При анализе динамики правового регулирования реализации защиты прав лиц с административным статусом беженца (вынужденного переселенца) необходимо отметить, что значительное преобразование правовой базы исковой формы защиты прав характеризует необходимость изучения международных актов.
В настоящее же время достаточно вспомнить общепризнанные принципы прав индивида, которые являются обязательными для всех государств, независимо от их участия в договорах по правам индивида. Следовательно, актуальным становится вопрос идентификации административно-правовых аспектов статуса беженца (вынужденного переселенца) в современных условиях.
Ключевые слова: административно-правовой статус, беженцы, переселенцы.
When analyzing the dynamics of legal regulation of the implementation of the protection of the rights of persons with the administrative status of a refugee (internally displaced person), it should be noted that a significant transformation of the legal framework of the claim form of protection of rights characterizes the need to study international acts.
At the present time, it is enough to recall the generally recognized principles of individual rights, which are binding on all States, regardless of their participation in individual rights treaties. Consequently, the issue of identification of administrative and legal aspects of refugee (internally displaced person) status in modern conditions becomes relevant.
Keywords: administrative and legal status, refugees, displaced persons.
Влияние международных факторов на права и свободы становится все более значительным. «В условиях резкого обострения международных отношений попытаемся обозначить значение международного сотрудничества государств» [2], которое включает работу над регулированием системы защиты прав и свобод человека и гражданина. Актуальность темы исследования определяется тем, что интерес мирового сообщества к проблемам безопасности неуклонно растет, что связано с перманентными кризисными явлениями, острота которых напрямую поставила вопрос о дальнейшей судьбе всего человечества, принципиальных основ позиции мирового сообщества к системе прав и свобод человека и гражданина. И как мы можем заметить, базовым для этой системы является определение такой категории, как «гражданин». Однако нельзя не признать, что редко российским законодателем ясно и логично был определен предмет законодательно закрепляемых субъективных прав в области реализации защиты прав лиц с административным статусом беженца (вынужденного переселенца). Так, в августе 2021 года власть в Афганистане захватило радикальное исламистское движение Талибан (в 2003 году Верховный суд РФ признал Талибан террористической организацией). Даже до этого события в мире насчитывалось около 2,6 млн афганских беженцев. При этом на 1 июля 2021 года в России насчитывалось всего 686 граждан Афганистана, которые российские власти считали нуждающимися в убежище (252 из них имели статус беженца, еще у 434 человек было свидетельство о временном убежище) [3]. Согласно положениям ст. 15 Всеобщей декларации прав индивида 1948 г. [1] каждый индивид имеет право на гражданство, при этом никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство.
Однако в российской практике имеет значение вопрос, насколько международные правила восприняты на национальном уровне, так как без их интерпретации в разрезе российского правоприменения они остаются лишь догматическими постулатами. Но при этом есть определенная уникальность сложившейся демографической ситуации в стране — так, по результатам исследований зарубежных этнографов оказывается, что в крупных старинах центральной Африки, таких как Габон, Экваториальная Гвинея, Камбия и др. молодежь составляет примерно 70 % населения, что говорит о ряде важных проблем — во-первых, смертность населения довольно высокая, а потому, люди в возрасте от 35 являются редкими долгожителями. Во-вторых, молодежь, которая смогла заработать достаточно денег стремиться покинуть регион. В-третьих, ранние браки приводят к тому, что средне-статистическая семья возникает с 14 лет, от сюда вытекает еще один казус — для того что бы ребенок не прошел тот же путь взросления, что и его родители, последние отдают своих детей в семьи американцев или европейцев, где тех воспитывают как полноправных членов семьи, но дают возможность поддерживать связь со своими кровными родственниками. Но с другой стороны, продолжается процесс массовых миграций, население бежит из таких регионов как Африка, Ближний Восток, Азия и даже страны СНГ. Причины такого поведения очевидны, но в то же время миграционные процессы не прекращаются и требуют конкретных мер со стороны государства. Миграционные потоки составляют как эмигранты, которые выезжают на постоянное место жительства, так и временные трудовые мигранты, ученые, специалисты, беженцы, студенты, а также лица, находящиеся в поисках убежища, нелегальные иммигранты, внутриперемещенные лица, путешественники и другие лица [4].
Беженцы — это особая категория населения, которая стремиться изменить свою жизнь поменяв место и повысить свой уровень жизни. Происходит это в связи с тем, что начиная со второй половины ХХ века во всех странах происходит глобальное перераспределение, как денежных масс, так и вопросов безопасности.
На протяжении всей своей истории различные части мира находились в состоянии конфронтации, а также в поиске пути собственного развития. Но вторая половина ХХ века и последующие военные кризисы показали, что с получением независимости эти проблемы только усугубились. С другой стороны, XXI век показал, что все страны мира имеют право на развитие, укрепление собственных позиций в мире и другие возможности, которыми обладают страны Запада. Но, постоянные кризисы, военные столкновения и дестабилизация приводят регионы Ближнего востока, Азии и Африки в упадок.
Социально-экономические проблемы человека влияют на изменение окружающей среды на местном, национальном, региональном и глобальном уровнях.
Кроме того, ХХ век привел к тому, что возникла проблема деления всех стран мира на 3 группы:
— развитые страны — государства с высокими показателями ВВП на душу населения, переходящие на постиндустриальную стадию развития, обладающие ключевыми позициями на международной арене. Именно эти страны являются основателями международных организаций, они создают законы, на основе которых существует весь мир;
— развивающиеся страны — государства, экономика которых носит догоняющий характер и опирается на индустриальную систему, само общество так же характеризуется переходным типом. Благодаря историческому процессу развития эти страны так же занимают значительные позиции в международных организациях имея в них вес и возможность влияния на законотворческий процесс;
— «страны третьего мира» — группа стран — бывших колониями, экономика которых опирается на традиционные формы ведения хозяйства или продажу природных ресурсов. Получили право отстаивать свои интересы на международной арене только во второй половине ХХ века, а потому все их действия направленны на закрепление собственных позиций в мире. При этом важно подчеркнуть, что в данной группе стран развитые государства относятся по-особенному, что обусловлено, так называемым «комплексом колонизатора». Последний проявляется в различных формам сотрудничества и помощи в развитии тех стран, которые когда-то находились в зависимости от ведущего государства Европы.
В новейшей истории, с одной стороны, происходит глобализация доллара и усиление его ведущих позиций в качестве международного валютного резерва, а с другой — развивается процесс регионализации с выделением ключевой валюты евро и делаются попытки продвижения в этом направлении стран Юго-Восточной Азии, Африки, СНГ и др.
Основными проблемами можно считать:
— распространение экономического кризиса внутри страны;
— распространение кризиса на международной арене;
— поведение участников экономических отношений;
— корреляцию между доходностью и ликвидностью межбанковского рынка на международной арене;
— рыночные настроения и перспективы.
Реализация закрепленных в международном праве прав и свобод индивида, не может наносить вред правам и свободам других лиц, интересам общества и государства. В этой связи ограничение прав и свобод индивида с помощью внутренних и административно-правовых средств той страны, куда он мигрирует, в целях сохранения и укрепления важных общественных ценностей, явление необходимое и неизбежное.
Положения Всеобщей декларации прав индивида от 10 декабря 1948 года, указывают на необходимость дальнейшего совершенствования административно-правовых норм и стандартов, закрепляющих основные права и свободы индивида и пределы их ограничения, и, как следствие, эволюцию национального законодательства государств, в части реализации основных прав и свобод индивида.
Следует признать, что в настоящее время научная парадигма в области прав индивида, включая переселенца и беженца, зиждется на аксиоме необходимости и неизбежности ограничения прав и свобод индивида, во имя не менее значимых ценностей мирового сообщества и такие ограничения приобретают особое значение в условиях противостояния возрастающей угрозе международного терроризма.
Литература:
- Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Рос. газета. — 1994. — № 67
- Абашидзе А. Х. Правозащитная система ООН: пути дальнейшего развития? Электронный ресурс//Адрес доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32431672Дата выхода — 15.10.2021.
- Беженцы из Афганистана: статистический обзор Комитета «Гражданское содействие» Электронный ресурс//Адрес доступа: https://refugee.ru/news/bezhenczy-iz-afganistana-statistika/ Дата выхода — 15.10.2021.
- Иксанов И. С. Понятие и сущность миграции // Российская юстиция. 2020. № 10. С. 6.