Работа классного руководителя с родителями младших школьников как условие успешной адаптации детей в первом классе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (389) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 20.11.2021

Статья просмотрена: 686 раз

Библиографическое описание:

Нуриева, А. Р. Работа классного руководителя с родителями младших школьников как условие успешной адаптации детей в первом классе / А. Р. Нуриева, И. И. Султанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 47 (389). — С. 400-402. — URL: https://moluch.ru/archive/389/85719/ (дата обращения: 15.11.2024).



Можно отметить, что работа классного руководителя с родителями младших школьников оказывает существенное влияние на процесс успешной адаптации учеников первого класса.

Здесь в работе педагога могут быть использованы следующие направления воспитательно-образовательной деятельности: выполнение совместных творческих домашних заданий; индивидуальные и групповые консультации с родителями первоклассников; демонстрация обучающей презентации; проведение совместных внеклассных мероприятий для учащихся и родителей; организация обучающих тренингов, бесед и др.

Ключевые слова: процесс адаптации, педагог начальной школы, родители младших школьников, процесс воспитания, классный руководитель, развитие.

It can be noted that the work of the class teacher with the parents of younger schoolchildren has a significant impact on the process of successful adaptation of first grade students.

Here, the following areas of educational and educational activities can be used in the work of a teacher: performing joint creative homework; individual and group consultations with parents of first-graders; demonstrating a teaching presentation; conducting joint extracurricular activities for students and parents; organizing training sessions, conversations, etc.

Keywords: the process of adaptation, primary school teacher, parents of younger students, the process of education, classroom teacher, development.

В современном обществе воспитание подрастающего поколения играет существенную роль. Особенно важно уделять внимание данному процессу при смене привычной обстановки развития и обучения детей. Одним из таких возрастов выступает начальный школьный период.

Дети младшего школьного возраста с поступлением в школу сталкиваются с целым рядом проблем, которые требуют разрешения. Прежде всего центральное место здесь занимает адаптация учащегося к школьной жизни.

Жизнь ребенка старшего дошкольного возраста и учащегося начальной школы существенно отличаются, что связано с перестроением режима дня, появлением новых обязанностей (домашняя работа, уроки), новый коллектив педагогов и сверстников, требования к уровню знаний, навыков и умений.

Эффективно и грамотно влиться младшему школьнику в коллектив класса позволяет работа учителя начальных классов, который одновременно выступает здесь также и классным руководителем учащихся.

Учителю начальных классов в своей работе приходится тесно сотрудничать с родителями первоклассников. Так как ребенок не обладает в семь лет достаточным уровнем самостоятельности.

Поэтому родители часто провожают и встречают ребенка после школы, помогают ему готовить домашние задания, собирать портфель, изготавливать поделки, творческие работы и др. [2, с. 11].

Все это говорит о том, что семья ученика первого класса тесно вникает в сам процесс образования, родители часто задают вопросы учителю, слушают его рекомендации и советы, ищут совместно ответы на многие проблемы ребенка.

Неоспоримо важным моментом во всем этом процессе работы классного руководителя с родителями младших школьников занимает успешная адаптация учащегося к школьному режиму.

Здесь классный руководитель может проводить различные тренинги с родителями учеников, направленные по содержанию на решение психолого-педагогических проблем в воспитании ученика первого класса:

— тренинг «Гармония в семье, школе и душе»;

— тренинг «Как помочь ребенку правильно распределить свое свободное время?»;

— тренинг «Готовимся вместе к урокам» и др.

Хорошо помогает решить вопросы адаптации учащегося к школе совместная работа как с родителями, так и самими учениками:

— внеклассное мероприятие с детьми и родителями «Школа — первая ступенька в мир науки!»;

— командные соревнования детей и родителей «Самые ловкие и смышлёные!»;

— внеклассное мероприятие «Готовимся вместе к Масленице» и др.

Занятия такого характера сближают родительский коллектив и группу учащихся, помогая им почувствовать уверенность в своих силах, знаниях и умениях.

Родители также учатся видеть многие направления школьной жизнедеятельности глазами ребенка, поощряя его успехи и достижения, они протягивают ему руку помощи, оказывают поддержку в мягком вхождении в новый коллектив, новые отношения, новый мир.

Младший школьник, первого класса, понимает, что родитель рядом, совместно с ним готовит проект, создает поделку, учит стихотворение, он не один, все делается сообща и совместно, это главное условие снятия внутренней тревоги и чувства страха перед новым, неизведанным.

При разработке содержания тренингов мы опирались на труды таких исследователей, педагогов и психологов как А. А. Арсентьев, В. А. Фролов, М. И. Кузьмина, А. В. Петрова и др.

Младшие школьники отличаются повышенной эмоциональностью, поэтому в работе с ними важно привлекать в содержание любой деятельности положительные чувства и эмоции (радость, удовольствие и др.) [3, с. 68].

Успешной адаптации ученика содействует совместная работа педагога с родителями и детьми, однако здесь каждый ребенок должен иметь возможность проявить свою активность, самостоятельность, креативность и все виды деятельности, организуемой педагогом, должны обязательно носить разнообразный характер.

Также учитель первого класса может организовать индивидуальные и групповые консультации для родителей учеников по вопросам оказания грамотной поддержки детей в период их школьной адаптации.

Педагог может провести мероприятие с родителями на тему «Решаем проблемы сообща».

Здесь в работе применяется мультимедийная презентация, через просмотр слайдов учитель доносит до родителей первоклассников следующую информацию:

— связь успешной адаптации и школьной успеваемости ученика первого класса;

— советы и рекомендации по оказанию помощи в решении вопросов дезадаптации ученика;

— первые признаки успешной адаптированности учащегося к коллективу класса;

— этапы адаптации к школе, содержание, цели, задачи и др.

Просмотрев данные слайды, родители часто находят ответы на многие интересующие их вопросы, связанные с вхождением ребенка в новую образовательную деятельность.

Большое внимание уделяется педагогом вопросам организации и проведения индивидуальных консультаций с родителями первоклассников. Для данного направления работы (анкеты, беседы) могут быть выбраны следующие тематики для работы:

— «Общение ребенка в классе»;

— «Успеваемость первоклассника»;

— «Страхи и тревоги перед школьной жизнью»;

— «Характер и способности ученика» и др. [4, с. 23].

Как показывают исследования ряда ученых именно родители в содействии с педагогом могут оказать благотворное и положительное воздействие на успешность процесса адаптации к школьной жизни учащегося первого класса.

Родители должны понимать, как важно привлекать ребенка к разнообразной кружковой деятельности, факультативным занятиям и внеурочной работе. Все это содействует расширению круга интересов ученика, возникают и формируются новые его потребности, связанные со школьной жизнедеятельностью, появляются новые друзья, товарищи, наставники.

Чем разнообразнее школьная жизнь, тем активнее идет процесс адаптации младших школьников к образовательному процессу. Особенно если с данными направлениями работы в свою очередь хорошо ознакомлены сами родители.

Учитель начальных классов должен привлекать родителей к совместной работе с детьми:

— подготовка стенгазет, плакатов;

— разработка собственных семейных проектов;

— изготовление поделок, творческих работ;

— активное участие в классных часах, внеурочных мероприятиях;

— организация и проведение совместных экскурсий, поездок, походов и др.

Учащиеся могут получать такие совместные задания, которые они выполняют вместе с родителями как:

— иллюстрация семейного герба;

— сочинение стихотворений о своей семье;

— выступление с сочинениями, небольшими докладами и сообщениями о семье и др.

Опыт работы свидетельствует о том, что чем крепче, дружественнее семья ребенка, тем успешнее протекает процесс его адаптации к новым школьным условиям.

Хорошо приглашать на родительские собрания отдельных специалистов:

— социальный педагог;

— педагог-психолог;

— учителя предметники;

— медицинский работник и др. [1, с. 15].

Все они в процессе своих выступлений освещают разные стороны развития личности первоклассника, останавливаясь на индивидуальных и физиологических его особенностях.

Таким образом, можно отметить, что работа классного руководителя с родителями младших школьников оказывает существенное влияние на процесс успешной адаптации учеников первого класса.

Здесь в работе педагога могут быть использованы следующие направления воспитательно-образовательной деятельности:

— выполнение совместных творческих домашних заданий;

— индивидуальные и групповые консультации с родителями первоклассников;

— демонстрация обучающей презентации;

— проведение совместных внеклассных мероприятий для учащихся и родителей;

— организация обучающих тренингов, бесед и др.

Литература:

  1. Воронцова, В. В. Успешная адаптация учеников начальной школы / В. В. Воронцова. — М.: Астра, 2020. — 267 с.
  2. Иванова, А. В. Методика проведения обобщающих уроков / А. В. Иванова. — Казань: Кубок, 2019. — 198 с.
  3. Мазанова,М. В. Влияние обобщающего повторения на качество знаний учащихся / М. В. Мазанова. — СПб.: Лига, 2019. — 127 с.
  4. Сафарова, А. К. Работа с родителями детей младшего школьного возраста / А. К. Сафарова. — Пенза: Рига, 2020. — 320 с.
Основные термины (генерируются автоматически): родитель, классный руководитель, родитель первоклассников, школьная жизнь, работа, ребенок, внеклассное мероприятие, воспитательно-образовательная деятельность, младший школьник, начальная школа.


Ключевые слова

развитие, процесс воспитания, процесс адаптации, классный руководитель, педагог начальной школы, родители младших школьников

Похожие статьи

Возможности работы педагога-психолога с семьей по формированию адекватной самооценки младших школьников

В статье отражены подходы к проблеме работы педагога-психолога с семьёй по формированию адекватной самооценки младших школьников. Психолого-педагогическая деятельность с родителями рассматривается как ориентация на универсальные с точки зрения педаго...

Опытно-экспериментальная деятельность как инструмент формирования познавательных способностей у детей дошкольного возраста

В данной статья освещаются вопросы реализации опытно-экспериментальной деятельности в дошкольном образовательном учреждении как эффективного методического инструмента для стимулирования развития познавательной активности у детей. Рассматриваются зада...

Формирование предпосылок поисково-исследовательской деятельности у дошкольников на основе партнёрских отношений детей, их родителей и педагогов

В статье рассматриваются особенности формирования предпосылок поисково-исследовательской деятельности, а также развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством проектной и исследовательской деятельности. Представлен опыт рабо...

Взаимодействие педагогов с семьёй в формировании коммуникативно-речевых умений старших дошкольников

Статья посвящена вопросу взаимодействия педагогов дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста для формирования коммуникативно-речевых умений. Мы предлагаем осуществлять взаимодействие через вовлечение семьи в образов...

Роль семьи в воспитании читательских интересов у детей старшего дошкольного возраста

Автор статьи делает вывод о том, что роль семьи в воспитании читательских интересов детей старшего дошкольного возраста сложно переоценить. В рамках данной работы могут быть реализованы следующие виды деятельности: создание домашней библиотеки ребенк...

Психологическое просвещение как одна из форм профилактической работы педагога-психолога ДОУ

В статье рассматриваются задачи психологического просвещения и профилактики в ДОУ, как предупреждение возможных отклонений в психическом развитии детей, а также в становлении их как личностей. Детально разбираются различные вербальные и не вербальные...

Сущность методического сопровождения педагогов в дошкольных образовательных учреждениях

В статье рассматривается сущность методического обеспечения педагогов дошкольного образования, его назначение и основные компоненты, представленные в виде трех структурных блоков. В исследовании также описывается процесс организации методической подд...

Педагогические средства проектной деятельности на уроках технологии в условиях сельских общеобразовательных организаций

В данной статье рассмотрены характеристика актуальности проектной деятельности в современной школе, особенности организации учебного процесса в сельской общеобразовательной организации, которые влияют на организацию проектной деятельности учащихся, а...

Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка раннего возраста

В статье рассматривается одно из направлений деятельности дошкольной образовательной организации — взаимодействие детского сада и семьи. Представлено исследование психолого-педагогических условий взаимодействия дошкольного образовательного учреждения...

Совместная работа с семьей по формированию читательских интересов детей старшего дошкольного возраста

Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена тем, что растет поколение «экранных» детей, не имеющих интереса к чтению. В данной статье представлены результаты опытно-практической работы по формированию читательских интерес...

Похожие статьи

Возможности работы педагога-психолога с семьей по формированию адекватной самооценки младших школьников

В статье отражены подходы к проблеме работы педагога-психолога с семьёй по формированию адекватной самооценки младших школьников. Психолого-педагогическая деятельность с родителями рассматривается как ориентация на универсальные с точки зрения педаго...

Опытно-экспериментальная деятельность как инструмент формирования познавательных способностей у детей дошкольного возраста

В данной статья освещаются вопросы реализации опытно-экспериментальной деятельности в дошкольном образовательном учреждении как эффективного методического инструмента для стимулирования развития познавательной активности у детей. Рассматриваются зада...

Формирование предпосылок поисково-исследовательской деятельности у дошкольников на основе партнёрских отношений детей, их родителей и педагогов

В статье рассматриваются особенности формирования предпосылок поисково-исследовательской деятельности, а также развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством проектной и исследовательской деятельности. Представлен опыт рабо...

Взаимодействие педагогов с семьёй в формировании коммуникативно-речевых умений старших дошкольников

Статья посвящена вопросу взаимодействия педагогов дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста для формирования коммуникативно-речевых умений. Мы предлагаем осуществлять взаимодействие через вовлечение семьи в образов...

Роль семьи в воспитании читательских интересов у детей старшего дошкольного возраста

Автор статьи делает вывод о том, что роль семьи в воспитании читательских интересов детей старшего дошкольного возраста сложно переоценить. В рамках данной работы могут быть реализованы следующие виды деятельности: создание домашней библиотеки ребенк...

Психологическое просвещение как одна из форм профилактической работы педагога-психолога ДОУ

В статье рассматриваются задачи психологического просвещения и профилактики в ДОУ, как предупреждение возможных отклонений в психическом развитии детей, а также в становлении их как личностей. Детально разбираются различные вербальные и не вербальные...

Сущность методического сопровождения педагогов в дошкольных образовательных учреждениях

В статье рассматривается сущность методического обеспечения педагогов дошкольного образования, его назначение и основные компоненты, представленные в виде трех структурных блоков. В исследовании также описывается процесс организации методической подд...

Педагогические средства проектной деятельности на уроках технологии в условиях сельских общеобразовательных организаций

В данной статье рассмотрены характеристика актуальности проектной деятельности в современной школе, особенности организации учебного процесса в сельской общеобразовательной организации, которые влияют на организацию проектной деятельности учащихся, а...

Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка раннего возраста

В статье рассматривается одно из направлений деятельности дошкольной образовательной организации — взаимодействие детского сада и семьи. Представлено исследование психолого-педагогических условий взаимодействия дошкольного образовательного учреждения...

Совместная работа с семьей по формированию читательских интересов детей старшего дошкольного возраста

Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена тем, что растет поколение «экранных» детей, не имеющих интереса к чтению. В данной статье представлены результаты опытно-практической работы по формированию читательских интерес...

Задать вопрос