Перспективы исследования феномена жизнестойкости в психологии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №47 (389) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 18.11.2021

Статья просмотрена: 1552 раза

Библиографическое описание:

Тодовянская, О. В. Перспективы исследования феномена жизнестойкости в психологии / О. В. Тодовянская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 47 (389). — С. 65-67. — URL: https://moluch.ru/archive/389/85688/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье проводится анализ феномена жизнестойкости в психологии личности. В работе определяется само понятие жизнестойкости, выявляются его основные компоненты и механизмы. Проводится анализ взаимосвязи жизнестойкости с другими психолого-личностными характеристиками человека. В заключении автор определяет перспективы для проведения дальнейших исследований данного феномена.

Ключевые слова: жизнестойкость, стрессоустойчивость, жизненные трудности, самоэффективность, адаптация, психологическое благополучие, копинг-стратегии.

The article analyzes the phenomenon of hardiness in personality psychology. The work defines the very concept of hardiness, identifies its main components and mechanisms. The analysis of the relationship of hardiness with other psychological and personal characteristics of a person is carried out. In conclusion, the author defines the prospects for further research of this phenomenon.

Keywords: resilience, stress resistance, life difficulties, self-efficacy, adaptation, psychological well-being, coping strategies.

Данная статья направлена на изучение феномена жизнестойкости в рамках психологии личности. Актуальность данной работы связана с тем, что современный мир включает в себя множество рисков и перемен, на преодоление которых каждому индивиду необходимы определенные способности и внутренние ресурсы. Проблему жизнестойкости исследовали многие отечественные и зарубежные ученые, такие как: В. Флориана, М. Микулинчер, О. Таубман, Ла Герк, Л. А. Александрова, Р. Мэй, Б. Г. Ананьев, С. Мади, Е. А. Евтушенко, С. Л. Рубинштейн и др. [2, 5, 6]. Но на сегодняшний день исследования феномена продолжаются в связи с тем, что этот показатель важен во многих сферах жизни человека и коррелирует с состоянием психического и физического здоровья человека. Целью данной работы является определение актуальных проблем в рамках изучения феномена жизнестойкости. Для этого мы ставим перед собой следующие задачи: определить понятие жизнестойкости; выявить его основные компоненты; проанализировать взаимосвязь жизнестойкости с другими психолого-личностными характеристиками. В рамках данной статьи мы применяли общенаучные методы, а именно теоретический анализ научных источников.

Для начала давайте выясним сложившееся в современной психологии понимание термина «жизнестойкости». Интересно отметить, что феномен жизнестойкости определялся в рамках психологии как «жизнеспособность» и «зрелость» Б. Г. Ананьевым, как «мужество творить» по Р. Мэй, как «трансценденция» по С. Л. Рубинштейну [6]. При этом рассматриваемым определением «жизнестойкость» впервые начинает оперировать С. Мади, также он создает и собственную авторскую модель жизнестойкости. По мнению автора под жизнестойкостью понимается интегральная жизненная черта, определяющая уровень ответственности по преодолению жизненных трудностей [5]. Можно говорить о том, что по С. Мади, жизнестокойкость определяется умением признавать личностью стрессовую ситуации для того, чтобы аккумулировать силы по ее дальнейшему разрешению, так например, автор пишет: «Если изменить саму ситуацию нельзя..., жизнестойкое совладание принимает форму компенсаторного саморазвития, по сути гиперкомпенсации» [5].

В свою очередь С. В. Книжникова полагает, что жизнестойкость является интегральной личностной характеристикой, основанной на качественной смысловой регуляции, адекватной самооценке, социальной компетентности, коммуникативных способностях и развитых волевых способностях [3]. А Д. А. Леонтьев определяет, что жизнестойкость как интегративная личностная характеристика отвечает за успешность индивида в преодолении жизненных проблем [4]. Данные определения не противоречат друг другу, поскольку обозначенные С. В. Книжниковой особенности влияют на успешность в преодолении жизненных трудностей. Хотелось бы отметить, что Книжникова, фокусировала свое внимание на подростках и рисках суицидального поведения, в связи с этим мы можем предположить, что выделенные ей компоненты (смысловая регуляция, самооценка, коммуникативные, волевые способности, социальная компетентность), связаны с пониманием того, что необходимо личности для преодоления стрессовых ситуаций.

В работе Л. А. Александрова, связывает понятие жизнестойкости со способностью преодолевать стрессовые ситуации и общим уровнем адаптации [1].

На основании анализа последних работ по рассматриваемой тематике, так например работы Е. А. Евтушенко, можно говорить о том, что жизнестойкость основана на готовности индивида справится с ситуацией новизны, преодолеть трудности [2].

В свою очередь, Е. В. Никитина пишет о том, что феномен жизнестойкости определяет уровень ответственности личности за совладание с негативными событиями в жизни. Она отмечает, что существуют различные способы совладания человека с трудными жизненными ситуациями, так называемые копинг-стратегии. В зависимости от используемой индивидом копинг-стратегии можно говорить об уровне его жизнестойкости [5].

Обращаясь к проблеме того, какие психологические особенности входят в феномен жизнестойкости, выделим две точки зрения. Так по С. Мадди жизнестойкость формируется из следующих компонентов [2]:

— вовлеченность в деятельность;

— контроль за исполнением жизненных целей;

— принятие риска, который дает возможность использовать свой опыт и подталкивает человека на оправданный риск.

В свою очередь в отечественной практике Л. А. Александрова выделяет такие компоненты жизнестойкости как: личностные ресурсы, смысл и гуманистическую этику. В рамках концепции автора, личностные ресурсы функционируют за счет стратегий совладания, смысл определяет направленность жизнестойкости, а гуманистическая этика дает определиться личности в выборе смыслов и путей достижения цели [1]. Мы полагаем, что данная позиция коррелирует с мнением исследователей о том, что жизнестойкость формируется в зависимости от детско-родительских отношений в детстве и подростковом периоде.

На основании идей С. Мади и Л. А. Александровой, можно предположить, что компоненты жизнестойкости, основываются с одной стороны на когнитивных особенностях мышления личности, а с другой стороны на жизненных ориентирах индивида.

Помимо основных компонентов жизнестойкости, Мади указывает и на основные механизмы, позволяющие эффективно справляться с жизненными трудностями (повышающие жизнестойкость). К ним автор относит следующие механизмы:

— Жизнестойкие убеждения, позволяющие не реагировать остро на происходящие изменения, при помощи вовлеченности, а также контроле и принятии риска;

— Создание мотивации к трансформационному совладания. Данный компонент характеризуется иcпользованием жизнестойких копинг-стратегий, готовность к активным действия в быстроменяющейся среде, открытость всему новому;

— Усиление иммунной реакции при помощи активного включения и использования психических и физических резервов;

— Жизнестойкие практики здоровья, включают в себя повышенную ответственность и заботу у человека о собственном здоровье;

— Поиск эффективной социальной поддержки, способствующих трансформационному совладанию, через развитие навыков общения [5].

Таким образом, мы видим, что к механизмам жизнестойкости автор относит личные убеждения, мотивационные особенности для преодоления трудностей, умение использовать внутренние резервы, социально-коммуникативные особенности, а также способность заботиться о себе. Интересно, что последний механизм, обозначаемый как забота о своем здоровье во взаимосвязи с жизнестойкостью, выявлена и в исследованиях Шарли, где показано, что низкий уровень жизнестойкости соотносится с более низкими показателями по уровням психического и физического здоровья [5]. Мы можем предположить, что это относится к проблеме жизненных концепций человека и умению выстраивать долгосрочные цели.

Хотелось бы также сказать, что конкретизация конструктов жизнестойкости была определена в исследовании В. Флориана, М. Микулинчера и О. Таубмана. В результате было выявлено, что включенность индивида помогает использовать интеллектуализацию стрессовой ситуации и уменьшает использование копинг-стратегий основанных на эмоциях, у личности наблюдается ориентированность на поиск поддержки и решение проблем [5]. На основании этого, подтверждается ранее высказанное нами предположение о том, что компоненты жизнестойкости, основываются с одной стороны на когнитивных особенностях мышления личности, а с другой стороны на жизненно-социальных ориентирах индивида.

В заключение, мы бы хотели сделать следующие выводы:

Жизнестойкость является сложным явлением, включающим в себя несколько компонентов, таких как самоконтроль и целеполагание (смысл, контроль за исполнением жизненных целей), вовлеченность в деятельность (личностные ресурсы), жизненные установки, умение перестраиваться (принятие риска, гуманистическая этика). Многие исследователи говорят о том, что жизнестойкость связана с коммуникативными и социальными способностями человека, самооценкой, а также особое влияние на данный показатель имеет интеллектуализация событий и умение выстраивать долгосрочные цели. С учетом того, что считается, что жизнестойкость формируется в детстве и в подростковом периоде, мы считаем, что актуальным является исследовать возможность изменения жизнестойкости человека под влиянием психологических практик и психо-коррекционных занятий.

Литература:

  1. Александрова Л. А. К концепции жизнестойкости в психологии // Сибирская психология сегодня: Сб. научн. трудов. Вып. 2 / под ред. М. М. Горбатовой, А. В. Серого, М. С. Ясницкого. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. С. 82–90.
  2. Евтушенко Е. А. Жизнестойкость личности как психологический феномен // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2016. № 1 (58). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhiznestoykost-lichnosti-kak-psihologicheskiy-fenomen (дата обращения: 16.11.2021).
  3. Книжникова С. В. Структурно-функциональное описание жизнестойкости в аспекте суицидальной превенции (Статья) // Материалы IV Всероссийской НПК «Феноменология и профилактика девиантного поведения». Краснодар, 28–29 октября 2010. С. 67–70.
  4. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Жизнестойкость как составляющая личностного потенциала / Личностный потенциал: структура и диагностика. М.: Смысл, 2011. 680 с.
  5. Никитина Е. В. Феномен жизнестойкости: концепция, современные взгляды и исследования // Academy. 2017. № 4 (19). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-zhiznestoykosti-kontseptsiya-sovremennye-vzglyady-i-issledovaniya (дата обращения: 16.11.2021).
  6. Ширшов В. Д., Забара Л. И., Якина Л. Н. Жизнестойкость личности как социальный феномен (опыт философского и психолого-педагогического анализа) // Педагогическое образование в России. 2019. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhiznestoykost-lichnosti-kak-sotsialnyy-fenomen-opyt-filosofskogo-i-psihologo-pedagogicheskogo-analiza (дата обращения: 16.11.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): жизнестойкость, Александров, гуманистическая этика, компонент жизнестойкости, принятие риска, феномен жизнестойкости, когнитивная особенность мышления личности, подростковый период, социальная компетентность, стрессовая ситуация.


Похожие статьи

Особенности жизнестойкости подростков

В статье рассматриваются основные проблемы современных подростков. Представлены результаты эмпирического исследования по проблеме изучения особенностей жизнестойкости младших и старших подростков, с их личностными особенностями: разным темпераментом,...

Теоретические аспекты нейротизма как личностной особенности

В статье представлен анализ изучения нейротизма как личностной особенности, которая влияет на психологическое и соматическое здоровье личности при повышенных значениях. Результаты проведённого исследования позволяют дополнить теоретические представле...

Психологические факторы формирования синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности психолога

В статье проводится теоретический анализ понятия «синдром эмоционального выгорания», рассматриваются причины его формирования в профессиональной деятельности психологов. Эмпирическое изучение профессионально-важных качеств, отсутствие которых приводи...

Личностные детерминанты формирования одиночества у студентов вуза

В статье проводится теоретический анализ понятия одиночества в психологии, рассматриваются причины формирования и особенности проявления одиночества. Эмпирически изучены личностные детерминанты формирования одиночества как психического состояния у ст...

Проблема девиантного поведения в России: к вопросу об актуальности

Представленная статья посвящена анализу актуальных структурных элементов девиантного поведения среди граждан Российской Федерации, которые увлечены в различной профессиональной и социальной деятельности. Автором определены некоторые теоретические и э...

Социально-психологическая адаптация студентов-первокурсников

В статье рассматривается сущность, стадии социально-психологической адаптации, а также факторы, влияющие на неё. Делается анализ проблем, связанных с социально-психологической адаптацией. Приводятся данные исследования, позволяющие охарактеризовать с...

Особенности психической травматизации в детском возрасте, ее влияние на жизненные взаимодействия и жизненную перспективу молодой личности

В статье приведены особенности психической травматизации в детском возрастном периоде, раскрыто содержание таких понятий, как психотравма развития, жизненные взаимодействия и жизненная перспектива личности, их взаимосвязь. Выведена типология жизненны...

Развитие психологической устойчивости к социальному стрессу в подростковом возрасте

В статье рассматриваются теоретические основы социального стресса и психологической устойчивости личности, проанализированы причины возникновения социального стресса в подростковом возрасте и их последствия. Выделены факторы, которые оказывают влияни...

Развитие социальных компетенций как условие формирования гражданской позиции студентов

Статья посвящена проблеме взаимосвязи социальных компетенций и гражданской позиции личности, рассматриваются подходы к определению данных понятий и выявляются точки их соприкосновения. Особое внимание в статье уделено основным проблемам формирования ...

К проблеме развития стрессоустойчивости студентов психолого-педагогических направлений подготовки

В статье рассматриваются различные подходы к определению понятия «стрессоустойчивость». Указано на необходимость разграничения понятия «стресс» как научного термина с его близким, но не тождественным современным значением, обозначающим любой стрессог...

Похожие статьи

Особенности жизнестойкости подростков

В статье рассматриваются основные проблемы современных подростков. Представлены результаты эмпирического исследования по проблеме изучения особенностей жизнестойкости младших и старших подростков, с их личностными особенностями: разным темпераментом,...

Теоретические аспекты нейротизма как личностной особенности

В статье представлен анализ изучения нейротизма как личностной особенности, которая влияет на психологическое и соматическое здоровье личности при повышенных значениях. Результаты проведённого исследования позволяют дополнить теоретические представле...

Психологические факторы формирования синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности психолога

В статье проводится теоретический анализ понятия «синдром эмоционального выгорания», рассматриваются причины его формирования в профессиональной деятельности психологов. Эмпирическое изучение профессионально-важных качеств, отсутствие которых приводи...

Личностные детерминанты формирования одиночества у студентов вуза

В статье проводится теоретический анализ понятия одиночества в психологии, рассматриваются причины формирования и особенности проявления одиночества. Эмпирически изучены личностные детерминанты формирования одиночества как психического состояния у ст...

Проблема девиантного поведения в России: к вопросу об актуальности

Представленная статья посвящена анализу актуальных структурных элементов девиантного поведения среди граждан Российской Федерации, которые увлечены в различной профессиональной и социальной деятельности. Автором определены некоторые теоретические и э...

Социально-психологическая адаптация студентов-первокурсников

В статье рассматривается сущность, стадии социально-психологической адаптации, а также факторы, влияющие на неё. Делается анализ проблем, связанных с социально-психологической адаптацией. Приводятся данные исследования, позволяющие охарактеризовать с...

Особенности психической травматизации в детском возрасте, ее влияние на жизненные взаимодействия и жизненную перспективу молодой личности

В статье приведены особенности психической травматизации в детском возрастном периоде, раскрыто содержание таких понятий, как психотравма развития, жизненные взаимодействия и жизненная перспектива личности, их взаимосвязь. Выведена типология жизненны...

Развитие психологической устойчивости к социальному стрессу в подростковом возрасте

В статье рассматриваются теоретические основы социального стресса и психологической устойчивости личности, проанализированы причины возникновения социального стресса в подростковом возрасте и их последствия. Выделены факторы, которые оказывают влияни...

Развитие социальных компетенций как условие формирования гражданской позиции студентов

Статья посвящена проблеме взаимосвязи социальных компетенций и гражданской позиции личности, рассматриваются подходы к определению данных понятий и выявляются точки их соприкосновения. Особое внимание в статье уделено основным проблемам формирования ...

К проблеме развития стрессоустойчивости студентов психолого-педагогических направлений подготовки

В статье рассматриваются различные подходы к определению понятия «стрессоустойчивость». Указано на необходимость разграничения понятия «стресс» как научного термина с его близким, но не тождественным современным значением, обозначающим любой стрессог...

Задать вопрос