В данной статье рассматриваются сложность и эффективные стороны использования инновационной технологии при преподавании русского языка, в частности изучения глаголов движения с приставками на нефилологических направлениях высшего учебного заведения и видовых различий глаголов, большое количество глагольных приставок, вопросы сочетаемости, вариативность грамматических конструкций — всё это затрудняет свободное употребление приставочных глаголов в речи иностранцев.
Для развития навыков использования глаголов в речевой практике необходима чёткая система подачи глагольных приставок и возможно большее количество упражнений с ними. В данной работе рассмотрены основные значения нескольких глагольных приставок, которые наиболее широко употребляются в речи.
This article examines the complexity and effective aspects of using innovative technology in teaching the Russian language, in particular, the study of verbs of movement with prefixes in non-philological directions of a higher educational institution and species differences of verbs, a large number of verb prefixes, compatibility issues, variability of grammatical structures — all this complicates free the use of prefixed verbs in the speech of foreigners.
To develop the skills of using verbs in speech practice, a clear system for presenting verb prefixes and the greatest possible number of exercises with them is required. This work examines the main meanings of several verb prefixes that are most widely used in speech.
Главная цель инновационных образовательных технологий — подготовить человека к жизни в меняющемся мире. Развитие является основной целью инноваций, развивая способность самостоятельно действовать в полученной информации, формируя творческое нестандартное мышление, максимально раскрывая природные способности детей.
В настоящее время существует множество инновационных технологий. Современные образовательные технологии включают в себя:
— развивающее;
— многоступенчатое обучение;
— система общего образования;
— технология решения задач;
— исследовательские методы обучения;
— методы исследования, основанные на проектах;
— разработка модульных образовательных технологий;
— использование игровых технологий на учебных занятиях (ролевые, деловые и другие виды развивающих игр).;
— электронное интерактивное обучение;
— развитие критического мышления развитие реального рассуждения
Давайте сосредоточимся на некоторых из них.
Основное содержание модульного обучения состоит в том, что студент самостоятельно усваивает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, который сочетает в себе образовательные цели, учебные материалы с заданиями, рекомендациями по выполнению этих задач. В этом роль преподавателя в модульном обучении сводится к управлению работой студентов. При этом он способен общаться практически с каждым студентом, помогать неуспевающим и поддержать сильных студентов.
Модульно-технологическое обучение помогает определить уровень усвоения новой темы и быстро выявить пробелы в знаниях студентов.
Основной причиной применения модульной технологии в учебный процесс является достижение образовательных результатов, работа в парах, группах, выбор уровня подготовки, работа в индивидуальном темпе, контроль за процессом освоения содержания образования.
Самым важным в построении модуля являются этапы приобретения знаний: структура деятельности студента в логике восприятия, понимания, осмысления, запоминания, применения, обобщения, систематизации.
Электронное интерактивное образование — это образовательная технология, в которой сетевые технологии используются для передачи, поддержки и оценки формального и неформального обучения.
Мультимедийные, интерактивные, мобильные и беспроводные классы имеют отношение к технологиям. Основные инструменты и методы электронного интерактивного обучения: интерактивные ресурсы и материалы; обсуждения в режиме реального времени; беседы и видеоконференции; видео советы и приложения для обмена программным обеспечением. Электронные интерактивные средства обучения: Веб-конференция; онлайн-семинар-тренинг; вебинар. Преимущества электронных интерактивных форм обучения студенты усваивают новый материал не как пассивные слушатели, а как активные участники учебного процесса; снижается доля учебной нагрузки, увеличивается объем самостоятельной работы; студенты обучаются современным техническим средствам и технологиям обработки информации; самостоятельно развивает умение находить информацию и уточнять уровень достоверности; актуальность полученной информации, актуальность и оперативность; доступность и гибкость. Учащиеся могут подключаться к образовательным ресурсам и программам с любого компьютера в сети. На основе организации проблемного обучения лежит принцип промежуточной учебно-познавательной деятельности студента.
Деятельность преподавателя, при необходимости, путем объяснения значения наиболее сложных понятий, регулярно создает проблемные ситуации, информирует учащихся о фактах и организует их учебно-познавательную деятельность таким образом, чтобы на основе анализа слогов учащиеся самостоятельно делали выводы и обобщения.
Используя разные приемы технологии, формируем такие навыки работы с информацией, без которых современному человеку трудно достичь социального успеха, а также воспитываем качества критически мыслящей личности, способный найти правильный путь решения любой проблемы. Регулярное применение инновационных технологий на практических занятиях позволяет достигать качественно нового уровня знаний, сформировать новый стиль мышления, для которого характерны самостоятельность, креативность, ответственность за результаты своей работы.
Например, приведу следующую схему изменения лексического значения глагола, когда прибавляем приставки:
№ |
Приставки |
+ШЁЛ (мужской род) +ШЛА (женский род) +ШЛО (средний род) +ШЛИ (множ. число) |
Перевод на узбекский язык |
1 |
ВО |
Ichkariga kirdi (lar) |
|
2 |
ЗА |
Ichkariga kirdi (lar) |
|
3 |
ВЫ |
Ichkaridan chiqdi (lar) |
|
4 |
ПО |
Ketdi (lar) |
|
5 |
У |
Ketib bo‘ldi (lar) |
|
6 |
ПРИ |
Keldi (lar) |
|
7 |
ПРО |
O‘tib bo‘ldi (lar) |
|
8 |
ДО |
Yetib bordi (lar) |
|
9 |
ПОДО |
Yaqinlashdi (lar) |
|
10 |
ОТО |
Uzoqlashdi (lar) |
|
11 |
СО |
Izdan chiqdi (lar) |
|
12 |
ПЕРЕ |
Kesib o‘tdi (lar) |
|
13 |
ВЗО |
Yuqoriga ko‘tarildi (lar) |
|
14 |
РАЗО |
Ajraldi, tarqaldi (lar) |
|
15 |
НА |
Topdi (lar) |
«Глаголы движения» не только на начальном, но и на среднем и высшем этапах обучения, поскольку глаголы движения широко представлены в социально-культурной, в художественной и публицистической литературе, проникают в научный стиль.
Таким образом, для активизации познавательной деятельности учащихся на занятиях предусматриваются некоторые общие подходы к использованию инновационных технологий:
— совершенствование системы усвоения учащимися базовых знаний, умений и навыков;
— активизация теоретического и продуктивного мышления, познавательных способностей студентов;
— развитие критического мышления в процессе обучения.
В конце статьи можно сделать такой вывод, что глаголы движения многозначны, поэтому их конкретные значения можно выявить только в контексте. Это дает большие возможности для развития речемыслительных способностей студентов и творческого подхода к изучению любого языка, в частности русского.
Литература:
- Аверьянова А. Н. Глаголы движения (перемещения) в современном русском языке // Исследования по грамматике русского языка. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1973.
- Авилова Н. С. Вид глагола и семантика глагольного слова. — М., 1976. — 288 с.
- Бабаханян М. Г. Изучаем русские глаголы движения. Учебно-методическое пособие для преподавателей русского языка как иностранного/неродного. — Ер.: Изд. ЕГУ, 2015.
- Битехтина Г. А., Юдина Л. П. Система работы по теме „Глаголы движения” — М.: Рус. яз., 1985.