Данная работа посвящена изучению проблемы обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Кировской области. Рассмотрена практика применения законодательства в указанной сфере, делаются выводы о необходимости совершенствования нормативно-правовой базы федерального и регионального уровня.
Ключевые слова: жилищное право, жилье, жилое помещение, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения.
Проблема обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является актуальной и имеет большое значение в области защиты прав данной категории людей. Согласно данным Единой государственной информационной системы социального обеспечения, по состоянию на 01.04.2021 в Российской Федерации общая численность детей-сирот, включенных в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями составляла 285 585 человек, из них 195 623 — это лица, у которых право на обеспечение жильем наступило, но не реализовано (18 лет и старше) [5].
Конституция РФ провозгласила нашу страну социальным правовым государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человек [1]. Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд РФ, закрепленные в Основном законе цели социальной политики России предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования [4].
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшимся без попечения родителей, имеют право в установленном законодательством порядке однократно получить благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений [2].
Стоит отметить, что нормативное регулирование рассматриваемого вопроса достаточно обширное. Вопрос предоставления жилья детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в частности в Кировской области, регулируется следующими нормативно-правовыми актами: Конституция РФ; Жилищный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ; Федеральный закон от 21.12.1996г. № 159-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 04.04.2019 № 397; Закон Кировской области от 04.12.2012 № 222-ЗО.
Как указывает Р. А. Алекберов, на первый взгляд, такое широкое нормативно-правовое регулирование, кажущиеся исчерпывающим, должно гарантировать защиту жилищных прав детей-сирот и регулировать вопросы предоставления жилья на должном уровне [7]. Однако на практике данная категория граждан сталкивается с разного рода проблемами, которые не позволяют им в полной мере реализовать предоставленное им право.
В соответствии со статистическими данными, размещенными на сайте Правительства Кировской области в 2019 году в Кировской области на приобретение жилья было выделено 326,7 млн. рублей, в том числе федеральные средства — 35,1 млн. рублей, областные — 291,6 млн. рублей. 397 человек обеспечены жилыми помещениями (377 человек обеспечены за счет средств субвенции 2019 года, 20 человек обеспечены жилыми помещениями специализированного жилищного фонда прошлых лет). На 2020 год подлежат обеспечению 432 чел., детей-сирот и лиц из их числа, на 2021–441чел., на 2022–397 чел. [9].
Как указано в специальном докладе Уполномоченного по правам человека в Кировской области, в течение запланированного года жилыми помещениями обеспечиваются все нуждающиеся в текущем году дети-сироты [6]. Однако существует много проблем. По данным прокуратуры Кировской области за период 2017–2019 годы прокурорами выявлено свыше 300 нарушений законодательства, регламентирующего обеспечение жильем детей-сирот, в суды направлено 41 исковое заявление, внесено 76 представлений, опротестовано 14 незаконных правовых актов [6].
Анализ приведенной статистики говорит о том, что для Кировской области проблема обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является актуальной. Далее рассмотрим существующие проблемы, связанные обеспечения жильем в Кировской области.
Можно выделить проблему закрепленных жилых помещений. При наличии закрепленного жилья дети-сироты после окончания пребывания в государственных учреждениях, жилыми помещениями не обеспечиваются. Поэтому до принятия решения о закреплении жилого помещения необходимо тщательно проверять, является ли ребенок-сирота нанимателем (членом семьи нанимателя) либо собственником жилого помещения. Что не всегда делается. Например, администрация Оричевского района Кировской области вынесла постановление о закреплении за ребенком-сиротой жилого помещения, находящего в собственности бабушки [6]. Таким образом ребенка-сироту, который не имел своего жилья, фактически лишили права на получения жилья от государства. Однако нарушенное право в данном случае было восстановлено: по протесту прокурора Оричевского района незаконное постановление было отменено.
Помимо этого, существуют проблемы, связанные с контролированием состояния жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами. Законом Кировской области от 04.12.2012 № 222-ЗО контроль за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния таких жилых помещений, мероприятия по подготовке их к заселению детей-сирот возложены на органы местного самоуправления [3]. К сожалению, в ряде случаев функции по контролю за сохранностью закрепленных за детьми-сиротами жилых помещений осуществляются уполномоченными органами формально. Например, было выявлено, что в Богородском и Унинском районах необходимые проверки сохранности жилых помещений детей-сирот не проводились более года, а в Верхнекамском районе должностные лица составили акт сохранности жилья без посещения жилых помещений [6].
Еще одной проблема является коррупция. Были примеры, когда приобретение жилых помещений в целях предоставления данной категории лиц, осуществлялось органами муниципального образования по завышенным ценам. Так, Контрольно-счетная палата Кировской области в 2018 году выявила покупку 131 квартиры для детей-сирот по ценам выше рыночных на общую сумму 30 млн. рублей, хотя из выданных квартир 22 были признаны аварийными. А с учетом рыночной стоимости могло быть приобретено на 47 квартир больше [8].
Еще одной проблемой является несвоевременность предоставления жилья. Согласно информации Контрольно-счетной палаты Кировской области, в ходе проверки использования бюджетных средств, направленных в 2016–2018 гг. на реализацию мероприятий подпрограммы «Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», было установлено 76 случаев несвоевременного предоставления жилья детям-сиротам [8]. Во многом это является следствием того, что существует дефицит жилья в муниципалитетах. К тому же, застройщики не выражают заинтересованности в поставке жилых помещений, так как не имеют в собственности соответствующих по площади квартир, или строят квартиры более дорогого сегмента. Не представляют квартиры на аукцион и агентства недвижимости, по информации которых на рынке жилья в г. Кирове крайне мало жилых помещений общей площадью 26 кв. м.
Таким образом, видно, что существующих проблем много и они требуют решения. Рассмотренные проблемы имеют многосторонний характер и должны решаться комплексно. Так, необходимо увеличить финансирование из федерального бюджета как строительства жилых помещений для данной категории лиц, так и финансирование органов, занимающихся вопросами обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением, вносить изменения в законодательство как федерального, так регионально уровня. Главной задачей, на сегодняшний день, выступает регулирование механизма реализации нормативно-правовых актов, чтобы дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, на самом деле были защищены нашим государством.
Литература:
- Российская Федерация. Законы. Конституция Российской Федерации: текст с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020: [принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года]. — Москва, 2021. — Доступ из справочно-правовой системы Консультант Плюс. — Текст: электронный.
- Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»: в ред. от 17.02.2021: [принят Государственной Думой 04 декабря 1996 года: одобрен Советом Федерации 10 декабря 1996 года]. — Москва, 2021. — Доступ из справочно-правовой системы КонсультантПлюс. — Текст: электронный.
- Кировская область. Законы. Закон Кировской области от 04 декабря 2012 № 222-ЗО «О социальной поддержке детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, попавших в сложную жизненную ситуацию»: с изм. от 04.12.12: [принят Законодательным Собранием Кировской области 29 ноября 20212 года]. — Кировская область, 2021. — Доступ из справочно-правовой системы КонсультантПлюс. — Текст: электронный.
- Определение Конституционного Суда РФ от 01.12.2009 № 1549-О-П «По жалобе гражданина Скороходова Александра Викторовича на нарушение его конституционных прав частью 2 статьи 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
- Проект Федерального закона N 1181450–7 «О внесении изменений в статьи 1 и 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1181450–7 (дата обращения 13.11.2021).
- Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Кировской области «Проблемы, возникающие при реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление жилого помещения в Кировской области» 2019 года. URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1636797797&tld=ru&lang=ru&name=problemids.doc (дата обращения 10.11.2021).
- Алекберов, Р. А. Проблемы обеспечения благоустроенными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Р. А. Алекберов. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 19 (257). — С. 186–189. — URL: https://moluch.ru/archive/257/58758/ (дата обращения: 13.11.2021).
- Контрольно-счётная палата Кировской области выявила серьезные нарушения при обеспечении сирот жильём // Вятский край. URL: http://vk43.ru/news/kontrolno-scetnaa-palata-kirovskoj-oblasti-vyavila-sereznye-narusenia-pri-obespecenii-sirot-zilem (дата обращения 12.11.2021).
- Социальная защита детей // Официальный сайт Правительства Кировской области. URL: https://www.kirovreg.ru/social/education/protect/ (дата обращения).