В статье представлен краткий обзор теоретической литературы по вопросам сущности термина «ответственность» как морально-этической категории. В статье рассмотрена и проанализирована характеристика подростков группы риска. В работе представлена модель формирования ответственности у условно осужденных подростков.
Модель представляет собой поэтапное планирование работы. Результатом модели выступает программа с эффективными приёмами и формами работы по формированию ответственности. В основе программы легли важные принципы педагогики и коррекционной психологии. Основу программы составляют современные психолого-педагогические формы и методы формирования ответственности.
Ключевые слова: ответственность, подростковый возраст, дети группы риска, модель, психолого-педагогические приемы и формы, технология.
Происходящие изменения в социальной сфере современного общества находят свое прямое отражение на членах общества и личности в частности. Принятые идеалы, мода, круг интересов меняет и видоизменяет облик современного молодого человека. С одной стороны, это приводит к смене ценностей и нравов в обществе, расширению границ дозволенного, большую свободу, с другой — не дают возможность самому принимать решения в силу идеалов и натиска общественного мнения, что приводит к отстранению от процесса самостоятельности в принятии решений, снижение чувства ответственности и заниженной самооценки. Особенно данный процесс наблюдается у той части подрастающего поколения, чье поведение принято называть дезадаптивным. Подростки, способные на правонарушения, зачастую не желают принимать на себя ответственность, думать о последствиях, действуя одним днем и под влиянием компании. Непрерывный процесс развития, обучения и воспитания невозможно успешно осуществлять без тщательного учета возрастных особенностей. Выбранная нами категория детей (подростковый возраст), характеризуется особенностями развития в области когнитивных, эмоциональных и познавательных процессов. Особенности же подросткового возраста, в свою очередь, и определяют специфику, форму и методы работы по формированию ответственности у данной категории детей.
Подростковый возраст — это период, когда формируется осознание ребенком себя в социуме, познание норм поведения и общения. Подростка особенно интересуют социальные проблемы, ценности, закладывается жизненная позиция. Появляется стремление к самореализации своих способностей. Ребенок в состоянии дифференцировать то, что действительно ему интересно, чем бы он хотел заниматься в будущем.
В данный период наблюдаетсяснижение продуктивности и способности к учебной деятельности даже в той области, в которой ребенок ранее проявлял хорошие результаты [1, с. 45].
Происходит открытие мира психического, внимание подростка впервые обращается на социальное окружение. С развитием мышления наступает интенсивное самовосприятие, самонаблюдение, познание мира собственных переживаний. Разделяется мир внутренних переживаний и объективная действительность [1, с. 145].
В подростковом возрасте начинается половое созревание и связанные с этим проблемы: принятие себя и противоположного пола, гендерные различия, влечение и другое.
Этот возраст многие исследователи считают кризисным, поскольку происходят резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития ребенка и его жизни: интеллектуальные возможности, психику, личностные характеристики и так далее. Кризис подросткового возраста также связан с изменением социальной ситуации развития и сменой ведущей деятельности подростка. Именно в это период и наблюдаются проблемы с частотностью проявлений дезадаптивного поведения и юношеского максимализма: ребенок не желает считаться с мнением взрослых. Авторитетным является мнение сверстников. Но подросток еще не обладает достаточным опытом для того, чтобы осознать последствия своего поведения, наметить пути коррекции и принять на себя ответственность в полной мере. В связи с этим возникает опасность выбора неправильной линии поведения, а значит и развития в целом. Существенным фактором может стать недостаточная для подростков информация о том, что, как и почему с ними происходит, и какие могут быть последствия. Информация нужна для обретения необходимого чувства свободы самостоятельного выбора; научиться брать на себя ответственность за то, что с тобой происходит [1, с. 76].
В силу возрастных особенностей наиболее эффективным путём формирования ответственности является направляемая и организуемая куратором, учителем, родителями самостоятельная работа, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации своей жизни и своего поведения, в частности и осознание сущности термина «ответственность».
Под ответственностью мы будем понимать морально-этическую категорию, которая подразумевает под собой целенаправленное управление собственными психологическим и физиологическим состояниями, а также поступками [5].
Проведенное анкетирование условно-осужденных подростков показало, что они не совсем точно понимают значение данного термина.
Подростки выбранной группы не считают себя виновными в том, что они участвовали в неправомерных действиях. Вину за свои правонарушения они перекладывают на сверстников, участников их микро группы.
В связи с этим остро встает необходимость в подборе приемов и форм по формированию ответственность у данной категории подростков.
Для этого нами была разработана модель формирования ответственности у условно осужденных подростов.
Цель: сформировать у подростков с дезадаптивным поведением правильного понимания сути ответственности перед обществом, самими собой и близкими людьми.
Ведущие принципы:
— принцип личностного подхода. Формы, методы и приёмы работы подобраны исходя из личностных предпочтений подростков и их проблем;
— принцип деятельностного подхода. Сформировать правильное видение ответственности легче всего через совместную деятельность. Где каждый будет иметь свою зону ответственности;
— принцип психологической коррекции. Осознание необходимости принятие ответственности на себя невозможен без адекватной самооценки, снижения уровня тревожности. Что как раз и характерно для детей с дезадаптивным поведением [4, с. 25–27].
Модель представляет собой программу, реализуемую в нескольких направлениях (рис.1):
Рис.1. Модель реализации программы по формированию ответственности
В основе модели лежит технология активного обучения, позволяющая подростку самому предлагать решение возникающих проблем и решать их.
Форма реализации: групповая и индивидуальная.
Программа подразумевает несколько занятий разных форм с привлечением семьи воспитанника и социального окружения.
Участники: подростки (условно осужденные).
Сопровождение: куратор подпроекта, сотрудники Центра, соц.партнеры.
Работу с трудными подростками осуществляют сотрудники учреждения: инспектор по делам несовершеннолетних, педагог-психолог и другие.
В программе представлены следующие формы и методы работы:
— профилактические беседы о недопустимости со стороны несовершеннолетних совершения административных правонарушений, повторных преступлений, нарушений общественного порядка и возложенных обязанностях по приговору суда; о вреде алкоголя и наркотиков; о поведении в быту;
— проведение бесед с родственниками несовершеннолетних по исполнению возложенных на них обязанностей, по воспитанию детей, о недопустимости правонарушений и необходимости нахождения дома в ночное время суток.
— проведение практических занятий с педагогом-психологом — тренингов по управлению гневом, агрессии, повышению самооценки, снижению уровня тревожности; тренинги: «как не поддаться негативному влиянию» и другие где воспитанникам будут предложены задание на развитие, становление и коррекция основных качеств личности: адекватной самооценки, снижение тревожности и агрессивности, развитие коммуникативных способностей и прочее;
— мастер-классы: «прояви себя» и другие, где воспитанники совместно с родителями смогут развить вои таланты и наладить взаимодействие;
— кружки по интересам, на которых воспитанники смогут найти новое для себя увлечение и заменить старую компанию на новую и прочее. Необходимо отметить, что большую роль в правовом информировании играют средства массовой информации, которые ориентируют общество на содействие решению воспитательных задач, социальной адаптации несовершеннолетних, позволяют рассматривать актуальные вопросы, проблемы преступлений среди несовершеннолетних, вопросы зависимостей от психоактивных веществ и иные. В силу этого возможно создание клуба корреспондентов, где несовершеннолетние сами будут решать какая информация им полезна и они хотели бы рассказать миру. По итогу можно выпускать еженедельную газету и прочее.
Большая роль в программе отводится внешнему взаимодействию: к реализации модели предполагается привлечь социальных партнеров: инспекторов по ПДД, инспектор по делам несовершеннолетних медицинских работников, членов семьи подростков и прочее.
Реализация программы рассчитана на 1 год и при необходимости может быть продолжена и расширена.
Стоит отметить, что выбор ведущих принципов, форм работы был сделан на основе теоретических изысканий об особенностях дезадаптивного развития личности и анкетирования, в котором подростки указали сферы своих интересов и мировосприятия.
Вычлененные критерии эффективности программы позволили заключить, что после реализации программы будут доступны следующие личностные результаты:
— сформированная добровольность и сознательность;
— сформированная волевая саморегуляция, автономность в принятии решения;
— осознанность степени возможности собственного участия в жизни общества;
— сформированное эмоциональное ощущение своей принадлежности к обществу, принятием его ценностей и идей (в положительном значении);
— достаточный уровень осведомленности в области правовых и законодательных документов.
Формирование ответственности у подростков с дезадаптивным поведением должно строиться не только на коррекционной работе по коррекции сфер личности подростка, но и на расширении его знании в области законодательно-правовых документов. Данная программа представляет собой не просто список лекций и семинаров. А дает возможность научиться справляться со своими слабостями, не подаваться чужому влиянию, учит работать в команде, развивает творческий интерес и повышает правовую грамотность подростков.
Литература:
- Авдулова Т. П. Психология подросткового возраста: Учебное пособие / Т. П. Авдулова. — М.: Academia, 2015. — 288 c.
- Дементий Л. И. Ответственность: типология и личностные основания: монография / Л. И. Дементий. — Омск: Ом. гос. ун-т, 2001. — 192 с.
- Концепции и технологии развивающего обучения: материалы региональной научно-практической конференции 23–25 августа 1999 г. — Воронеж: ВГПУ,1999. — 149 с.
- Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии: учеб. пособие для вузов / И. И. Мамайчук. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 318 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс).
- Соколовская Е. В. Понятие ответственности и необходимость ее воспитания у студентов — будущих социальных работников // Обучение и воспитание: методики и практика. 2015. № 19. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-otvetstvennosti-i-neobhodimost-ee-vospitaniya-u-studentov-buduschih-sotsialnyh-rabotnikov (дата обращения: 06.11.2021).