Цифровизация экономики затрагивает все сферы функционирования организаций, обеспечивая поддержание их конкурентоспособности на рынке производства товаров и оказания услуг. Статья посвящена анализу развития системы менеджмента качества в условиях цифровизации: рассмотрены основные проблемы СМК, выделены группы рисков, тенденции и функции в ситуации цифровой трансформации.
Ключевые слова: система менеджмента качества, цифровизация, проблемы СМК, тенденции цифровизации СМК.
Цифровизация экономики страны — важная тенденция социального и экономического развития во всем мире. Программа по развитию цифровой экономики в России до 2035 года основывается на модернизации традиционных отраслей производства товаров и оказания услуг, преобразовании системного потребления в условиях повсеместного проникновения цифровизации различных процессов в экономике и информационных технологиях. Все это создает фундамент для создания и развития новых рынков, условий для эффективного функционирования организации, поиску новых подходов к аналитике, планированию и принятию управленческих решений.
Компании Capgemini Consulting и MIT Sloan School of Management выявили, что для поддержания финансовой стабильности и эффективности организациям мало внедрять цифровые технологии и усовершенствованные методы управления. Улучшение кадрового потенциала предприятия только с помощью классических методов обеспечит рост прибыли всего на 9 %, в то время как одновременное использование цифровых технологий увеличит ее на 26 %. К снижению прибыли на 11 % может привести внедрение цифровых технологий без модернизации кадрового потенциала организации. Стоит отметить, что полное игнорирование цифровой трансформации кадрового менеджмента нежелательно, так как ведет к снижению прибыли на 24 % по сравнению с конкурентами [5]
Цифровая трансформация постепенно начинает затрагивать различные области деятельности организаций, в том числе и систему менеджмента качества. Перспективами цифровой трансформации в данной сфере являются: достижение производства высококачественных товаров и оказания высококачественных услуг; усовершенствование процессов принятия решений; увеличение прибыли; сохранение позитивного имиджа компании; наращивание конкурентных преимуществ; обеспечение безопасности труда; снижение как трансакционных, так и кадровых издержек.
Современным организациям все чаще приходится сталкиваться со значительной проблемой — как обусловить соответствие уровня развития системы менеджмента качества темпам цифровизации предприятия и тем требованиям, которые диктует внешняя среда.
Рассмотримпроблемыпри цифровизации системы менеджмента качества [1, с. 14]:
1. Большие затраты на реализацию и, как следствие, трудности в поиске источников финансирования:
— на содержание и обслуживание цифровой платформы;
— на разработку автоматизированных систем, защищенных от утечки информации, составляющих государственную или коммерческую тайну;
— при формировании единой системы электронного документооборота в условиях взаимодействия организаций.
2. Затруднение в обеспечении специалистами:
— нехватка кадров, обладающих достаточными знаниями в области анализа многоуровневых систем различной степени сложности и имеющих опыт работы с инструментами обработки большого количества информации (структурированной и нет) — Big Data;
— нежелание персонала предприятия адаптироваться и приспосабливаться к новым условиям. Психологически это может проявляться в саботаже создания «прозрачных систем».
3. Неизбежность формирования единого «цифрового реестра», предоставляющего электронные сертификаты соответствия.
Выделим группы рисков, с которыми могут столкнуться организации в процессе цифровизации системы менеджмента качества [2, с. 144].
1. Организационные риски:
— неустойчивость цифрового развития организации;
— неуравновешенность взаимодействия между стейкхолдерами внутри самой системы менеджмента качества.
2. Кадровые решения:
— ухудшение профессиональных навыков сотрудников;
— риски, связанные с необходимостью обучения персонала.
3. Технологические риски:
— похищение данных компании и мошенничество в отношении них;
— коррупция внутри компании.
В условиях цифровизации происходят процессы преобразования и изменения системы менеджмента качества. В связи можно наметить ряд тенденций цифровизации СМК (рис.1).
Рис. 1. Тенденции цифровизации системы менеджмента качества
- Фиксация и исследование данных. Развитие концепции интернет вещей, внедрение различных видов датчиков (сенсеров) допускают применение новых источников данных. Тем самым обеспечивается возможность анализа большого количество сложных показателей сразу из нескольких источников, увеличивая скорость функционирования систем хранения и обработки информации.
- Соответствие требованиям. Внедрение blockchain технологии позволяет получить и систематизировать данные в последовательную цепочку блоков, защищенную с помощью криптографических шифров.
- Наблюдение и регулирование процессов. Эффективное управление процессами СМК связано с использованием искусственного интеллекта, который способен обнаруживать тенденции и преобразования в процессах быстрее и эффективнее, чем человек или автоматизированные комплексы на базе обработки статистических данных.
- Принятие решения в противоречивых ситуациях. СМК требует разработку четких алгоритмов выполнения процессов. Прогнозная аналитика позволяет решить эту проблему в условиях цифровой трансформации [4, с. 35].
Для того, чтобы система менеджмента качества могла развиваться в условиях цифровизации и приносить результаты необходимо выполнять соответствующие функции [3, с. 15–16].
- В режиме реального времени получать всю необходимую информацию из внутренней и внешней среды, далее структурировать данные, разрабатывая и выдвигая на обсуждение с руководителями всех уровней предприятия всевозможные варианты решения проблем, которые возникают или могут возникнуть. Здесь важно быстро реагировать на все изменения и предлагать методы/средства, которые могут повлиять на принятие руководством соответствующих решений.
- Оптимизация структуры предприятия (функциональной и организационной) по численности и составу персонала, направлениям деятельности в зависимости от целей и политики компании, принимаемых руководством.
- Выбор приемлемых для цифровой экономики способов производства товаров и оказания услуг.
- Управление операциями по созданию продукции и предоставлению услуг.
- Обеспечение: эффективности процессов, безопасности производства, защиты информации.
- Управление рисками и изменениями.
Таким образом, чтобы в условиях цифровой трансформации организации отвечали требованиям цифрового мира необходимо не только следовать новейшим технологиям, но и полностью модифицировать информационную культуру. Важная цель внедрения системы менеджмента качества — это построение системы управления, которая создаст необходимые условия для ее постоянного улучшения, что, в свою очередь, позволит выявить инновационный потенциал компании и обеспечит непрерывную работу над качеством.
Литература:
- Васильев В. А., Александрова С. В., Александров М. Н. Интеграция менеджмента качества и цифровых технологий // Качество. Инновации. Образование. — 2017. — № 9 (148). С.14–19.
- Капитанов А. В., Козлова А. В. Система менеджмента качества в условиях цифровизации // XXIV Туполевские чтения (школа молодых ученых). — 2019. С.143–147.
- Ковригин Е. А., Васильев В. А. Пути развития СМК в условиях цифровизации // Компетентность / Competency (Russia). — 2020 — № 6. С.12–17.
- Мельник В. Система менеджмента качества в условиях цифровой трансформации // MODERN SCIENCE. — 2019. — № 12–5. С.34–37.
- The Digital Advantage: How digital leaders outperform their peers in every industry. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://www.capgemni.com/wp- content/uploads/2017/07/The_Digital_Advantage__How_Digital_Leaders_Outperform_their_Peers_in_Every_Industry.pdf (дата обращения: 11.04.2021).