вариантах решения проблемных ситуаций, находить для этого средства, преодолевать разногласия, включаться в индивидуальную и совместную деятельность, достигая положительного результата [1, с. 17].
По определению В. И. Орлова, самостоятельность — это характеристика деятельности учащегося в определенных учебных обстоятельствах, которая является постоянно проявляющейся способностью достигать цели деятельности без чужой помощи [2, с. 44].
Использование проектной деятельности в дошкольной образовательной организации уникально тем, что проекты в силу особенностей дошкольников используются разные. Так, исследователь Е. С. Евдокимова [3, с. 144], в свою очередь, для системы дошкольного образования предлагает свой вариант типов проектов. Автор выделяет так же виды проектов в дошкольных образовательных организациях. Творческие проекты, то есть по результатам проекта организовывается праздник, развлечение. Исследовательские проекты в ДОУ предусматривают проведение опытов, исследовательских работ и оформление по результатам выставок, стенгазет, книг или альбомов. Игровые проекты, данный вид проектов включает в себя элементы творческих игр, когда дошкольники входят в образ персонажей сказки, и решают проблемы и задачи по своему усмотрению. Информационные проекты, то есть дошкольники собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков).
Кроме того, работая с детьми дошкольного возраста, необходимо знать не только типы и виды проектной деятельности, но и ее структуру. Данную мысль подчеркивает и О. Н. Перминова. Автор выделяет три этапа развития проектной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста [4]. Рассмотрим эти этапы.
Первый этап — подражательско-исполнительский, он является одной из особенностей проектной деятельности в дошкольном возрасте и предусматривает работу с детьми 3,5–5 лет. В ходе данного этапа дошкольники участвуют в проектной деятельности «на вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению педагога или подражая ему.
Второй этап — развивающий, он свойственен детям 5–6 лет, которые уже имеют опыт многообразной коллективной деятельности, могут координировать действия, проявлять друг другу помощь. Дошкольник уже реже обращается к педагогу за помощью, с просьбами и активнее организует коллективную деятельность со сверстниками. У дошкольников формируется самоконтроль и самооценка, они могут, на данном этапе, достаточно объективно оценивать, как свои собственные поступки, так и поступки окружающих сверстников.
Третий — творческий этап, он характерен для дошкольников 6–7 лет. Педагогу очень важно на данном этапе формировать и поддерживать творческую инициативность детей, организовывать условия для самостоятельной постановки детьми целей и содержания предстоящей проектной деятельности, выбора методов и способов работы над проектом и возможности её организации.
Таким образом, в дошкольных организациях проектная деятельность это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта. В дошкольном возрасте ребенок еще не может самостоятельно сформулировать проблему и определить цель проекта, данную функцию берет на себя взрослый. Поэтому спецификой проектной деятельности в дошкольной образовательной организации является то, что педагогу необходимо подводить дошкольника, помогать раскрывать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызывать к ней интерес и включать дошкольников в совместный проект.
В ходе педагогической практики в дошкольной образовательной организации (МБДОУ «Поспеловский детский сад» Елабужского муниципального района Республики Татарстан), одной из целью которой было пробуждение у дошкольников самостоятельности, мною применялись различные инновационные технологии. Наиболее эффективными, на мой взгляд, являются проектный метод и технология индивидуализации обучения и развития «Детский совет», поскольку они позволяют реализовывать образовательную деятельность, оптимально раскрывающую потенциал участия детей, а также отводят основную роль образовательным процессам, реализуемым в повседневной деятельности, в естественных условиях.
Рабочей группой детского сада, на базе которого проводилась работа, был разработан информационно-образовательный проект «Путешествие в мир профессий». Данный проект направлен на развитие самостоятельности дошкольников в ходе проектной деятельности. В ходе детского совета мы узнали у детей, какие профессии им интересны, в роли какого специалиста они хотели бы себя попробовать. Оказалось, что наиболее интересны и близки для детей профессии их родителей: журналист, полицейский, учитель, тренер, дизайнер, фотограф. Поэтому было принято решение реализовать проект «Первые шаги в журналистику».
На первом этапе мы подобрали справочную и художественную литературу, произведения устного народного творчества (загадки, пословицы,) о труде и профессиях; подобрали наглядно-демонстрационный и дидактический материал по теме «Профессия — журналист»: «Аудиотехника. Видеотехника; создали мини-музей фото и видеоаппаратуры;
На втором этапе дошкольники разрабатывали мини-проекты на темы «Откуда слово пришло», «Словарь вежливых слов», «Моя любимая книга».
И уже на третьем этапе проходило основное развитие самостоятельности детей в ходе проектной деятельности. В ходе режимных, и игровых моментов ребята самостоятельно брали интервью у друга, интервью в день рождения, репортаж с места события. Ребятам очень понравилось данный вид работы, и в ходе детского совета ими была предложена идея о собственной детской газете данного детского сада. Мы поддержали инициативу детей, потому что увидели в данной форме огромный потенциал, а также результат проделанной работы, ведь ребята предлагали свои идей, отстаивали свою точку зрения и были очень активны и самостоятельны.
Литература:
- Микляева, Н. В. Несколько слов о развитии и поддержке детской активности и самостоятельности [Текст] / Н. В. Микляева // Детский сад от А до Я. — 2008. — № 1. — С. 17–23.
- Орлов, В. И. Активность и самостоятельность учащихся [Текст] / В. И. Орлов // Педагогика. — 1998. — № 3. — С. 44–48.
- Евдокимова, Е. С. Технология проектирования в ДОУ. [Текст] / Е. С. Евдокимова. М.: Издательство «Сфера», 2011. — 144 c.
- Перминова, О. Н. Проект «К здоровью через сотрудничество» / О. Н. Перминова // Справочник старшего воспитателя. — 2011. — № 7. — С. 89–70.