Работа с одаренными детьми на уроках гуманитарных дисциплин (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (389) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 20.11.2021

Статья просмотрена: 182 раза

Библиографическое описание:

Аршанская, О. П. Работа с одаренными детьми на уроках гуманитарных дисциплин (из опыта работы) / О. П. Аршанская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 47 (389). — С. 362-364. — URL: https://moluch.ru/archive/389/85700/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье рассмотрены на примере собственного педагогического опыта основные приемы работы с одаренными детьми при изучении гуманитарных дисциплин Обозначены понятие и особенности одаренных детей.

Ключевые слова: гуманитарные дисциплины, талант, одаренность, одаренные дети, педагогическое сопровождение.

Каждый ребенок рождается на свет с удивительной способностью, которая проявляется в бескорыстном стремлении к познанию окружающего мира, но часто эта способность не находит необходимой поддержки, вследствие чего ребенок перестает развиваться, двигаться вперед, а творческие способности остаются незамеченными.

В ХХ столетии развитие исследований по одаренности показало ошибочность представлений о том, что талант или одаренность раскроются сами, так как и одаренные дети могут столкнуться, с проблемами частыми из которых можно назвать:

– неприязнь к школе и процессу обучения (это происходит от того, что учебная программа одаренному ребенку скучна, и неинтересна);

– игровые интересы — одаренным детям нравятся сложные игры, вследствие чего он оказывается в изоляции уходит в себя;

– погружение в философские проблемы (для одаренных детей характерно задумываться такими вопросами, как жизнь и смерть, есть ли жизнь после смерти и тому подобное);

Исходя из этого, часто необходимо искать новые модели и приемы при построении своей деятельности.

Обращусь немного к теории, затем к анализу своего собственного педагогического опыта.

Теория предлагает разнообразные модели, остановимся на некоторых: «Модель свободный класс» — здесь в центре находится ребенок, она предполагает эффективное использование учебного времени и учебной программы. Она ориентирует преподавательский состав на максимальное внимательное отношение к каждому отдельному ученику. Каждый ребенок получает возможность заниматься самостоятельными поисками и добиваться прогресса в определенном выбранном направлении. Учитель в свою очередь строит процесс обучения так, чтобы поощрять в ребенке инициативу, независимость, изобретательность и творческий подход, те качества, которые присущи одаренным детям.

Немаловажным обстоятельством становится и то, что учащимся дается время для взаимного обмена и обогащениями знаниями. Обучение ведется на основе элементов из многих отдельных программ с привлечением обширного вспомогательного материала.

«Модель Ризулли» — Педагоги, работающие с одаренными детьми, основное внимание уделяют процессу, структура которого сводится к тому, что происходит знакомство учащихся с различными областями и предметами. Роль учителя состоит в том, чтобы помочь каждому сделать свой выбор. Активно применяется методика группового обучения с использованием приема «Мозговой штурм». Большое значение здесь также должна играть профессиональная подготовка учителя, сводящая к следующему:

– умения строить процесс и дисциплину;

– модифицировать учебные программы;

– стимулировать когнитивные способности;

– умения работать по специальному плану;

В своей деятельности мне часто приходится сталкиваться с таким явлением, как «боязнь студента раскрыть себя или показать свою одаренность или талант». Причины этого вижу в том, что многие абитуриенты, приходя из школы, считали, что они неуспевающие или даже в чем-то «ненужные» или так называемые «дети коридорного обучения». А ведь порой в систему среднего профессионального образования приходят дети более талантливые и открытые для успешной деятельности, так как они вынуждены работать на два результата: освоение образования и получение профессии или специальности.

Хочу отметить, что мои предметы (гуманитарные) позволяют вовлечь студента в мир творчества и раскрытия одаренности. Моя деятельность, как у многих начинается с первого этапа — мониторинг или диагностика выявления одаренного ребенка. Оговорюсь, кого считать одаренным (победителя международного тура олимпиад или лучшего по итогам государственной аттестации за 9 класс?). Мониторинг провожу самым доступным способом, заостряю внимание студента на каком-либо важном явлении и прошу выразить свои мысли двумя тремя предложениями, при этом прошу не использовать фактологию и событийность. К примеру, тема: «Начало ВОВ — 22 июня 1941 год». Многие студенты писали: «страшно, жутко», более способные начинали фразу так: «Чтобы я испытывал 22 июня 1941 года в первые минуты начала войны».

В более сильных группах (где студенты проходят собеседование при поступлении к нам) я даю тесты с вопросами разного уровня. Студент начинает мыслить, следовательно, развивать те скрытые возможности и таланты, которые у него есть.

На втором этапе начинается процесс вовлечения студента в мир одаренности, здесь на первое место выходить должен профессионализм педагога. Согласимся, многие педагоги сегодня сами бояться переводить себя в статус координатора учебного процесса, занятия или урока. Здесь нередко использую механизм, который для себя определила как «передача линии урока в руки творческого студента» на этапе подготовки к восприятию нового материала или повторения (обычно достаточно 5–7 минут). Студенту предлагается приготовить задание самому или даю ему шаблон заданий. Вы не заметите, как он вовлечется в ход урока и сам поведет за собой остальных (оговорюсь, группа, конечно, должна быть готова к этому). К примеру, тема по обществознанию «Формы правления», студент проводит опрос с помощью мини-опросника:

– назовите должность человека, который руководит страной (на примере Англии, России, ОАЭ и другие);

– как осуществляется наследственная передача власти, если претендентов на престол несколько;

Третий этап — это не упустить такого студента, иначе с течением времени можно столкнуться с таким явлением, как «выгорание» в деятельности, учебе и тому подобное. Здесь очень хорошо мне помогают конкурсы разного уровня, так поделюсь одним участием, которое изменило веру в себя одного моего студента. Конкурс «Урок Письма», в котором принимал участие студент 3 курса Попович Степан в номинации «Космос». Главной темой письма стал сюжет в десяти предложениях, главная линия которого сводилась к тому, «что неожиданно произошла встреча первого космонавта и студента в лесу, где, сидя возле костра, он беседовал с Гагариным». Студенту казалось, что разговор длился вечно, но прошло всего 15 минут. Итогом стал вопрос: «Скажите Юрий Алексеевич Гагарин, что значит быть первым» Знак препинания поставлен не был. Студент с равнодушием отправил письмо, не веря изначально, что его заметят, так как считал, что подобных писем с вопросом как у него будет много. Через месяц пришел результат (студент не ждал ничего), работа отмечена в крае и отправлена на Всероссийский этап конкурса «Урок Письма». Итог стал открытием для студента и для меня тоже. Многие члены жюри отметили маленькую «изюминку» работы «Отсутствие знака препинания».

Часто в своей деятельности использую проведение занятий по типу мастерской, по следующему плану:

– создание индукции или проблемной ситуации (последняя должна быть созвучна с чувствами и интересами обучающихся);

– социализация или выступление студента внутри группы;

– рефлексия — обучающиеся выражают чувства, отношения к проблеме. Анализируют степень усвоения материала на уроке.

Нельзя забывать и про мини-проекты (например, бизнес-планы).

Объем статьи не позволяет говорить в полной мере о проводимой работе и о тем приемах, которые используются — это некоторые аспекты.

Конечно, вдохновителем таланта и одаренности студентов должны быть мы сами, от наших побед зависят их победы, где-то наши ошибки станут и их ошибками, а, следовательно, примерами для исправления и улучшения. Главное — наши стремления станут их начинаниями и стремлениями к лучшим результатам.

Ведь порой достаточно одному загореться, как все наполнится атмосферой успеха, на педагога возлагается лишь функция ускорителя процесса.

Литература:

  1. Азаров Ю., Ускоренное выявление и развитие детских дарований// Воспитание школьников, 2009г., № 1, с.25–31
  2. Амосова И. В. Работа с одаренными детьми: готовимся к олимпиадам//Преподавание истории в школе. 2007г., № 9
  3. Бельская Н. А. Современные подходы к пониманию феномена одаренности и пути решения проблем одаренности//Одаренный ребенок, 2015г., № 2 с.130–140;
  4. Ефременко И. И. Генетика одаренности//Одаренный ребенок, 2009г., № 4 с.15–30;
  5. Иванова И. В. Педагогическое сопровождение// Воспитание школьников, 2018 г., № 2 с. 41–53;
  6. Клочко В. Е. Одаренность и ее понимание в системной антропологической психологии//Одаренный ребенок, 2012г. № 6с.5–22;
  7. Одаренные дети/В. М. Слуцкий. М.1991 год;
  8. Шолохова А. А. Система деятельности учителя по сопровождению детской одаренности// Одаренный ребенок, 2012г., № 3 с.72–80.
  9. Шумакова Н. Б., Обучение и развитие одаренных детей. М.2004г.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, студент, одаренный ребенок, процесс обучения, собственный педагогический опыт, том, учебная программа.


Похожие статьи

Особенности воспитания одаренных детей младшего школьного возраста

Статья посвящена изучению особенностей воспитания одаренных детей младшего школьного возраста, представлены и проанализированы группы данной категории детей. Рассмотрены качества педагогов и способы работы им с данными детьми.

Художественное воспитание детей дошкольного возраста

В статье рассматривается содержание, компоненты художественного воспитания детей дошкольного возраста, особенности методики; подчеркивается значимость этого процесса для формирования личности ребенка.

Проектная деятельность в работе с одаренными детьми

В статье рассматривается понятие «одаренности». Представлена проектная деятельность как метод работы с одаренными детьми. Рассмотрены основные этапы работы над проектом, а также представлены особенности проведения исследования в разных возрастных гру...

Работа с одарёнными детьми как фактор повышения эффективности и качества образования в условиях ФГОС

В статье автор показывает, как на уроках английского языка организовывать работу с одарёнными детьми.

Специфика обучения и воспитания одаренных детей

В статье затрагивается проблема обучения одаренных детей в обычном детском коллективе. Выдвигается ряд положений о том, что эффективное обучение одаренных детей возможно посредством ускорения процесса обучения, разработок специализированных программ ...

Проектно-исследовательская деятельность в работе с одаренными детьми

В представленной статье рассматриваются психолого-педагогические условия выявления и раскрытия умственной одаренности школьников, технологии, формы, методы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.

Проектная деятельность как форма индивидуализации обучения одаренных детей в условиях начальной школы

В статье рассматриваются эффективность и особенности использования проектного метода в обучении одаренных детей младшего школьного возраста в условиях общеобразовательного учреждения.

Работа с одаренными детьми в условиях организации урочной и внеурочной деятельности по предмету «технология»

В статье описаны методы работы с одаренными детьми по предмету «технология».

Развитие одаренности у детей дошкольного возраста

В статье рассматривается проблема развития одаренности детей дошкольного возраста в системе образовательно-воспитательной деятельности. Автором изложены необходимые формы, методы и приемы обучения детей, направленные на развитие одаренности.

Теоретические основы дистанционного обучения взрослых иностранным языкам

В статье рассматриваются теоретические основы и вопросы понятийного аппарата дистанционного обучения взрослых иностранному языку, который является актуальной задачей современного образовательного процесса, приводятся статистические данные, свидетельс...

Похожие статьи

Особенности воспитания одаренных детей младшего школьного возраста

Статья посвящена изучению особенностей воспитания одаренных детей младшего школьного возраста, представлены и проанализированы группы данной категории детей. Рассмотрены качества педагогов и способы работы им с данными детьми.

Художественное воспитание детей дошкольного возраста

В статье рассматривается содержание, компоненты художественного воспитания детей дошкольного возраста, особенности методики; подчеркивается значимость этого процесса для формирования личности ребенка.

Проектная деятельность в работе с одаренными детьми

В статье рассматривается понятие «одаренности». Представлена проектная деятельность как метод работы с одаренными детьми. Рассмотрены основные этапы работы над проектом, а также представлены особенности проведения исследования в разных возрастных гру...

Работа с одарёнными детьми как фактор повышения эффективности и качества образования в условиях ФГОС

В статье автор показывает, как на уроках английского языка организовывать работу с одарёнными детьми.

Специфика обучения и воспитания одаренных детей

В статье затрагивается проблема обучения одаренных детей в обычном детском коллективе. Выдвигается ряд положений о том, что эффективное обучение одаренных детей возможно посредством ускорения процесса обучения, разработок специализированных программ ...

Проектно-исследовательская деятельность в работе с одаренными детьми

В представленной статье рассматриваются психолого-педагогические условия выявления и раскрытия умственной одаренности школьников, технологии, формы, методы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.

Проектная деятельность как форма индивидуализации обучения одаренных детей в условиях начальной школы

В статье рассматриваются эффективность и особенности использования проектного метода в обучении одаренных детей младшего школьного возраста в условиях общеобразовательного учреждения.

Работа с одаренными детьми в условиях организации урочной и внеурочной деятельности по предмету «технология»

В статье описаны методы работы с одаренными детьми по предмету «технология».

Развитие одаренности у детей дошкольного возраста

В статье рассматривается проблема развития одаренности детей дошкольного возраста в системе образовательно-воспитательной деятельности. Автором изложены необходимые формы, методы и приемы обучения детей, направленные на развитие одаренности.

Теоретические основы дистанционного обучения взрослых иностранным языкам

В статье рассматриваются теоретические основы и вопросы понятийного аппарата дистанционного обучения взрослых иностранному языку, который является актуальной задачей современного образовательного процесса, приводятся статистические данные, свидетельс...

Задать вопрос