Статья посвящена значимости развития речи дошкольников, рассмотрены особенности развития, педагогические методы и приемы, применяемые в дошкольных учреждениях при работе педагогов с детьми дошкольного возраста.
Ключевые слова: речь, речевое развитие, педагогическая деятельность, методы, технологии.
Одним из самых важных показателей уровня формирования интеллектуального потенциала ребенка считается богатство его речи, поэтому нам, воспитателям, важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых возможностей дошкольников. Обеспечение системного развития речевых навыков и познавательной деятельности — одна из функций педагога дошкольного образования.
Чем грамотнее речь, чем лучше развит активный словарный запас, тем активнее ребенок стремится к познанию окружающего мира, что помогает ему развиваться и узнавать что-то новое. Следовательно, быстрее совершенствуются психические познавательные процессы — внимание, память, мышление.
Чтобы речь малыша улучшалась, необходимы благоприятные условия. Речь является главной социальной функцией, но одних биологических предпосылок для ее полноценного развития недостаточно. Необходимость в речевом общении вырабатывается в жизненной практике и напрямую зависит от взаимодействия ребенка с социальным окружением.
В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: родители и воспитатели в детском саду. От культуры речи взрослых и от того, как они разговаривают с ребёнком, сколько времени уделяют речевому общению и зависят успехи малыша в усвоении языка.
Большое значение для развития речи ребенка имеет жизненная обстановка, в которой он воспитывается, отношение окружающих взрослых, уход, воспитательные воздействия и собственная активность ребёнка в различных видах деятельности.
Развитие речи детей дошкольного возраста проходит в несколько этапов, на каждом из них ребенок приобретает новые умения и становится на ступеньку выше в использовании слова. В возрасте 3–4 года дети уже активно владеют речью. В это время повышается речевая активность, приобретается словарный запас слов, удлиняются и усложняются речевые рассуждения, со временем превращаясь в рассказы, прогрессирует их грамматическое оформление, возрастает роль речи как средства регулирования поведения, начинает формироваться звуковая культура речи.
Для развития речи детей дошкольного возраста необходимо создавать определенную предметно-речевую среду, которая будет способствовать формированию не только правильной, но и хорошей устной речи. Развитие речи протекает более успешно в благоприятной речевой среде.
В программе дошкольного образования существует большое количество приемов и методов, которые педагоги используют в своей деятельности. К основным традиционным технологиям, которые широко применятся в дошкольных организациях, относятся наглядные, словесные, игровые, косвенные методы.
Развитие речи — это многогранная, систематическая и продуктивная педагогическая деятельность, которая предполагает использование большого запаса специальных методических приемов и речевых упражнений для детей, которые способствуют расширению словарного запаса детей, развивают звуковую культуру и грамматический строй речи, связную (монологическую и диалогическую) и образную речь. При этом важно учитывать, что каждый ребенок уникален и имеет свой индивидуальный темп развития.
В дошкольной организации воспитатели организуют разнообразные игровые ситуации — рассматривание картин, игрушек, составление описательных рассказов, чтение сказок и рассказов, разучивание стихотворений. Их цель — научить детей составлять свои рассказы, обыгрывать сказки, уметь задавать вопросы и пересказывать услышанное содержание, составлять собственный рассказ на основе прослушанного содержания. В дошкольном возрасте особое место занимает игра, и именно через нее ребенок учиться общаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми. Ситуации общения чаще всего возникают спонтанно по инициативе ребенка или взрослого, при этом педагоги видят и поддерживают такие ситуации, стараясь уловить смысл высказывания ребенка, которое зачастую состоит из одной или двух коротких фраз, в этот момент важно побудить малыша к диалогу или более полному высказыванию, задавая наводящие вопросы.
Анализируя опыт педагогов, можно отметить, что общепринятые методы не всегда эффективны в работе с современными дошкольниками. Занимаясь с детьми, важно максимально использовать все известные в педагогике приемы и методы, в том числе и современные подходы, которые совершенствуют мыслительные и познавательные способности, развивают лексико-грамматический строи и связную речь дошкольников.
Под инновационными технологиями развития речи детей дошкольного возраста подразумевается нововведения в содержании, формах, методах, средствах педагогической деятельности, в которых отражаются последние исследования и достижения передового педагогического опыта: ИКТ-технологии, логоритмика, Су-Джок терапия, мнемотаблицы, метод проектирования, моделирования, педагогическая арт-терапия и др.
Педагогические инновации помогают совершенствовать процессы воспитания и обучения, сочетая в себе прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.
Еще одним очень важным условием для развития речи детей является тесное взаимодействие воспитателей с родителями воспитанников. Очень важно, чтобы родители и воспитатели были единомышленниками в решении важнейшей задачи речевого развития детей, так как ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, поэтому очень важно, чтобы и родители в разговоре с детьми следили за своим произношением, четко проговаривали слова и звуки.
Используя в своей работе многообразие методов, приемов, технологий для речевого развития воспитанников нашей группы среднего дошкольного возраста, к завершению учебного года совершенствуется речь, становится гораздо разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает концентрация внимания к речи окружающих, наши воспитанники способны до конца выслушивать ответы взрослых. У них хорошо сформирован навык к подражанию, выражающийся в умении воспроизводить вслед за взрослым движения, действия, слова и простые фразы.
Речевое развитие, на наш взгляд, это одна из важнейших образовательных областей. Несомненно, что другие области не менее важны, но полноценное развитие детей в любой из этих образовательных областей не возможно без речи, без общения, без коммуникативной деятельности
Подводя итоги, хотим сказать, что наша общая единая задача — воспитать разносторонне развитого здорового ребенка.
Литература:
- Речевое развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии: сборник статей / авт.-сост. Т. В. Волосовец, О. С. Ушакова; под.ред. Т. В. Волосовец, И. Л. Кириллова. — М.: ООО «Русское слово» — учебник», 2015, 148 с.-159 с.
- Сохин Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. -М.: Изд-во Мос.Психол.-социал. Ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002, 110 с. -145с.
- Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. М.: Владос, 2004, 125с. — 140 с.