В статье представлены несколько активных методов активного обучения на примере лекций. Дана классификация активных методов обучения, предоставляющая понять роль и место каждого метода в учебной деятельности.
Ключевые слова: образование, активные методы обучения, эффективность обучения, лекция-провокация, лекция-визуализация, лекция.
Сегодня занятия без использования интерактивных и активных методов уже не ведутся, это благодаря тому, что школа на протяжении времени копила опыт обучения детей. Педагоги постоянно исследовали, изучали различные формы обучения, делились своими точками зрения и нашли эффективные методы.
Значение активных методов обучения определены моделью современного образования. В настоящее время каждый преподаватель знает об активных методах обучения, и понимает, что использование таких методов будет эффективным и направленным на получение знаний учащихся. В данной статье мы рассмотрим использование активных методов обучения в колледже.
Рассмотрим понятия «активные» и «интерактивные» методы обучения и многие склоняются к тому, что это синонимичные понятия, по содержанию они схожи, но отличаются между собой только степенью активности.
Активные методы обучения — это методы, которые побуждают субъекта приближаться к поисковой, исследовательской деятельности [3, с.7].
Интерактивные методы обучения ( interactive learning methods ) — методы обучения, построенные на активном взаимодействии обучающихся с преподавателем, контентом и между собой в коллаборативном обучении (collaborative learning) [1]. Интерактивные методы обучения отличаются от активных методов обучения, тем, что в интерактивных методах происходит взаимодействие не только с преподавателем, но и между учениками.
Обучение выполняется через наблюдение, рефлексию, опыт, также с помощью абстрактной концептуализации и через активный эксперимент. К наиболее популярным стилям обучения относятся: деятельный, рефлектирующий, теоретический, прагматический. Английскими психологами П.Хоней и А. Мамфорд разработан тест для выбора необходимого стиля обучения (Honey Mumford Preffered Learning Style Test). Применение форм и методов обучения зависит от предпочтений и целей.
Исследователи выделяют такие виды знания:
— Знание -знакомство (обучаемый знаком с теорией, но применять на практике ее не умеет);
— Знание -репродукция (может передать знания, но практика дается с трудом);
— Знание-умение (приобретает способность решать практические задачи);
— Знание-трансформация (может продуцировать новые знания и претворять их в практической деятельности)
Главной целью обучения является приобретение способности через применение полученных знаний на практике. Эдвард Дейл в шестидесятые года XX века давал своим ученикам одни и те же знания, но использовал различные способы и доказал, что 90 % усвоения материала обуславливает имитация реального действия. Активные методы вносят в процесс обучения элементы экспериментирования, достижением которого служит приобретение нового опыта.
Для применения активных методов обучения необходима психолого-педагогическая и технологическая подготовка преподавателей. Для организации работы с помощью активных методов обучения необходимо следовать определенным правилам:
— Привлечение студентов в групповую работу;
— Не более 15–20 учеников;
— Психологический настрой со стороны преподавателя;
— Организация пространства;
— Деление на группы.
К сожалению, активные методы обучения принимаются с воодушевлением не всеми студентами, но большая часть активно вовлекаются в процесс работы. Но есть студенты, которым с трудом дается групповое взаимодействие по причине особенностей личностного развития. Поэтому преподавателю необходимо обладать психологической компетентностью, которая поможет вовремя среагировать на сопротивление в групповой работе и применить различные техники для снижения тревоги или негативных эмоций.
На сегодняшний день главной целью обучения является формирование компетенций. Различные занятия помогают формировать разные уровни компетенций.
Лекция — «процесс познания», семинар — формирование практического опыта в процессе совместного участия, практические занятия — практика формирует навык.
К активным методам обучения можно отнести лекции разных видов, групповые дискуссии, кейс-ситуации, деловые игры, игровое проектирование, групповой тренинг и т. п. В таблице представлена одна из классификаций активных методов образования.
Таблица 1
Классификация активных методов образования
Не имитационные |
Имитационные |
|
Неигровые |
Игровые |
|
Лекция проблемная |
Анализ конкретных ситуаций (кейсы) |
Деловая игра |
Лекция-визуализация |
Эссе |
Групповые дискуссии |
Лекция провокация |
Разбор документации |
Техники «мозгового штурма» |
Вебинар |
Создание кейсов |
Метафорические игры |
Практические занятия |
Создание проектов |
Эксперимент |
Курсовая работа |
Имитационные упражнения |
Эвристические методы («шесть шляп») |
Научно-практическая конференция |
Разыгрывание ролей |
|
Семинар |
||
С учетом постоянно меняющихся ценностей обучаемых, мотивации и особенностей развития общества, педагоги находят новые формы активных методов обучения.
Лекции традиционной формы: вводная, общепредметная, обобщающая, обзорная. Лекция с элементами активного взаимодействия: лекция-провокация, проблемная, интерактивная, лекция в форме пресс-конференции, лекция-визуализация.
Более подробно рассмотрим лекцию-визуализацию. Лекция-визуализация дает студентам модернизировать получаемую устную и письменную информацию в визуальную форму, для формирования профессионального мышления за счёт сгруппирования и поиска наиболее важных элементов, которые содержаться в учебном материале. Демонстрационные материалы лекции-визуализации готовятся с целью дополнения словесной информации. Преподаватель выстраивает учебный материал в виде последовательного видеоряда, фиксируя внимание студентов на особо важной информации [2, с. 103–104].
Основное внимание на лекции-визуализации акцентируется в применении зрительных образов для развития визуального мышления, что позволяет эффективно понимать информацию и конвертировать знания.
Познавательная функция заключается в обеспечении студентов знаниями дисциплин входящих в образовательную программу. Функция позволяет определить пути решения практических задач и проблем. Таким образом весь учебный материал передается форме живого слова. Благодаря такому живому общению происходит контакт с личностью лектора и появляется высокая степень понимания, усвоения материала.
Развивающая функция показывает, что в процессе передачи знаний она ориентируется на мышление обучающихся. Логическое изложение материала, доказанность, приведение обоснованных методов создает условия для активации познавательной деятельности студентов в процессе лекции.
Воспитательная функция появляется в том случае если лекция содержит такой материал, который воздействует не только на интеллект, но и на чувства, волю студента.
Организующая функция рассчитана на самостоятельную работу студента как в процессе лекции, так и во время самостоятельной подготовки. Эта функция позволяет познакомить студентов с литературой и новыми источниками, указанными в программе, для дальнейшей работы на лекциях, семинарах и практических занятиях.
Все эти функции с успехом применяют в ходе лекции- визуализации, так как слова лектора дублируются на экране, оформлены красочно и иллюстрированы. Лекции наполнены научностью, доступностью, аргументированностью, единством формы и содержанием, доступностью для восприятия аудиторией.
Своеобразие лекции-пресс-конференции, она похожа на научно-практическое занятие. Лектор заранее дает вопросы, которые будут рассмотрены на лекции, и студенты приходят с готовыми ответами. Доклады длятся 5–7 минут и представляют из себя логически законченный текст. Подводя итоги самостоятельно работы и выступлений студентов, лектор дополняет или уточняет изложенную информацию, тем самым формируя основные выводы.
Очень интересна лекция-провокация. В такой лекции заранее запланированы ошибки, она стимулирует студентов постоянно контролировать предлагаемую информацию. Ошибки могут быть различны: орфографические, методологические, содержательные. Перед началом лекции преподаватель сообщает студентам о том, что в ней будут сделаны различного рода ошибки и называет их точное количество. В конце занятия проводится диагностика слушателей и разбор сделанных ошибок.
Сегодня выбор активных методов обучения очень широк, их можно применять в различных видах учебной деятельности, как в школе, так и в университете.
Нынешние условия диктуют необходимость большего применения новых видов активных методов обучения, в которых идет взаимодействие по структуре «учитель-ученик», таких как вебинары, геймификация, арт-терапия и пр.
Резюмируя представленные методы активного обучения, приходим к выводу что такие методы решают главную задачу современного высшего профессионального образования-повышение активности и мотивация студентов учебной будущей профессиональной деятельности.
Для того чтобы использовать активные методы обучения требуется специальная психолого-педагогическая подготовка преподавателей, только через курсы повышения квалификации или переподготовки.
Литература:
- https://sberuniversity.ru/edutech-club/glossary/937/
- Активные и интерактивные методы обучения: Учебное пособие / Под ред. В. И. Гребенюкова. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. — 155 с.
- Активные методы обучения: учебное пособие / С. И. Кудинов, С. С. Кудинов, И. Б. Кудинова. — Москва: РУДН, 2017. — 172 с.)