В статье рассматривается актуальность консультационных услуг в современном обществе.
Ключевые слова: договор, консультация, федеральный закон.
В отечественном законодательстве определение термина консалтинг, консалтинговая деятельность отсутствует. Право РФ употребляет всего лишь понятие «оказание услуг». Обращаясь к ст. 779 Гражданского кодекса РФ заметим «по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик обязуется оплатить эти услуги». ГК РФ тоже не приводит консалтинговые услуги в качестве отдельного вида обязательств, а в действительности распространяет действие главы 39 ГК РФ на оказание консалтинговых услуг. При этом деятельность аудиторов, оценочная деятельность, в том числе деятельность в сфере бухгалтерского учета регулируются специальными отдельными законами.
Переход к новейшим экономическим отношениям вызвал необходимость и новую терминоведение. Так, словарь по экономике и юридическая энциклопедия консультирование рассматривают через понятие «консалтинг».
В экономическом словаре можно встретить следующее определение консалтинга через деятельность специализированных фирм по консультированию производителей, продавцов, покупателей по обширному кругу вопросов экономики, финансов, внешнеэкономических связей, создания и регистрации фирм, изучения и прогнозирования рынка товаров и услуг, инновационной деятельности. В юридической энциклопедии консалтинг рассматривается посредством консультирования в предпринимательской деятельности производителей, покупателей и продавцов по экономическим и другим хозяйственно-правовым вопросам, в том числе в сфере внешнеторговой деятельности.
Эта позиция воспроизведена в ряде федеральных законов. Федеральный закон от 19.07.2007 N 196-ФЗ «О ломбардах» в ч. 4 ст. 2 удостоверяет, что ломбарду воспрещается заниматься какой-либо другой предпринимательской деятельностью, кроме предоставления краткосрочных займов гражданам, хранения вещей, и оказания консультационных, информационных услуг. Часть 6 ст. 40.1 Федерального закона от 08.12.1995 N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» устанавливает, что кредитный кооператив в соответствии со своим уставом и решениями общего собрания членов кредитного кооператива может оказывать своим членам и ассоциированным членам кредитного кооператива консультационные и иные соответствующие целям своей деятельности услуги [1]. Почти аналогичное положение содержится в ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 30.12.2004 N 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах» [2].
Часть 1 ст. 8 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015–1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» [3] определяет, что под деятельностью страховых агентов понимается деятельность, которая осуществляется в интересах страховщиков либо страхователей и связанная с оказанием им услуг по подбору страхователя и страховщика (перестраховщика), условий страхования (перестрахования), оформлению, заключению и сопровождению договора страхования (перестрахования), внесению в него изменений, оформлению документов при урегулировании требований о страховой выплате, взаимодействию со страховщиком (перестраховщиком), осуществлению консультационной деятельности. Другими словами, определяется, что консультационная деятельность — составная часть деятельности страховых агентов и брокеров.
Законодательство также разрешает вопрос о соотношении консалтинговых услуг и инжиниринга. К инжиниринговым услугам относятся инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и осуществления продукции (работ, услуг), подготовке строительства и использования промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и иных объектов, до проектные и проектные услуги. Итак, инжиниринг, инжиниринговая деятельность — это более обширное представление, если сравнивать с консультационными услугами, ибо инженерно-консультационные услуги являются частью инжиниринга. Сходная точка зрения была высказана в научных работах [4, с. 84–95]. Правовая урегулированность консалтинговых услуг в РФ охватывается отнюдь не только национальными правовыми актами, но и международными. В связи с членством нашей страны во Всемирной торговой организации (далее — ВТО) [5] Российская Федерация, безусловно, обязана следовать общим принципам ВТО и, в частности, гармонизировать свое законодательство в соответствии с требованиями соглашений, в том числе, специального Генерального соглашения по торговле услугами, вступившее в силу в январе 1995 года в результате Уругвайского раунда переговоров (далее — ГАТС). ВТО обладает своим Классификационным перечнем секторов услуг (Классификатор ГАТС), который содержит около 12 групп услуг. Примечательно, что в самую первую группу включаются собственно профессиональные услуги (такие как, правовые услуги, налоговое администрирование, медицинские услуги и другие). ГАТС определяет общие правила торговли услугами, в частности и консалтинговыми, распространяющиеся и на РФ как члена ВТО.
Основным моментом в формировании новейшего правового механизма регулирования рыночных отношений в области возмездного оказания консультационных услуг являются нормы гл. 39 ГК РФ. Но, безусловно, существенное пространство правовой неясности в этой сфере общественных отношений сохраняется. Основной проблемой консультационной деятельности в нашем государстве является то, что она фактически не урегулирована единым, полноценным законом, который бы устанавливал терминологию, суть, возможно, принципы консультационной деятельности, ответственность субъектов консультационной деятельности, страхование профессиональных организаций [6]. Все же остаются неразрешенными правовые основы взаимоотношений сторон, их права и обязанности, цена и порядок организации деятельности и расчетов, сроки и качество оказания консультационных услуг, возможные гарантии качества. И это самый минимум, который можно было бы определить и принять.
Я считаю, целью создания законопроекта являлось бы, в первую очередь, обеспечение повышенных юридических, правовых гарантий абсолютно всем участникам данной сферы консультационной деятельности. Предметом же регулирования законопроекта выступают общественные отношения, появляющиеся между субъектами при оказании консультационных услуг. В законопроекте важно также предусмотреть следующие разделы: основные понятия, используемые в настоящем Законе; законодательство Российской Федерации и иные акты о консультационной деятельности; консультант; организация консультационной деятельности; права и обязанности консультационных организаций; права и обязанности консультируемых лиц и лиц, заключивших договор на оказание консультационных услуг; конфиденциальность полученной сторонами информации и его характеристика; саморегулирование в консультационной сфере, создание органов СРО; ответственность за нарушение законодательства РФ о консультационной деятельности; страхование ответственности консультантов при оказании консультационных услуг.
В заключение хочется отметить, что на данном этапе развития консультационных отношений приходится констатировать отсутствие единой системы правового регулирования консалтинговых услуг в российском законодательстве, и даже не существует эффективного регулирования (в различных нормативных актах) услуг во всевозможных сегментах рынка: правовые акты в лучшем случае ограничиваются указанием на наличие таковых услуг. Все это отрицательным образом влияет на функционирование рынка консалтинговых услуг, ибо увеличивают неясность в правовом регулировании, что может привести к злоупотреблениям правом. Необходимо ввести специальные нормы для нормативно-правового регулирования данной сферы, а именно, единый закон, что сделает деятельность консалтинговых компаний более эффективной, защищенной и прозрачной.
Литература:
- О сельскохозяйственной кооперации: Федер. закон от 08.12.1995 N 193-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
- О жилищных накопительных кооперативах: Федер. закон от 30.12.2004 N 215-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
- Об организации страхового дела в Российской Федерации: Закон РФ от 27.11.1992 N 4015–1 (в ред. от 31.12.2017) // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
- Рыбец Д. В. Инжиниринг (инженерно-консультационные услуги) на мировом рынке // Российский внешнеэкономический вестник. 2011. N 8. С. 84–95.
- О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15.04.1994: Федер. закон от 21.07.2012 N 126-ФЗ // Российская газета. 2012. 23 июля.
- Ситдикова Л. Б. Правовые аспекты соотношения понятий консультационных (консалтинговых) услуг с другими видами услуг: теоретический и практический аспекты // Российский судья. 2007. N 6