В данной статье рассматриваются возможности повышения качества дошкольного образования посредством использования ресурсов иных организаций в рамках сетевого взаимодействия с социумом.
Ключевые слова: дошкольное образование, сетевое взаимодействие, повышение качества образования дошкольников, социальные партнеры.
This article discusses the possibilities of improving the quality of preschool education through the use of resources of other organizations in the framework of network interaction with society.
Keywords: preschool education, networking, improving the quality of preschool education, social partners.
Нормативно-правовые документы федерального уровня, такие как Федеральный закон № 273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, национальный проект РФ «Образование», в настоящее время перед современным руководителем дошкольной образовательной организации (далее ДОО) ставят ряд вопросов требующих переосмысления традиционного подхода как к педагогической деятельности, так и к созданию наиболее эффективных механизмов управления педагогическим коллективом, который будет способен активно работать в соответствии с современными требованиями.
В процессе решения поставленных вопросов встает и проблема решения вытекающих из них задач: обновление содержания образования через внедрение современных технологий и новых методов обучения и воспитания, повышение профессионального мастерства педагогов, создание необходимой информационно-образовательной среды, разработка стратегии конкурентоспособности учреждения и повышение имиджа учреждения, а в совокупности — повышение качества образования.
Понятие «качество образования» предполагает целостную систему организационно-методических мероприятий, направленных на апробацию и внедрение новых методик и технологий. Данная система требует высококвалифицированных педагогов, а управление качеством образования позволяет достичь определенных, заранее спрогнозированных результатов.
Одним из путей повышения качества и системного инновационного обновления дошкольного образования является установлении прочных связей с социумом, как главного акцентного направления, от которого, в первую очередь зависит качество. Развитие социальных связей образовательного учреждения с другими учреждениями, обладающими иными ресурсами, дает дополнительный импульс для развития и совершенствования конструктивных взаимоотношений с участниками образовательных отношений, строящиеся на идее социального партнерства.
Сетевое взаимодействие — это система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования [2].
Данный вид взаимодействие все более становится современной высокоэффективной инновационной технологией, которая позволяет образовательным организациям не только выживать, но и динамично развиваться [8].
В педагогической науке начало использования понятия «сеть» относится к 70–80-м годам XX века. Тогда метод сетевого планирования был заимствован из экономической науки и перенесен в педагогическую практику.
Положительный эффект такой формы взаимодействия между образовательными организациями и социальными партнерами, изучая в разное время данное направление развития образования, отмечали Е. В. Рачкова, В. Л. Глазычев, Т. В. Живокоренцева, М. М. Чучкевич, А. И. Адамский и др.
Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации» в статье 15 раскрывает понятие сетевые формы реализации образовательных программа, как форму обеспечивающую возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. При этом деятельность организаций, входящих в сеть, регламентируется на основании договора между ними и совместно разрабатываемых и утверждаемых образовательных программ [7].
Метод сетевого планирования, по мнению Ю. А. Конаржевского, позволяет: повысить эффективность управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения, дает возможность сосредоточить свое внимание в каждый данный момент времени на наиболее ответственных участках образовательного процесса [4].
Под сетевой организацией взаимодействия разноуровневых образовательных систем Т. В. Живокоренцева, в своих исследованиях, рассматривала создание инфраструктуры, в рамках которой возможно взаимодействие образовательных организаций разного уровня и типа по созданию проблемного поля согласованного «выращивания» инновационной образовательной практики, ориентированной на достижение нового качества образовательных результатов на уровне каждого из участников сетевого взаимодействия. В рамках такой инновационной образовательной практики инфраструктура сохраняет самостоятельность, интересы и амбиции каждой организации-участника сетевого взаимодействия и создает качественно иную образовательную действительность на основе организации проектно-ориентированного взаимодействия ее субъектов [3].
Таким образом, сетевая организация взаимодействия разноуровневых образовательных систем рассматривается не как взаимодействие в сети Интернет, а как взаимодействие, обеспечивающее развитие образовательной системы внутри сети за счет предоставляемых ресурсов (интеллектуальных, кадровых, материально-технических, информационных и др.), отсутствующих и недоступных вне сети, как механизм достижения нового качества образовательных результатов, согласованности интересов и потребностей субъектов образовательной деятельности и общества в целом [1].
Согласно идеям интеграции, образовательные организации могут создавать взаимодействие, которое обладает большей насыщенностью, чем каждая отдельно взятая организация, что позволит усиливать ресурс любого учреждения за счет ресурсов других учреждений.
Разностороннее, конструктивное активное взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социумом является важным направлением деятельности, а также условием развития социально-педагогической системы.
Цель организации сетевого взаимодействия учреждений в системе образования является создание единого образовательного пространства для обеспечения качества и доступности образования, выполнение заказа общества на формирование успешной личности и направлена на решение ряда задач:
— повышение эффективности использования имеющихся материально-технических, кадровых ресурсов как образовательных, так и иных организаций-участников сетевого взаимодействия;
— рациональное использование финансовых средств за счет объединения нескольких организаций над решением общей цели и задачи, отвечающей интересам всех участников взаимодействия;
— повышение качества образования с учетом возможности использования как инновационного оборудования и другого материально-технического, инфраструктурного обеспечения партнера, так и квалифицированного кадрового состава;
— повышение вариативности, реализуемых дополнительных общеобразовательных программ;
— расширение условий для обеспечения доступности качественного обучения обучающихся с различными образовательными потребностями и возможностями, в том числе для одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей «группы риска»;
— формирование системы кадрового обеспечения организаций — участников сетевого взаимодействия, включающей непрерывное повышение профессионального мастерства педагогических работников[5].
Сетевое взаимодействие как совместная скоординированная деятельность субъектов (людей, организаций, социальных групп и пр.), ориентировано на достижение конкретных согласованных целей. Поэтому наличие объединяющей цели является важной характеристикой сетевого взаимодействия
Согласно нормативно-правовой составляющей, организации, имеющие право на участие в сетевом взаимодействии, подразделяются на две группы:
- Организации, которые осуществляют образовательную деятельность.
- Иные организации, которые не относятся к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, но обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и реализации иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой, а именно: медицинские учреждения, организации культуры, физкультурно-спортивные организации, а также государственные структуры и органы правопорядка, ГО и ЧС, ДПС; органы государственной власти и местного самоуправления.
Создание эффективной партнерской сети предполагает предварительное проведение мониторинговых исследований образовательных потребностей местного сообщества. Такие исследования позволят проанализировать родительский запрос в отношении дошкольного образования, выявить образовательный уровень детей-дошкольников, посещающих и не посещающих детские сады, определить оптимальные условия продолжения их образования, в зависимости от их уровня актуального развития. Очевидно, что эти исследования должны носить активный характер — важнейшим их элементом является информирование родителей о возможностях сети, что является первым шагом со стороны профессионального сообщества к построению продуктивного диалога с родительским сообществом, результатом которого должен стать гражданский заказ в отношении дошкольного образования. Важным аспектом формирования гражданского заказа является формирование как в образовательном сообществе, так и в общественном мнении новых представлений о качестве образования дошкольников.
В настоящее время необходимыми требованиями к системе дошкольного образования становятся вариативность, способность соответствовать различным образовательным потребностям, и в то же время единство (системность) — способность обеспечить единый уровень качества образования для всех дошкольников.
В условиях сети вариативность содержания программ и форм работы с детьми создает благоприятные условия для обеспечения максимального количества дошкольников соответствующими образовательными услугами. Этот принцип может быть полноценно реализован только при условии соблюдения принципа единства требований, что потребует интенсивной работы по лицензированию и аккредитации различных типов образовательных учреждений, а также аттестации педагогов в соответствии с требованиями сети дошкольного образования.
В настоящее время сетевое взаимодействие является одним из мощных ресурсов инновационного образования, основанного на следующих организационных принципах:
— добровольность. Предполагает объединение образовательных учреждений в сеть на добровольной основе в целях достижения высокого качества образования, максимального удовлетворения образовательных запросов и потребностей обучающихся;
— системность. Заключается в реализации с учетом решения задач, стоящих перед образовательным учреждением и муниципальной системой образования;
— адекватность. Подразумевает необходимость учитывать реальные возможности и потребности участников образовательных отношений.
— вариативность. Использование разнообразных форм и методов работы;
— интеграция и дифференциация. Предполагает согласованность целей, содержания, форм, методов обучения;
— мотивация и стимулирование. Необходимость учитывания мотивов, ценностных ориентаций, направленность деятельности, создание условий, использования педагогических средств, обеспечивающих развитие потребностно-мотивационной сферы личности в соответствии с её возможностями и реальными условиями [6].
Важно заметить, что при сетевом взаимодействии происходит не только распространение инновационных разработок, а также идет процесс диалога между образовательными учреждениями, между образовательными учреждениями и другими социальными партнерами, а также процесс отражения в них опыта друг друга, отображение процессов, которые происходят в системе образования в целом. Опыт участников сети оказывается востребованным не только в качестве примера для подражания, а также в качестве индикатора, который позволяет увидеть уровень собственного опыта и дополнить его чем-то новым, способствующим эффективности дальнейшей работы. У участников сети наблюдается потребность друг в друге, в общении равных по статусу специалистов и учреждений [9].
Результатами активного сетевого взаимодействия ДОУ и социума могут выступать показателями повышение качества дошкольного образования такие как: активная социализация детей, активное участие участников образовательных отношений ДОУ в жизни города, организация системы взаимодействия с социально значимыми партнёрами, удовлетворенность всех участников социального партнерства, положительный имидж образовательного учреждения, привлечение материальных средств обеспечения для жизнедеятельности организации и, как следствие улучшение качества предоставляемых воспитательно-образовательных услуг.
Однако для продуктивного взаимодействия необходима максимальная открытость всех его участников, партнерство и диалог, совместная коллективная распределенная деятельность.
Эффективному успешному сотрудничеству способствует выстроенная система работы в ОУ, предусматривающая следующие обязательные моменты:
— разработка нормативно-правовой базы, регулирующая сетевое взаимодействие;
— заключение договора о сотрудничестве с определением конкретных задач;
— составление обоюдно согласованного плана совместной работы через разные формы и виды совместной деятельности;
— информирование и активное участие родителей в запланированных мероприятиях;
— проведение встреч с социальными партнерами, направленных на выявление проблем в совместной деятельности учреждений и для подведения итогов взаимодействия.
Внешние связи и взаимоотношения детского сада обязательно строятся с учетом интересов детей, родителей (законных представителей) и педагогов. Анализ выявленных потенциальных возможностей и интересов позволяет спланировать и организовать совместную работу детского сада со многими учреждениями города и области (Таблица 1).
Таблица 1
Примерные варианты социального партнерства
№ |
Социальный партнер |
Содержание деятельности |
Результат деятельности |
1 |
Детские сады |
Совместное проведение мероприятий (конкурсы, семинары, мастер-классы и т. д.). |
Обмен опытом работы. |
2 |
Общеобразовательные учреждения |
Экскурсии, совместные праздники, посещения школьных уроков и занятий, выставок, отслеживание успеваемости выпускников детского сада, родительские собрания, консультации специалистов школы и детского сада, знакомство будущих первоклассников с учителями. |
Преемственность в образовании. Повышение уровня готовности дошкольников к обучению в школе. Адаптация к условиям школьной среды. |
3 |
Организации культуры (театры, музей, библиотеки) |
Показ театрализованных представлений различной тематики Экскурсии, выставки, беседы, тематические мероприятия с детьми и педагогами. |
Обогащение социально-эмоциональной и познавательной сферы детей. Воспитание культуры поведения. |
4 |
Организации дополнительного образования (музыкальные школы, Детские Дома Творчества, спортивные школы) |
Приобщение детей к мировой и национальной культуре. Совместные концерты. Участие в организуемых выставках, конкурсах и спортивных мероприятиях. |
Обогащение социально-эмоциональной сферы детей. Формирование навыков продуктивной деятельности и привычек здорового образа жизни. |
5 |
Медицинские учреждения |
Организация прививочной работы, информационно — консультативная помощь детям и родителям, обследование детей узкими специалистами. Профилактические осмотры, противоэпидемические мероприятия. Беседы по валеологии. |
Снижение числа пропусков детьми по болезни, контроль заболеваемости детей. Формирование привычек здорового образа жизни. |
6 |
МЧС |
Пропаганда правил безопасности при предупреждении, возникновении пожара среди детей. Экскурсии, встречи с работниками пожарной части, конкурсы по ППБ, совместные тренировки по эвакуации |
Соблюдение правил пожарной безопасности. |
7 |
ГИБДД |
Организация деятельности по профилактике детского травматизма на дорогах, в быту. Информационное просвещение родителей детей. Проведение бесед с детьми по правилам дорожного движения, участие в выставках, конкурсах. |
Превентивные меры по снижение опасных ситуаций на улице. Соблюдение правил дорожного движения. |
В организации сотрудничества с социальными партнерами руководитель занимает центральное место, но важно отметить, что этот процесс подразумевает деятельность и всего педагогического коллектива ДОУ в целом. Организация социокультурной связи между детским садом и различными учреждениями позволяет использовать максимум возможностей для развития интересов детей и их индивидуальных возможностей, решать многие образовательные задачи, тем самым, повышая качество образовательных услуг.
В рамках сетевого взаимодействия создается потенциал, который приводит как к развитию системы образования, так и к повышению качества образовательной деятельности.
Вместе с тем, сетевая форма не является обязательной и применяется образовательной организацией только в тех случаях, когда это является целесообразным.
Литература:
- Василевская, Е. В. Взаимодействие в условиях сетевой организации муниципальной методической службы / Е. В. Василевская // Взаимодействие органов управления образованием и методических служб: сб. науч.-метод. материалов / сост. Л. И. Филатова, науч. ред. Э. М. Никитин. — АПК и ППРО, 2015. — С. 113–120;
- Жданко, Т. А. Организация сетевого взаимодействия разноуровневых образовательных систем на основе системно-деятельностного подхода [Текст] / Т. А. Жданко // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. — 2013. № 3 (24). С. 230–234;
- Живокоренцева Т. В. Проектирование содержания образования в сетевом взаимодействии разноуровневых образовательных систем как фактор достижения нового качества образовательных результатов // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. 2013. № 3 (24). С. 235–238;
- Конаржевский, Ю. А. Менеджмент и внутришкольное управление [Текст] / Ю. А. Конаржевский — М.: Педагогический поиск, 2001. — 224 с.;
- Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме от 28 июня 2019 года N МР-81/02вн;
- Зубарева, Т. А. Сетевые формы взаимодействия в образовании. Основные вопросы теории и практики: монография / Т. А. Зубарева, А. В. Петров. — Горно-Алтайск: МНКО, 2016. — 150 с.;
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] /Российская газета — Федеральный выпуск № 5976 (303) — Режим доступа: https://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 13.09.2021);
- Электронный ресурс: http://zdorovie-seti.moy.su/B/bulavkina_e.l..pdf (дата обращения: 20.09.2021);
- Электронный ресурс: https://multiurok.ru/files/organizatsiia-setevogo-vzaimodeistviia-doshkolnogo.html (дата обращения: 13.09.2021).