Организация урока иностранного языка в цифровом формате | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (389) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 19.11.2021

Статья просмотрена: 267 раз

Библиографическое описание:

Акиншина, И. Б. Организация урока иностранного языка в цифровом формате / И. Б. Акиншина, А. А. Соковых. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 47 (389). — С. 359-361. — URL: https://moluch.ru/archive/389/85673/ (дата обращения: 16.10.2024).



Актуальность данной статьи обусловлена не только тем, что современный мир подходит к кульминационной фазе постиндустриального общества, связанной с тотальной цифровизацией всех сфер жизни, в частности сферы образования, а также с внешними эпидемиологическими обстоятельствами. Последнее событие вынуждает образовательные учреждения переходить на обучение в цифровом формате.

Целью нашей статьи является актуализация знаний по вопросу цифрового формата обучения, обзор образовательных платформ для организации урока иностранного языка в цифровом формате; выявление его плюсов и минусов.

Ключевые слова: цифровой формат, иностранный язык, организация урока, цифровая образовательная среда.

Цифровизация (преобразование информации в ее цифровую форму) стремительно проникает в образовательную сферу. Следствием такого процесса является активная адаптация обучающихся школ, средних специальных и высших учебных заведений к цифровой образовательной среде. У нас вызывает интерес организация урока немецкого языка в цифровом формате в средней общеобразовательной школе.

Понятие «Цифровая образовательная среда» (ЦОС) уже считается обыденным явлением в рамках школы. Но что понимается под данным термином? «ЦОС в школе — применение компьютерных инструментов и информационных технологий в различных образовательных контекстах» [4]. «ЦОС работает со средствами образовательного контента, к которым относятся цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) — любая информация образовательного характера, сохраненная на цифровых носителях» [1]. К ЦОР в рамках данной темы относятся онлайн-платформы для изучения любой дисциплины, в том числе иностранного языка, куда входят (визуальные, аудио, текстовые источники). То есть всё то, что относится к цифровому формату обучения.

Каким же способом можно организовать урок иностранного языка в цифровом формате? Для организации урока иностранного языка в цифровом формате подходит система Moodle («объективно-ориентированная динамическая обучающая среда» [2]). Данный программный продукт представляет собой гибкую систему для дистанционного обучения, «управления обучением, ориентированную на организацию взаимодействия между преподавателем и учениками» [2].

В качестве примера возьмем урок немецкого языка для 6-го класса, организованного в рамках системы Moodle. Учитель создаёт курс, одной из тем которого является «Jobs und Berufe». В рамках данной темы создаются форумы с определенными вопросами. В основном это вопросы для рассуждения, на которые ученики дают развёрнутый ответ, вступают в дискуссии друг с другом. Например, «Würdest du Arzt werden? Was sind deiner Meinung nach die Vor- und Nachteile dieses Berufs»? В таком задании школьники будут не только отвечать на вопросы, высказывать своё мнение, но и оценивать ответы, соглашаясь или не соглашаясь друг с другом. Благодаря такой коммуникация на немецком языке, учитель не только наблюдает активную работу учеников, но и оценивает их грамотность.

Наряду с форумами в системе Moodle можно организовать альтернативные задания, которые выполняются на онлайн-занятиях. Например, обучающиеся читают текст и выполняют к нему задания, прослушивают диалог, после чего отвечают на вопросы или пишут письмо другу на тему «Was sind deine Eltern von Beruf». Следует отметить, что упражнения выполняются учеником самостоятельно.

В последнее время в школах активно используется цифровая платформа Zoom. Этот сервис беспроводного взаимодействия можно также использовать для организации урока немецкого языка, так как платформа позволяет общаться посредством видео- и аудиосвязи. Она легко устанавливается на компьютерах, планшетах и смартфонах. Общий доступ к рабочему столу позволяет подготовить и презентовать, например, общие проекты на немецком языке. Коллективные чаты в группах дают возможность провести обмен текстами, аудио и изображениями.

В условиях дистанционного обучения на платформе Zoom уроки проводятся в соответствии с календарно-тематическим планированием. Уроки нацелены на создание условий для тренировки лексико-грамматических навыков и навыков говорения, выполнение заданий на компьютере, проведение онлайн-тестов, активизацию самопроверки и самоконтроля. Данная платформа — это эффективный способ проверки усвоения знаний в комфортной для учеников среде, а именно в игровой и увлекательной форме. Например, для проведения урока-викторины учитель может транслировать экран своего компьютера, а ученики принимать участие в викторине.

Для организации урока в виртуальном классе, используя платформу Zoom, преподаватель должен тщательно отобрать материал, продумать методы проведения виртуального урока. Не только преподаватель, но и ученики должны познакомиться со списком лексики для ведения онлайн-урока на немецком языке. Например, необходимо знать такие слова и устойчивые словосочетания как: die Zoom-Konferenz, einer Zoom-Konferenz beitreten — войти в конференцию, eine Zoom-Konferenz verlassen — покинуть конференцию, eine Zoom-Konferenz — beenden закончить конференцию; der Vollbildmodus — полноэкранный режим, den Vollbildmodus, starten, beenden — войти в полноэкранный режим, выйти из полноэкранного режима т. д. В цифровом формате соблюдается такая же организационная структура урока, как и на традиционном.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания.

6) Первичное закрепление.

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

9) Рефлексия (подведение итогов занятия).

Следует остановится на плюсах и минусах организации урока иностранного языка, в том числе немецкого языка в цифровом формате. Конечно, сейчас в школах повсеместно используются современные технологии: компьютеры, интерактивные доски, планшетные панели. «Учителя иностранного языка в обязательном порядке проходят курсы переподготовки в области компьютерной грамотности, чтобы адаптироваться в новой системе образования. Предполагается, что профессия учителя в ближайшем времени кардинально изменится, так как цифровизация подразумевает самостоятельное изучение материала. Отсюда следует, что ученикам придётся в скором времени обращаться к педагогам в случае крайней необходимости» [3].

Но вместе с этими плюсами появляются минусы использования цифровой образовательной среды для изучения иностранного языка. Например, «при цифровом обучении уделяется меньше внимания письму: исчезает каллиграфия, затем чистописание. В связи с этим возможны изменения в ученических навыках» [3].

Нельзя не согласиться с Е. В. Молчановой, что «последствия отказа от письма, в свою очередь, приводят к ухудшению чтения и моторики из-за того, что при ручном письме всегда задействуются участки мозга, отвечающие за интерпретацию сенсорных ощущений и формирование речи» [3].

Недостаточность письма приводит к ухудшению распознавания письменного текста, развитию невнимательности, меньшей заинтересованности в орфографии, пунктуации и грамматики, ведь функция автоисправления справляется с этой задачей лучше. Отсюда следует развитие неграмотности.

Кроме того, чрезмерный упор на цифровые средства обучения негативно сказываются на здоровье, а именно приводит к ухудшению зрения. Можно даже предположить, что со временем у последующих поколений «хорошее зрение будет редким явлением. Однако, возможно, в будущем технологии станут более безопасными для детского развития» [3]

Конечно, цифровизация — необходимый этап развития современного мира. Она является одним из ключевых направлений национального проекта «Образование». Также стоит отметить, что организация урока иностранного языка в цифровом формате является достойной альтернативой аудиторного занятия. Она не лишена недостатков, но мы можем предположить, что с развитием уровня цифровизации, этих недостатков станет меньше. Следовательно, обучение в цифровой образовательной среде станет удобнее, а цифровые образовательные ресурсы будут восприниматься как неотъемлемая часть системы образования.

Литература:

  1. Домненко В. М. Создание образовательных интернет-ресурсов: Учебное пособие / В. М. Домненко, М. В. Бурсов. — СПб.: СПб ГИТМО(ТУ), 2002.
  2. Инструкция пользователя [Электронная образовательная среда Moodle] Для ППС. Режим доступа: http://www.nsmu.ru/workers/cit/sistema-elektronnogo-obucheniya/eos_pps.pdf.
  3. Молчанова Е. В. Цифровизация современной образовательной среды // Наука в образовании. — 2019. — № 64–4. — С. 133–135.
  4. Погодин В. Н. Образование «в цифре» взгляд изнутри. Вести образования. — 2017. — № 9 (147).
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, цифровой формат, немецкий язык, организация урока, цифровая образовательная среда, полноэкранный режим, Актуализация знаний, дистанционное обучение, современный мир, цифровой формат обучения.


Похожие статьи

Внедрение цифровых технологий в процесс обучения юридическим дисциплинам

В данной статье рассмотрен вопрос внедрения цифровых технологий в процесс обучения юридическим дисциплинам. В современный период развития общества происходят существенные изменения в системе образования. Эти изменения предполагают необходимость прим...

Цифровые технологии в избирательном процессе России

Нынешний век можно по праву считать периодом внедрения во все сферы жизни общества компьютерных технологий, которые значительно облегчают жизнь каждого человека. И политическая сфера жизнедеятельности не исключение. Возникновение и дальнейшее использ...

Цифровизация как важный этап модернизации современной школы

В статье рассмотрена важность применения цифровых инструментов в образовательной среде современной школы. Акцент делается на преимуществах, которые несет с собой цифровизация. Требованием времени, прописанном в ФГОС, является использование электронны...

Перспективы развития особого производства в гражданском процессе

Актуальность темы заключается в изучении особого производства в гражданском процессе посредством анализа содержания законодательства. Поскольку особое производство является подвидом гражданского судопроизводства, то встаёт вопрос по улучшению качеств...

Критерии отбора учебных интернет-ресурсов в рамках обучения английскому языку в неязыковом вузе

Автором статьи доказывается целесообразность и важность разработки критериев отбора учебных интернет-ресурсов для изучения иностранного языка. Основное внимание в работе автор акцентирует на то, что иностранный язык служит средством социально-психоло...

Важность владения иностранными языками с точки зрения практического опыта работы в сфере туризма

Статья посвящена роли иностранных языков в современном мире. Описываются 10 важных мировых языков, которые были отобраны по их ценности и возможностям использования в глобальном масштабе. Подчеркивается тот факт, что в эпоху глобализации проблема вза...

Дистанционное обучение как образовательная система XXI века: недостатки и достоинства, перспективы и возможности

Автор рассматривает условия внезапного перехода с традиционной формы обучения на дистанционное. Дистанционное обучение предполагает, что практически весь учебный материал осваивается учеником самостоятельно. В статье автор показывает положительные и ...

Дистанционное образование в условиях становления информационного общества

Статья посвящена рассмотрению дистанционного образования в контексте формирующегося сегодня информационного общества. В этой связи анализируются специфика и характерные особенности сегодняшнего общества и образования. Автор обосновывает положение о т...

Переход от очной формы образования к дистанционной. Особенности и проблемы

В статье рассматриваются факторы формирующие информационное взаимодействие в процессе обучения, так же перенос образовательного процесса в дистанционный формат. Проведен анализ негативных моментов при реализации подобного класса информационных систем...

Инновационные технологии в образовании: определение понятия и трудности внедрения

Атрибутом нынешнего общества считаются динамизм и усовершенствование. По этой причине для устойчивого развития необходимы инновации в абсолютно всех областях деятельности. Еще Конфуцием подтверждена базовая значимость образования в ходе развития обще...

Похожие статьи

Внедрение цифровых технологий в процесс обучения юридическим дисциплинам

В данной статье рассмотрен вопрос внедрения цифровых технологий в процесс обучения юридическим дисциплинам. В современный период развития общества происходят существенные изменения в системе образования. Эти изменения предполагают необходимость прим...

Цифровые технологии в избирательном процессе России

Нынешний век можно по праву считать периодом внедрения во все сферы жизни общества компьютерных технологий, которые значительно облегчают жизнь каждого человека. И политическая сфера жизнедеятельности не исключение. Возникновение и дальнейшее использ...

Цифровизация как важный этап модернизации современной школы

В статье рассмотрена важность применения цифровых инструментов в образовательной среде современной школы. Акцент делается на преимуществах, которые несет с собой цифровизация. Требованием времени, прописанном в ФГОС, является использование электронны...

Перспективы развития особого производства в гражданском процессе

Актуальность темы заключается в изучении особого производства в гражданском процессе посредством анализа содержания законодательства. Поскольку особое производство является подвидом гражданского судопроизводства, то встаёт вопрос по улучшению качеств...

Критерии отбора учебных интернет-ресурсов в рамках обучения английскому языку в неязыковом вузе

Автором статьи доказывается целесообразность и важность разработки критериев отбора учебных интернет-ресурсов для изучения иностранного языка. Основное внимание в работе автор акцентирует на то, что иностранный язык служит средством социально-психоло...

Важность владения иностранными языками с точки зрения практического опыта работы в сфере туризма

Статья посвящена роли иностранных языков в современном мире. Описываются 10 важных мировых языков, которые были отобраны по их ценности и возможностям использования в глобальном масштабе. Подчеркивается тот факт, что в эпоху глобализации проблема вза...

Дистанционное обучение как образовательная система XXI века: недостатки и достоинства, перспективы и возможности

Автор рассматривает условия внезапного перехода с традиционной формы обучения на дистанционное. Дистанционное обучение предполагает, что практически весь учебный материал осваивается учеником самостоятельно. В статье автор показывает положительные и ...

Дистанционное образование в условиях становления информационного общества

Статья посвящена рассмотрению дистанционного образования в контексте формирующегося сегодня информационного общества. В этой связи анализируются специфика и характерные особенности сегодняшнего общества и образования. Автор обосновывает положение о т...

Переход от очной формы образования к дистанционной. Особенности и проблемы

В статье рассматриваются факторы формирующие информационное взаимодействие в процессе обучения, так же перенос образовательного процесса в дистанционный формат. Проведен анализ негативных моментов при реализации подобного класса информационных систем...

Инновационные технологии в образовании: определение понятия и трудности внедрения

Атрибутом нынешнего общества считаются динамизм и усовершенствование. По этой причине для устойчивого развития необходимы инновации в абсолютно всех областях деятельности. Еще Конфуцием подтверждена базовая значимость образования в ходе развития обще...

Задать вопрос