В статье рассмотрены на примере собственного педагогического опыта основные приемы работы с одаренными детьми при изучении гуманитарных дисциплин Обозначены понятие и особенности одаренных детей.
Ключевые слова: гуманитарные дисциплины, талант, одаренность, одаренные дети, педагогическое сопровождение.
Каждый ребенок рождается на свет с удивительной способностью, которая проявляется в бескорыстном стремлении к познанию окружающего мира, но часто эта способность не находит необходимой поддержки, вследствие чего ребенок перестает развиваться, двигаться вперед, а творческие способности остаются незамеченными.
В ХХ столетии развитие исследований по одаренности показало ошибочность представлений о том, что талант или одаренность раскроются сами, так как и одаренные дети могут столкнуться, с проблемами частыми из которых можно назвать:
– неприязнь к школе и процессу обучения (это происходит от того, что учебная программа одаренному ребенку скучна, и неинтересна);
– игровые интересы — одаренным детям нравятся сложные игры, вследствие чего он оказывается в изоляции уходит в себя;
– погружение в философские проблемы (для одаренных детей характерно задумываться такими вопросами, как жизнь и смерть, есть ли жизнь после смерти и тому подобное);
Исходя из этого, часто необходимо искать новые модели и приемы при построении своей деятельности.
Обращусь немного к теории, затем к анализу своего собственного педагогического опыта.
Теория предлагает разнообразные модели, остановимся на некоторых: «Модель свободный класс» — здесь в центре находится ребенок, она предполагает эффективное использование учебного времени и учебной программы. Она ориентирует преподавательский состав на максимальное внимательное отношение к каждому отдельному ученику. Каждый ребенок получает возможность заниматься самостоятельными поисками и добиваться прогресса в определенном выбранном направлении. Учитель в свою очередь строит процесс обучения так, чтобы поощрять в ребенке инициативу, независимость, изобретательность и творческий подход, те качества, которые присущи одаренным детям.
Немаловажным обстоятельством становится и то, что учащимся дается время для взаимного обмена и обогащениями знаниями. Обучение ведется на основе элементов из многих отдельных программ с привлечением обширного вспомогательного материала.
«Модель Ризулли» — Педагоги, работающие с одаренными детьми, основное внимание уделяют процессу, структура которого сводится к тому, что происходит знакомство учащихся с различными областями и предметами. Роль учителя состоит в том, чтобы помочь каждому сделать свой выбор. Активно применяется методика группового обучения с использованием приема «Мозговой штурм». Большое значение здесь также должна играть профессиональная подготовка учителя, сводящая к следующему:
– умения строить процесс и дисциплину;
– модифицировать учебные программы;
– стимулировать когнитивные способности;
– умения работать по специальному плану;
В своей деятельности мне часто приходится сталкиваться с таким явлением, как «боязнь студента раскрыть себя или показать свою одаренность или талант». Причины этого вижу в том, что многие абитуриенты, приходя из школы, считали, что они неуспевающие или даже в чем-то «ненужные» или так называемые «дети коридорного обучения». А ведь порой в систему среднего профессионального образования приходят дети более талантливые и открытые для успешной деятельности, так как они вынуждены работать на два результата: освоение образования и получение профессии или специальности.
Хочу отметить, что мои предметы (гуманитарные) позволяют вовлечь студента в мир творчества и раскрытия одаренности. Моя деятельность, как у многих начинается с первого этапа — мониторинг или диагностика выявления одаренного ребенка. Оговорюсь, кого считать одаренным (победителя международного тура олимпиад или лучшего по итогам государственной аттестации за 9 класс?). Мониторинг провожу самым доступным способом, заостряю внимание студента на каком-либо важном явлении и прошу выразить свои мысли двумя тремя предложениями, при этом прошу не использовать фактологию и событийность. К примеру, тема: «Начало ВОВ — 22 июня 1941 год». Многие студенты писали: «страшно, жутко», более способные начинали фразу так: «Чтобы я испытывал 22 июня 1941 года в первые минуты начала войны».
В более сильных группах (где студенты проходят собеседование при поступлении к нам) я даю тесты с вопросами разного уровня. Студент начинает мыслить, следовательно, развивать те скрытые возможности и таланты, которые у него есть.
На втором этапе начинается процесс вовлечения студента в мир одаренности, здесь на первое место выходить должен профессионализм педагога. Согласимся, многие педагоги сегодня сами бояться переводить себя в статус координатора учебного процесса, занятия или урока. Здесь нередко использую механизм, который для себя определила как «передача линии урока в руки творческого студента» на этапе подготовки к восприятию нового материала или повторения (обычно достаточно 5–7 минут). Студенту предлагается приготовить задание самому или даю ему шаблон заданий. Вы не заметите, как он вовлечется в ход урока и сам поведет за собой остальных (оговорюсь, группа, конечно, должна быть готова к этому). К примеру, тема по обществознанию «Формы правления», студент проводит опрос с помощью мини-опросника:
– назовите должность человека, который руководит страной (на примере Англии, России, ОАЭ и другие);
– как осуществляется наследственная передача власти, если претендентов на престол несколько;
Третий этап — это не упустить такого студента, иначе с течением времени можно столкнуться с таким явлением, как «выгорание» в деятельности, учебе и тому подобное. Здесь очень хорошо мне помогают конкурсы разного уровня, так поделюсь одним участием, которое изменило веру в себя одного моего студента. Конкурс «Урок Письма», в котором принимал участие студент 3 курса Попович Степан в номинации «Космос». Главной темой письма стал сюжет в десяти предложениях, главная линия которого сводилась к тому, «что неожиданно произошла встреча первого космонавта и студента в лесу, где, сидя возле костра, он беседовал с Гагариным». Студенту казалось, что разговор длился вечно, но прошло всего 15 минут. Итогом стал вопрос: «Скажите Юрий Алексеевич Гагарин, что значит быть первым» Знак препинания поставлен не был. Студент с равнодушием отправил письмо, не веря изначально, что его заметят, так как считал, что подобных писем с вопросом как у него будет много. Через месяц пришел результат (студент не ждал ничего), работа отмечена в крае и отправлена на Всероссийский этап конкурса «Урок Письма». Итог стал открытием для студента и для меня тоже. Многие члены жюри отметили маленькую «изюминку» работы «Отсутствие знака препинания».
Часто в своей деятельности использую проведение занятий по типу мастерской, по следующему плану:
– создание индукции или проблемной ситуации (последняя должна быть созвучна с чувствами и интересами обучающихся);
– социализация или выступление студента внутри группы;
– рефлексия — обучающиеся выражают чувства, отношения к проблеме. Анализируют степень усвоения материала на уроке.
Нельзя забывать и про мини-проекты (например, бизнес-планы).
Объем статьи не позволяет говорить в полной мере о проводимой работе и о тем приемах, которые используются — это некоторые аспекты.
Конечно, вдохновителем таланта и одаренности студентов должны быть мы сами, от наших побед зависят их победы, где-то наши ошибки станут и их ошибками, а, следовательно, примерами для исправления и улучшения. Главное — наши стремления станут их начинаниями и стремлениями к лучшим результатам.
Ведь порой достаточно одному загореться, как все наполнится атмосферой успеха, на педагога возлагается лишь функция ускорителя процесса.
Литература:
- Азаров Ю., Ускоренное выявление и развитие детских дарований// Воспитание школьников, 2009г., № 1, с.25–31
- Амосова И. В. Работа с одаренными детьми: готовимся к олимпиадам//Преподавание истории в школе. 2007г., № 9
- Бельская Н. А. Современные подходы к пониманию феномена одаренности и пути решения проблем одаренности//Одаренный ребенок, 2015г., № 2 с.130–140;
- Ефременко И. И. Генетика одаренности//Одаренный ребенок, 2009г., № 4 с.15–30;
- Иванова И. В. Педагогическое сопровождение// Воспитание школьников, 2018 г., № 2 с. 41–53;
- Клочко В. Е. Одаренность и ее понимание в системной антропологической психологии//Одаренный ребенок, 2012г. № 6с.5–22;
- Одаренные дети/В. М. Слуцкий. М.1991 год;
- Шолохова А. А. Система деятельности учителя по сопровождению детской одаренности// Одаренный ребенок, 2012г., № 3 с.72–80.
- Шумакова Н. Б., Обучение и развитие одаренных детей. М.2004г.