Исследование взаимосвязи представлений подростков о родительском воспитании и их склонности к пищевой аддикции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №47 (389) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 22.11.2021

Статья просмотрена: 77 раз

Библиографическое описание:

Скрягина, А. В. Исследование взаимосвязи представлений подростков о родительском воспитании и их склонности к пищевой аддикции / А. В. Скрягина, О. В. Обласова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 47 (389). — С. 62-65. — URL: https://moluch.ru/archive/389/85695/ (дата обращения: 16.10.2024).



Данная статья подготовлена на основании исследования, проведенного между подростками на наличие склонности к пищевой аддикции. В ходе изучение проведено соотношение представления подростками родительского воспитания и склонности к пищевой аддикциии.

Ключевые слова: подростковый возраст, пищевая аддикция, родительское воспитание, пищевое поведение.

This article is based on research conducted among adolescents for the presence of food addiction tendencies. In the course of the study, the relationship between parenting styles and the emergence of food addiction was carried out.

Keywords: adolescence, food addiction, parenting, eating behavior.

В настоящее время в современном обществе все большую актуальность приобретает проблема отклонений пищевого поведения среди подростков. Именно в подростковом возрасте формируются основные привычки, закладывается фундамент общечеловеческих ценностей. На этот же возраст приходится период повышенного внимания подростков к собственной внешности, желание соответствовать «стандартам», принятым в современном обществе. Молодежь охотно верит рекламе и средствам массовой информации, которые отнюдь не всегда пропагандируют здоровый образ жизни, следствием чего является формирование у многих ложных ценностей и идеалов, искаженных представлений о самих себе, приводящих к развитию различных отклонений в поведении, в том числе и пищевом. [1]

Используя навыки эмоциональной регуляции, можно конструктивно справиться со стрессом, но отсутствие данного навыка приводит к неудачам в жизни, асоциальному поведению и аддикциям. Само по себе пищевое поведение включает в себя эмоции, установки, определённые формы поведения и привычки, которые касаются приема пищи. [2]

В проведенном исследовании по методике незаконченных предложений Сакса-Леви были получены следующие данные: на утверждение «Я считаю, что большинство матерей…» группой пациенток с диагнозом нервная анорексия были даны отрицательно окрашенные ответы (90,9 %), большинство из которых (72,7 %) были отражением отрицательного отношения к стилю воспитании детей матерями. [3]

Что бы проверить уже существующие исследования, провела свое исследование. Необходимо было провести опросник об представлении подростками родительского воспитания, склонности к пищевой аддикции по Тесту (ЕАТ-26) и анкетирование на особенности пищевого поведения. Для это набрана группа испытуемых из 67 аддиктивных подростков.

Тест ЕАТ-26 использовался для подтверждения пищевой аддикции у подростков. У всех участников исследования подтвердилась аддикция.

Посчитав результаты получили 12 % учеников с легкой степенью пищевой аддикции, 57 % учеников со средней степенью и 31 % с высокой степенью.

Большая часть учеников подвержена большей склонности к пищевой аддикции.

Для изучения представления подростками родительского отношения использовался тест «Взаимоотношение подростка с родителем глазами подростка» и подведены итоги в виде сырых баллов.

Позитивный интерес в представлении подростками родительского отношения у 36 % учеников слабо выражен, что означает контакта между ними нет и каждый живет своей жизнью не интересуясь друг другом, и 36 % — выражен отчетливо, означает позитивный контакт между подростками и родителями, что хорошо сказывается на психологическом развитии подростков. Директивность у 69 % учеников слабо выражена и означает, что подчиняться родителям они не желают и сопротивляются требованиям родителей. Враждебность у 49 % учеников слабо выражена, что означает позитивное или нейтральное отношение между родителями и подростками, и у 30 % выражена отчетлива, что означает открытую агрессию в отношениях с родителями. Автономность у 76 % выражена отчетливо, что означает полную самостоятельность и отстранение от родителей. Непосредственность у 40 % выражена слабо, что означает неэмоциональность и скрытость между родителями и подростками, и у 36 % нормально выражена, что означает эмоциональное и открытое общение между родителями и подростками. Близость у 42 % учеников выражена отчетливо, что означает тесное общение и доверие между родителями и подростками, и у 34 % слабо выражена, что означает отреченное и отдаленное общение между родителями и подростками вплоть до скрытости и избегания. Критика у 69 % выражена слабо, означает что родители в отношении с подростками применяют тактичность и уважение, и у 24 % нормально выражена, означает что родители позволяют себе критику в отношении подростков и это отрицательно сказывается на формировании психики подростка.

Анкета «Особенности пищевого поведения» в каждом своем вопросе показывает на формирование привычки и причину развития привычки.

Первый вопрос — Сколько раз в день вы едите? — показал, что 49 % питаются 3–4 раза в день, что правильно формирует пищеварение и привычку, и 51 % питается 1–3 раза, что приводит к перееданию ночью и формированию заболеваний и пищевой аддикции.

Второй вопрос — Завтракаете ли вы дома перед уходом в школу? — выявил 78 % учеников завтракают дома, что положительно влияет на формирование правильной пищевой привычки, и 15 % учеников не завтракают дома, тем самым у них увеличивается риск формирования пищевой аддикции и сопутствующих заболеваний.

Третий вопрос — Что вы выберите из ассортимента в буфете для быстрого перекуса на перемене? — 22 % учеников ответили, что ничего не выбирают, а 78 % учеников предпочитаю: булочки, соки, пирожные, сосиски в тесте, ухудшая этим выбором свое здоровье и приходя к развитию пищевой аддикции.

Четвертый вопрос — Едите ли вы на ночь? — показал, что 57 % учеников не кушают на ночь и это формирует правильную пищевую привычку, 36 % учеников питаются на ночь, что приводит к формированию пищевой аддикции, нарушению здоровья и как следствие психологическому расстройству, и 7 % иногда кушают на ночь.

Пятый вопрос — Употребляете ли вы в пищу свежие овощи? — показал, что 94 % учеников любят и употребляют овощи в своем рационе питания и это формирует правильную пищевую привычку, 4 % совсем не употребляют овощи, 2 % редко употребляют, и это развитие неправильной пищевой привычки.

Шестой вопрос — Как часто на вашем столе бывают фрукты? — показал, что у 90 % учеников в рационе всегда фрукты и это правильная пищевая привычка, а у 6 % учеников нет в рационе фруктов, у 4 % учеников редко используются в рационе фрукты и это негативно сказывается на их пищевой привычке и здоровье.

Седьмой вопрос — Любите ли сладости? — раскрыл у 94 % склонность к пищевой аддикции тягой к сладкому, у 3 % нет тяги к сладкому и 3 % иногда употребляют сладкое, что показывает на отсутствие пищевой аддикции к сладкому и формированию правильной пищевой привычки.

Восьмой вопрос — Отдаёте чаще предпочтение: постной, варёной или паровой пище, жареной и жирной пище, маринованной, копчёной. — показал, что у более 90 % учеников употребляют в пищу жареную, жирную, маринованную и копченую еду, что в первую очередь развивает пищевую аддикцию и развитие хронических заболеваний в следствие неправильной пищевой привычки.

Девятый вопрос — Если вы проходите мимо закусочной или кафе, хочется ли вам купить что-либо вкусное? — показал, что 45 % учеников не хотят ничего покупать, 33 % всегда заходят и покупают что-то вкусненькое, что приводит к пищевой аддикции и неправильной пищевой привычке, 22 % иногда заходят и покупают что-либо вкусненькое, что показывает на развитие риска формирования пищевой аддикции.

Десятый вопрос — Заставляли ли вас в детстве доедать до конца, применяя присказки или поговорки? — показал, что 69 % учеников не заставляли в детстве доедать, формируя правильную пищевую привычку, и 31 % учеников заставляли в детстве доедать, что сформировало у них неправильную пищевую привычку и нарушение со здоровьем, развивая пищевую аддикцию.

Одиннадцатый вопрос — Ваше любимое блюдо? — показал, что более 95 % учеников предпочитают блюда из фаст-фуда, пельмени, жареную картошку и т. д., что негативно отражается на здоровье и формировании правильной пищевой привычки и может привести к пищевой аддикции.

Двенадцатый вопрос — Питаетесь ли вы по-другому в зависимости от того, в компании вы или одни? — показал, что 66 % не зависят от смены окружения и места, что говорит об отсутствии влияния окружения на формирование пищевой привычки, их пищевая привычка сформирована с детства, 34 % учеников меняю свой рацион в зависимости от окружения, что показывает на склонность к пищевой аддикции и неправильное формирование пищевой привычки.

Тринадцатый вопрос — Открываете ли вы холодильник, когда вам скучно и вы не голодны? — показал, что 53 % учеников в эмоциональном состоянии прибегают к заеданию, что говорит о склонности к пищевой аддикции и сформированной неправильной пищевой привычке, 34 % учеников не заедают эмоции, что показывает правильную пищевую привычку и отсутствие пищевой аддикции, 13 % учеников иногда прибегают к заеданию, что показывает на склонность к развитию пищевой аддикции.

Чтобы увидеть взаимосвязь представления подростков о родительском отношении и их склонности к пищевой аддикции проведен сравнительный корреляционный анализ по Спирмену.

Цель исследования: изучить взаимосвязь представления подростков о родительском отношении и их склонности к пищевой аддикции.

Таблица 1

Корреляционный анализ между предствалением подростками о родительском отношении и их склонности к пищевой аддикции.

Пищевая аддикция

Позитивный интерес

0.283

Директивность

-0.086

Враждебность

-0.317

Автономность

0.229

Непосредственность

-0.139

Близость

0.326

Критика

-0.066

Между представлением подростками о родительском отношении и их склонностью к пищевой аддикции существует: положительная связь между склонностью к пищевой аддикции и позитивным интересом, что показывает на отсутствие склонности к пищевой аддикции при позитивном интересе родителей к подростку; отрицательная связь между склонностью к пищевой аддикции у подростка и директивностью, что показывает на развитие склонности к пищевой аддикции у подростков в связи с проявлением директивности; отрицательная связь между склонностью к пищевой аддикции у подростков и враждебностью, что показывает на развитие склонности к пищевой аддикции у подростков на основании враждебности со стороны родителей; положительная связь между склонностью к пищевой адддикции у подростков и автономностью, что показывает на отсутствие аддикции при автономном отношении родителя и подростка; отрицательная связь между склонностью к пищевой аддикции и непосредственностью, что показывает на негативное влияние на склонность к аддикции, не воспринимая непосредственность подростка родителями; положительная связь между склонностью к пищевой аддикции и близостью, что показывает отсутствие склонности к аддикции у подростка при близости с родителями; отрицательная связь между склонностью к пищевой аддикции у подростка и критикой, что что показывает при критике подростка у него появляется склонность к пищевой аддикции.

По проведенному анализу можно сделать вывод, что подростковая склонность к пищевой аддикции напрямую зависит от представления о родительском отношении.

Литература:

  1. Матусевич М. С. Особенности формирования пищевых нарушений у подростков // Молодой ученый. — 2013. — № 12.
  2. Орлова О. В. Психологические аспекты расстройства пищевого поведения // Акмеология. 2015. № 3 (55).
  3. Musaiqer AO, Al-Mannai M, Al-Lalla O. «Risk of disordered eating attitudes among male adolescents in five Emirates of the United Arab Emirates».
  4. Молодцова, Т. Г. Изучение стилей семейного воспитания родителей старших дошкольников / Т. Г. Молодцова, И. А. Кучерявенко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 5 (191).
Основные термины (генерируются автоматически): правильная пищевая привычка, ученик, родительское отношение, пищевое поведение, подросток, неправильная пищевая привычка, пищевая привычка, родитель, родительское воспитание, склонность.


Похожие статьи

Изучение уровня развития коммуникативных способностей подростков в условиях детского стационара

Данная статья посвящена проблеме развития коммуникативных способностей подростков в условиях детского стационара. Представлены данные эмпирического исследования.

Влияние детско-родительских отношений на мотивацию и интеллектуальную сферу младшего школьника

Данная исследовательская работа направлена на изучение мотивации учебной деятельности, а также на выявление уровня мотивации младшего школьника и влияние детско-родительских отношений на эмоциональную сферу ребенка.

Исследование гендерных различий учебно-познавательной мотивации подростков

В статье приведены результаты эмпирического исследования гендерных особенностей учебной мотивации у подростков. В ходе исследования были выявлены существенные различия внутренней направленности учебной мотивации у мальчиков и девочек.

Психологические факторы формирования химической зависимости у молодежи

В статье приводятся результаты эмпирического исследования психологических факторов формирования химической зависимости у молодежи, проходящей лечение в психореабилитационном центре. Выявлены особенности потребностно-мотивационной сферы и эмоционально...

Мотивация как личностно-регулятивный механизм познавательных способностей

Данная исследовательская работа направлена на изучение мотивации учебной деятельности, а также на выявление уровня мотивации младшего школьника и влияние детско-родительских отношений на эмоциональную сферу ребенка.

Психологические подходы воспитания межэтнической толерантности у детей старшего дошкольного возраста

В статье определен перечень психологических условий, соблюдение которых существенно влияет на уровень межэтнической толерантности детей старшего дошкольного возраста. Доказана их эффективность на основе данных экспериментального исследования.

Изучение мотивации учебной деятельности младших подростков в условиях общеобразовательной школы

В статье исследуется проблема особенностей мотивации учебной деятельности младших подростков в условиях общеобразовательной школы. Экспериментальным путем были выявлены различные группы учащихся, с которыми необходима специальная работа педагога-псих...

Влияние гендерных особенностей на проявление агрессивного поведения подростков

В статье проанализирована проблема влияния гендерных особенностей на проявление агрессивного поведения в подростковом возрасте. Представлены результаты исследования направленные на выявление влияния гендерных особенностей на проявления агрессивного п...

Особенности взаимоотношений подростков со сверстниками в условиях сельской школы

В статье исследуется проблема особенности взаимоотношений подростков со сверстниками в условиях сельской школы. Экспериментальным путем доказывается, что низкий уровень взаимоотношения подростков со сверстниками влечет за собой низкий показатель эмоц...

Изучение взаимосвязи уровня интеллектуального развития со склонностью к наркотической зависимости у подростков

В статье изучена взаимосвязь уровня интеллектуального развития со склонностью к наркотической зависимости у подростков. Проведена обработка и анализ данных исследования.

Похожие статьи

Изучение уровня развития коммуникативных способностей подростков в условиях детского стационара

Данная статья посвящена проблеме развития коммуникативных способностей подростков в условиях детского стационара. Представлены данные эмпирического исследования.

Влияние детско-родительских отношений на мотивацию и интеллектуальную сферу младшего школьника

Данная исследовательская работа направлена на изучение мотивации учебной деятельности, а также на выявление уровня мотивации младшего школьника и влияние детско-родительских отношений на эмоциональную сферу ребенка.

Исследование гендерных различий учебно-познавательной мотивации подростков

В статье приведены результаты эмпирического исследования гендерных особенностей учебной мотивации у подростков. В ходе исследования были выявлены существенные различия внутренней направленности учебной мотивации у мальчиков и девочек.

Психологические факторы формирования химической зависимости у молодежи

В статье приводятся результаты эмпирического исследования психологических факторов формирования химической зависимости у молодежи, проходящей лечение в психореабилитационном центре. Выявлены особенности потребностно-мотивационной сферы и эмоционально...

Мотивация как личностно-регулятивный механизм познавательных способностей

Данная исследовательская работа направлена на изучение мотивации учебной деятельности, а также на выявление уровня мотивации младшего школьника и влияние детско-родительских отношений на эмоциональную сферу ребенка.

Психологические подходы воспитания межэтнической толерантности у детей старшего дошкольного возраста

В статье определен перечень психологических условий, соблюдение которых существенно влияет на уровень межэтнической толерантности детей старшего дошкольного возраста. Доказана их эффективность на основе данных экспериментального исследования.

Изучение мотивации учебной деятельности младших подростков в условиях общеобразовательной школы

В статье исследуется проблема особенностей мотивации учебной деятельности младших подростков в условиях общеобразовательной школы. Экспериментальным путем были выявлены различные группы учащихся, с которыми необходима специальная работа педагога-псих...

Влияние гендерных особенностей на проявление агрессивного поведения подростков

В статье проанализирована проблема влияния гендерных особенностей на проявление агрессивного поведения в подростковом возрасте. Представлены результаты исследования направленные на выявление влияния гендерных особенностей на проявления агрессивного п...

Особенности взаимоотношений подростков со сверстниками в условиях сельской школы

В статье исследуется проблема особенности взаимоотношений подростков со сверстниками в условиях сельской школы. Экспериментальным путем доказывается, что низкий уровень взаимоотношения подростков со сверстниками влечет за собой низкий показатель эмоц...

Изучение взаимосвязи уровня интеллектуального развития со склонностью к наркотической зависимости у подростков

В статье изучена взаимосвязь уровня интеллектуального развития со склонностью к наркотической зависимости у подростков. Проведена обработка и анализ данных исследования.

Задать вопрос