Ключевые слова: певческое дыхание, младшие школьники, особенность, физкультминутки, дыхание, урок музыки, игровая форма.
Одной из важных проблем остаётся совершенствование системы работы школьных учреждений по музыкально-творческому воспитанию детей. Решение её возможно на основе использования активных форм обучения, игровых приёмов и методов, рационального построения музыкально-педагогического процесса, способствующих объединению разных видов музыкального творчества и приобщению к ним школьников.
Такой подход позволит эффективно решать учебно-воспитательные задачи, особую значимость среди которых имеет воспитание целостной личности, развитие творческого потенциала каждого ребёнка.
Следует учесть, что весь певческий процесс основывается на специфической организации выдоха, способствующей образованию красивого, льющегося звука. Формирование у детей такого выдоха требует особого внимания педагогов, особенно если речь идет об обучении детей младшего школьного возраста, так как, у них не большой объем дыхательных органов, а сам тип дыхания значительно отличается от певческого.
Таким образом, возникает противоречие между: необходимостью формирования правильного певческого дыхания у детей младшего школьного возраста на вокальных занятиях и недостаточностью методического обеспечения этого процесса.
Цель настоящей статьи — разработать комплекс физкультминуток, направленных на формирование дыхания на уроках музыки в школе.
Задачи статьи : — определить проблемы формирования певческого дыхания у младших школьников; — выявить проблемы музыкального воспитания на уроках музыки в школе; — описать физкультминутки на дыхание.
У детей 7–10 лет голос находится в начальной стадии развития. Вокальные мышцы ещё не развиты, и голосовые связки смыкаются недостаточно плотно, в результате слабой работы дыхательных мышц.
У детей этого возраста преобладает ключичный тип дыхания, который является поверхностным, не позволяющим взять достаточное количество воздуха. Вдох слишком судорожный, неспокойный, из-за чего дети непроизвольно поднимают плечи. Воздух расходуется слишком быстро, а для создания красивого, сильного, достаточно полного звука требуется спокойное, естественное дыхание. Если при вдохе ученик поднимает плечи, то педагогу следует положить руки на плечи и просить сделать вдох ещё раз. Обычно после этого учащиеся понимают, как правильно взять дыхание.
Первое требование в обучении школьников пению — научить их правильно брать дыхание, протягивать звук, исполняя поначалу небольшую фразу на одном дыхании. Выработке правильного певческого дыхания также способствует отрывистое пение «нон легато». Педагог должен следить за тем, чтобы дети дышали спокойно, бесшумно, чтобы правильно расходовали воздух, не брали дыхание в середине слова.
Певческое дыхание во многом отличается от обычного жизненного дыхания. Выдох, во время которого происходит фонация, значительно удлиняется, а вдох укорачивается. Основной задачей произвольного управления певческим дыханием является формирование навыка плавного и экономного выдоха во время фонации. В процессе вокального воспитания детей задача руководителя заключается в том, чтобы научить их в процессе работы над художественным произведением пониманию того, что певческое дыхание должно быть всецело обусловлено характером исполняемого произведения. Формирование навыков правильного певческого дыхания — это один из важных моментов в методике обучения пению.
Проанализировав уроки музыки в системе школьного образования, я пришла к выводу, что дети младшего школьного возраста, зачастую не владеют навыками правильного голосообразования; не умеют пользоваться певческим дыханием; у многих учеников присутствуют мышечные зажимы.
Эти недостатки заставили меня, как будущего педагога задуматься о необходимости поиска методик, технологий и упражнений, способствующих формированию навыка певческого дыхания.
В связи с этим я разработала физкультминутки на дыхание, чтобы их можно было использовать во время урока.
1. Ежик
Маленький ёжик, четверо ножек, по лесу идёт, песенки поёт (Дети шагают на месте)
Фуфты-Фуфты-Фуфты-фу (произнося, делают выдох ртом) Сладкое яблочко несу (открывают рот в форме яблочка)
Фуфты-Фуфты-Фуфты-фу (произнося, делают выдох ртом) Ребятишек угощу (при вдохе надуваем живот) Маленький ёжик, четверо ножек, мимо побежал (выдохнуть, дышать как обычно)
2. Чайник. Я — чайник, ворчун, хлопотун, сумасброд (дети стоят и, согнув одну руку как насчёт чайника, другую держат на поясе); Я вам напоказ выставляю живот, (надеваем животик) Я чай кипячу, калачу и кричу: «Эй, люди я с вами по чай пить хочу» (топают ногами и громко дышать носом)
3. Поезд. «Чух-чух-чух, мчится поезд во весь дух» (дети идут по кругу друг за другом и дышат носом и животом).Паровоз пыхтит, тороплюсь, гудит, тороплюсь, тороплюсь (произносят: «Пых, Пых, Пых» выдыхания через рот)
4. Пузырь . Раздувайся пузырь (дети надувают живот) Раздувайся большой, Да не лопайся, (задержать надутый живот), Он летел, летел, летел, за колючку задел Ш....(медленно сдуваем живот, делаем медленный выдох).
Особенность состоит в том, что при работе с младшими школьниками, я особенно уделяла внимание игровой форме выполнения данных упражнений, что более активно позволило вовлечь учащихся в работу по формированию певческого дыхания. Дети стали не только с интересом работать на уроке, но и участвовать в дополнительных творческих мероприятиях школы. Они научились правильно брать дыхание, самостоятельно направлять свою певческую заинтересованность.
Комплекс данных физкультминуток может быть положен в методику формирования навыка певческого дыхания у начинающих вокалистов любого возраста, обучающихся в учреждениях дополнительного образования: музыкальных школах, школах искусств, вокальных студиях, кружках при общеобразовательных школах и гимназиях.