Понятие одаренности: экскурс в историю | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (389) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 20.11.2021

Статья просмотрена: 124 раза

Библиографическое описание:

Аршанская, О. П. Понятие одаренности: экскурс в историю / О. П. Аршанская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 47 (389). — С. 361-362. — URL: https://moluch.ru/archive/389/85699/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье рассмотрен термин «одаренность» в рамках изменения трактовки понятии и значения термина. Обозначены понятие и особенности одаренных детей.

Ключевые слова: талант, одаренность, одаренные дети, педагогическое сопровождение.

Талантами рождаются не часто, а гениев за все время существования человечества насчитывается не более четырехсот.

Важнейшей проблемой современного общества является сохранение и развитие детской одаренности, разговоры о которой становятся очень активными в последнее время.

Актуальным является и значение термина одаренность, приведем несколько наиболее распространенных:

«Одаренность — это системное развивающее в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, необычных результатов в одном или нескольких видов деятельности».

«Одаренность — это качественное своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность успешности конкретной личности».

Большую роль в трактовке теоретических основ детской одаренности сыграли направления русской психологии конца 19-начала 20 века, в частности труды Николая Александровича Бернштейна, Николая Ивановича Рыбникова и других.

Мощный импульс развитию проблемы дала экспериментальная педагогика, ставившая цель всестороннего исследования ребенка с использованием эмпирических методов, первое исследование в этом области было проведено в 1879 году Иваном Алексеевичем Сикорским.

В ХХ веке из русских разработок наибольшую известность получают результаты клинико-психологических исследований

Кроме отечественных направлений широко представлены работы западноевропейских исследователей. С советского периода интерес к этой теме несколько снижается, а порой и пропадает вовсе, объяснялось это тем, что к психологии и педагогике чего-то внутреннего стали относиться с осторожностью.

Из лексикона уходят словосочетания «одаренность», «одаренные дети», «детская одаренность».

Активное изучение возвращается лишь к 80-м годам ХХ века.

Вновь возникают новые подходы: — «одаренность, как синхрония» — анализ темпа развития одаренного ребенка по сравнению с детьми того же возраста;

– статистический — анализирует процент развития одаренности.

Далее хотелось бы остановиться на категории одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими иногда выдающимися достижениями или имеет внутренние предпосылки для этого.

Характерными особенностями одаренных учащихся являются:

– они очень любопытны, активно исследуют окружающий мир;

– они способны прослеживать причинно-следственные связи исследуемого объекта, явления, процесса;

– они способны длительное время концентрировать свое внимание на одном занятии.

В образовательном процессе развитие одаренности учащихся следует рассматривать, как внутренний деятельностный потенциал, как способность быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни. Развитие здесь должно решать несколько задач:

  1. разработка и реализация системы мероприятий по внедрению научно-исследовательской деятельности;
  2. осуществление информационной поддержки.
  3. осуществление педагогического сопровождения в образовательном процессе.

На последнем остановимся немного подробнее. Сегодня под педагогическим сопровождением понимают комплекс действий педагога, как субъектов социального воспитания, обеспечивающих включенность учащихся в значимые события, способствующие становлению их субъектной жизненной позиции и самореализации.

В ходе педагогического сопровождения происходит переход от стихийности к сознательной ориентации личности на формирование качеств конкурентной личности в образовательном пространстве и обществе.

Для того, что педагогическое сопровождение стало успешным необходимо создать следующие условия:

  1. Событийность образовательного процесса — реализация педагогического сопровождения возможна через создание ситуаций, которые могут стать поворотными этапами жизненного пути индивида;
  2. Эмпатийное взаимодействие — доверие ребенка к педагогу и одновременным сочетанием восприятия ребенка как личности;
  3. Конвенциальность — участие педагога в процессе сопровождения через соглашение с учащимся.
  4. Оптимистическая составляющая — необходимо верить в успех саморазвития как педагогу, так и ребенку.
  5. Формирование мотивационной перспективы и социальное закаливание, через включение в ситуации, которые требуют волевого усилия.

Таким образом, важным условием успешности педагогического сопровождения следует рассматривать направленность его на осознание детьми ценности саморазвития, творческой деятельности и активной жизненной позиции.

Также педагогическое сопровождение должно соответствовать следующим принципам:

– содержание образовательных программ для одаренных и талантливых детей должно предусматривать углубленное изучение наиболее важных проблем;

– необходимо учитывать развитие продуктивного мышления, а также навыков его практического применения;

– необходимо поощрять инициативу и самостоятельность детей.

Далее остановимся на некоторых формах педагогического сопровождения. Деятельность по сопровождению должна иметь комплексный характер и включать в себя следующие элементы:

– методическое сопровождение выстраивается с учетом всех особенностей одаренных детей. Условия изложения материала должны включать: доступность, системность, проблемность.

– медико-социальное сопровождение, здесь наиболее эффективным признаются индивидуальный образовательный маршрут или психологическая карта, ведение которых позволяет видеть сильные и слабые стороны ребенка, а также составить индивидуальную карту самоконтроля, что позволит:

– ученику самому выявить свои ошибки, пробелы в знаниях;

– учителю детально видеть успехи и неудачи учеников;

– родителям иметь полное представление об уровне подготовленности их ребенка.

– психолого-педагогическая диагностика, которая помогает выявить способных и одаренных детей. Наиболее распространенными приемами являются: наблюдение, тестирование.

Завершая, хотелось бы сказать, что одаренный человек (ребенок, ученик) должен быть примером духовности, человечности, истинного патриотизма. Многим кажется, что одаренность — это награда, на самом деле одаренность — это великое испытание, посланное человеку.

Литература:

  1. Бельская Н. А. Современные подходы к пониманию феномена одаренности и пути решения проблем одаренности//Одаренный ребенок, 2015г., № 2 с.130–140;
  2. Ефременко И. И. Генетика одаренности//Одаренный ребенок, 2009г., № 4 с.15–30;
  3. Иванова И. В. Педагогическое сопровождение// Воспитание школьников, 2018 г., № 2 с. 41–53;
  4. Клочко В. Е. Одаренность и ее понимание в системной антропологической психологии//Одаренный ребенок, 2012г. № 6с.5–22;
  5. Одаренные дети/В. М. Слуцкий. М.1991 год;
  6. Шолохова А. А. Система деятельности учителя по сопровождению детской одаренности// Одаренный ребенок, 2012г., № 3 с.72–80.
Основные термины (генерируются автоматически): педагогическое сопровождение, ребенок, образовательный процесс, значение термина, одаренность, одаренный ребенок.


Похожие статьи

Работа с одаренными детьми на уроках гуманитарных дисциплин (из опыта работы)

В статье рассмотрены на примере собственного педагогического опыта основные приемы работы с одаренными детьми при изучении гуманитарных дисциплин Обозначены понятие и особенности одаренных детей.

Детская одаренность и особенности одаренного ребенка

В статье раскрывается специфика одаренности в детском возрасте, указаны признаки одаренности, представлены взгляды отечественных психологов на определение одаренности, роль семьи в жизни одаренного ребенка.

Внимание: одарённые дети

В статье рассматриваются различные определения одарённости и методы выявления одарённых детей.

Дополнительное образование как условие развития коммуникативных компетенций подростков

В статье Дополнительное образование как условие развития коммуникативных компетенций подростков говорится о роли коммуникативной компетенции в жизни человека. Дана краткая характеристика двух психологических подсистем общения подростков. Раскрываются...

Особенности социальной адаптации одаренных подростков

Работа посвящена проблеме социальной адаптации и ее своеобразию в подростковом возрасте, а именно изучению особенностей социальной адаптации одарённых подростков.

Проектная деятельность в работе с одаренными детьми

В статье рассматривается понятие «одаренности». Представлена проектная деятельность как метод работы с одаренными детьми. Рассмотрены основные этапы работы над проектом, а также представлены особенности проведения исследования в разных возрастных гру...

К вопросу о формировании экологической культуры младших школьников

В статье рассматриваются философские и психолого-педагогические проблемы формирования экологической культуры младших школьников.

Одаренность: современные тенденции определения понятия

В статье приводится обзор концепций и взглядов на проблемы одаренности, обобщаются ретроспективные и современные подходы в ее изучении и развитии.

Индивидуальные и возрастные особенности детей среднего школьного возраста

В статье авторы пытаются определить взаимосвязь индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся и их учебных успехов.

Сущность понятия «познавательная активность»

В статье автор исследует феномен познавательной активности

Похожие статьи

Работа с одаренными детьми на уроках гуманитарных дисциплин (из опыта работы)

В статье рассмотрены на примере собственного педагогического опыта основные приемы работы с одаренными детьми при изучении гуманитарных дисциплин Обозначены понятие и особенности одаренных детей.

Детская одаренность и особенности одаренного ребенка

В статье раскрывается специфика одаренности в детском возрасте, указаны признаки одаренности, представлены взгляды отечественных психологов на определение одаренности, роль семьи в жизни одаренного ребенка.

Внимание: одарённые дети

В статье рассматриваются различные определения одарённости и методы выявления одарённых детей.

Дополнительное образование как условие развития коммуникативных компетенций подростков

В статье Дополнительное образование как условие развития коммуникативных компетенций подростков говорится о роли коммуникативной компетенции в жизни человека. Дана краткая характеристика двух психологических подсистем общения подростков. Раскрываются...

Особенности социальной адаптации одаренных подростков

Работа посвящена проблеме социальной адаптации и ее своеобразию в подростковом возрасте, а именно изучению особенностей социальной адаптации одарённых подростков.

Проектная деятельность в работе с одаренными детьми

В статье рассматривается понятие «одаренности». Представлена проектная деятельность как метод работы с одаренными детьми. Рассмотрены основные этапы работы над проектом, а также представлены особенности проведения исследования в разных возрастных гру...

К вопросу о формировании экологической культуры младших школьников

В статье рассматриваются философские и психолого-педагогические проблемы формирования экологической культуры младших школьников.

Одаренность: современные тенденции определения понятия

В статье приводится обзор концепций и взглядов на проблемы одаренности, обобщаются ретроспективные и современные подходы в ее изучении и развитии.

Индивидуальные и возрастные особенности детей среднего школьного возраста

В статье авторы пытаются определить взаимосвязь индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся и их учебных успехов.

Сущность понятия «познавательная активность»

В статье автор исследует феномен познавательной активности

Задать вопрос