Служба в государственном секторе в разные периоды современной и отечественной истории обладала высокой степенью престижа и стабильности. Основные требования для граждан, поступающих на государственную гражданскую службу, как и для лиц, замещающих должности государственной гражданской службы нашей страны, урегулированы Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
В данной статье предлагается на конкретном примере и случаях из реальной жизни государственного служащего субъекта Российской Федерации проанализировать действия отдельных работодателей (представителей нанимателя) по составлению правовых цепочек, направленных на правоприменение весьма недиспозитивного Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в области трудового регулирования для выгодного ракурса конкретных заинтересованных лиц.
Ситуация простая: гражданин К. замещает должность государственной гражданской службы в Департаменте медицинского обеспечения Х-ской области по срочному служебному контракту, на период отпуска по беременности и родам основного гражданского служащего — гражданина У. На фоне личной неприязни, не связанной с профессиональными качествами гражданина К., непосредственный начальник гражданина К. — гражданин Д. начинает придумывать как уволить гражданина К., и не найдя никаких поводов со стороны исполнительской дисциплины работника, идет в кабинет директора Департамента медицинского обеспечения Х-ской области с просьбой внести изменения в должностной регламент по замещаемой гражданином К. должности, а именно требования к образованию, для «устранения» непонравившегося работника.
Следовательно, в результате чего такую должность в новой редакции регламента могут занимать только граждане имеющие высшее образование «Юриспруденция», ранее же, наряду с указанным образованием, допускались также выпускники, окончившие вуз по специальности «Государственное и муниципальное управление». В свою очередь диплом у гражданина К. имеется только по специальности «Государственное и муниципальное управление».
Сделаем небольшой опус для читателей: личная заинтересованность, в развитие Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в данном случае сформировалась на фоне устоявшегося кластерного типа поведения в коллективе — все участники трудового процесса рассматриваемого правового отдела должны были «обладать» исключительно юридическим образованием, несмотря на то, что должностным регламентом допускалось и иное образование, в том числе по профилю «Государственное и муниципальное управление», что и было у гражданского служащего — гражданина К. При этом, как указывалось выше, профессиональные и личностные качества гражданина К. в учет не брались.
Разберем ситуацию в правовом поле.
Статьей 22 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предписано, что «Поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено указанной статьей. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям для замещения должности гражданской службы» [1].
При этом конкурс не проводится при заключении срочного служебного контракта [1].
Статья 35 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» закрепляет исчерпывающие основания расторжения срочного служебного контракта.
Так, согласно положениям данной статьи, «срочный служебный контракт расторгается по истечении срока его действия, о чем гражданский служащий должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за семь дней до дня освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы, если иное не установлено указанным Федеральным законом» [1].
Срочный служебный контракт, заключенный на период замещения отсутствующего гражданского служащего, за которым в соответствии с указанным Федеральным законом сохраняется должность гражданской службы, расторгается с выходом этого гражданского служащего на службу, гражданский служащий, замещавший указанную должность, освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы.
Таким образом, единственным основанием для расторжения срочного служебного контракта с гражданином К., не связанным с применением мер дисциплинарного и трудового воздействия, является выход гражданина У. из отпуска по беременности и родам.
Давайте теперь рассмотрим, что такое должностной регламент на государственной гражданской службе.
Статья 12 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гласит, что «для замещения должности гражданской службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя — к специальности, направлению подготовки. Квалификационные требования к знаниям и умениям, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности гражданского служащего его должностным регламентом. Должностным регламентом гражданского служащего (далее — должностной регламент) могут также предусматриваться квалификационные требования к специальности, направлению подготовки, которые необходимы для замещения должности гражданской службы [1].
Также Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (статьи 14, 23, 47) закреплено право гражданского служащего на ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста, а гражданин, поступающий на гражданскую службу, при заключении служебного контракта о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы и гражданский служащий при заключении служебного контракта о замещении должности гражданской службы обязуется исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и соблюдать служебный распорядок государственного органа.
Профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом. Такой регламент утверждается представителем нанимателя и является составной частью административного регламента государственного органа.
«В должностной регламент включаются:
1) квалификационные требования для замещения должности гражданской службы;
2) должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа, и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы;
3) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения;
4) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений;
5) сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений;
6) порядок служебного взаимодействия гражданского служащего, в связи с исполнением им должностных обязанностей с гражданскими служащими того же государственного органа, гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями;
7) перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа;
8) показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего» [1].
Таким образом, принимая на условиях срочного служебного контракта гражданина К. в Департамент медицинского обеспечения Х-ской области, его представитель нанимателя подтверждает, что данный гражданин соответствует квалификационным требованиям к знаниям и умениям, необходимым для исполнения должностных обязанностей. В свою очередь законодатель закрепляет новеллы о том, что гражданин, ознакомившись со своим должностным регламентом, вправе считать себя соответствующим требованиям по указанной специальности.
Вместе с тем, статья 4 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гарантирует равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего [1].
Таким образом, резюмируя действия гражданина Д., можно сделать вывод о неправильном толковании и правоприменении норм Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а именно нарушении принципов указанного закона, что могло привести к нарушению прав и законных интересов гражданина К., что привело бы в общем итоге к последующим судебным прениям и в том числе негативным репутационным потерям данного Департамента и его работников.
Литература:
- Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru — 02.07.2021). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48601/