В представленной статье рассматриваются проблемы защиты прав предпринимателей. Автор исследовал явные недочеты, существующие в области защиты прав и интересов предпринимателей и предложил основные моменты совершенствования нормативно правых актов для защиты прав и интересов предпринимательства. Рассматриваются вопросы экономической эффективности проведенной реформы в сфере некоторых нормативно правовых актов, регулирующих сферу бизнес-сообщества.
Ключевые слова: нарушения при осуществлении гос. контроля, защита бизнеса, ФЗ 294 О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, меры поддержки.
Защита прав участников предпринимательства — основная задача деятельности государственных и муниципальных органов власти, целью которой является обеспечение интересов и защиты бизнеса. Для достижения поставленной цели необходимо устранить препятствия в деятельности предпринимателей и пресечь злоупотребления должностными полномочиями лиц, осуществляющих госконтроль.
Нарушения прав и законных интересов предпринимательства касаются практически всех сфер экономики.
Наиболее многочисленные из них связаны с изданием органами государственной власти и местного самоуправления незаконных правовых актов, ущемляющих права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Допускаются нарушения закона государственными органами, обладающими контрольными и надзорными полномочиями, в процессе осуществления ими государственного контроля, отсутствует прозрачность проводимых ими мероприятий.
Федеральный закон № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» является основным законодательным актом, регламентирующим деятельность госслужащих при осуществлении государственного контроля.
Данным законом разработано десять принципов защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля, которые заключаются:
1) в обязательном уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности,
2) презумпции добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей,
3) открытости информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, включая информацию об организации и о проведении проверок,
4) при проведении проверок соответствие должностей лиц с полномочиями государственного органа,
5) недопустимо осуществление проверки несколькими органами государственной власти в отношении одного юридического лица,
6) недопустимо понуждение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к получению разрешительной документации для осуществления деятельности за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами,
7) принцип возложения ответственности на органы государственного и муниципального контроля, а также на их должностных лиц за нарушение норм ФЗ 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»,
8) все проверки проходят на безвозмездной основе,
9) все проверки финансируются за счет средств соответствующих бюджетов,
10) принцип разграничения полномочий госорганов.
В соответствии с кодексом об административных правонарушениях административное расследование может проводиться практически во всех сферах, так или иначе связанных с предпринимательской деятельностью, например, в области законодательства о рекламе, трудового и миграционного законодательства, законодательства о защите прав потребителей, о техническом регулировании, об охране здоровья граждан, в области налогов и сборов, прибавим к вышеописанным исключениям не применение норма 294 закона при проведении проверок при осуществлении лицензионного, налогового, финансового, бюджетного и миграционного контроля, строительного, пожарного и экологического контроля, земельного контроля, контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов.
В итоге получается, что сфера применения основных правил 294 ФЗ ничтожно мала. Парадоксальность ситуации, также в том, что проверки, осуществляемые контролируемыми органами вне рамок 294 ФЗ, не проходят согласование с органами прокураторы и не попадают в официальную статистику проверок по указанному закону. Основное бремя проверок как нес, так и несет малый бизнес, который в значительной степени страдает от этих проверок, потому что любое административное правонарушение предусматривает административную приостановку деятельности предпринимателя.
Для бизнеса такого рода ответственность является очень опасной, потому что бизнес практически одномоментно на срок до 90 суток теряет оборот, а как следствие и дальнейшее развитее. Согласно статистическим данным, с каждым годом увеличиваются обращения предпринимателей за защитой своих прав. При проведении проверок в рамках ФЗ 294, предприниматели имеют право привлекать уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, а также уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъектах РФ, это говорит о том, что Закон о защите прав предпринимателей и юридических лиц требует доработки. По сути, для реализации своего права по защите бизнеса одного ФЗ 294 недостаточно. [1]
Подводя итоги, стоит отметить, что закон о защите прав предпринимателей и юридических лиц, при осуществлении государственного и муниципального контроля лишь отчасти способен защитить предпринимателей от многочисленных проверок контролирующих и надзорных органов. В основных сферах хозяйственной деятельности, подконтрольной Федеральной налоговой службе, Роспотребнадзору, Государственной инспекции труда, Государственному пожарному и ветеринарному надзору, нормы ФЗ 294 практической пользы для предпринимателя не несут.
Поэтому должна существовать нормативно-правовая база, которая регламентирует порядок осуществления контроля и соблюдение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Прокуроры должны на постоянной основе организовывать встречи с предпринимателями, в том числе с использованием электронных каналов связи, с участием руководителей государственных органов и при необходимости представителей банковского сектора.
Также прокурорам следует держать на личном контроле выполнение принятых государством мер по поддержке экономики, о задолженностях перед предпринимателями по выполненным государственным и муниципальным контрактам. А еще прокуроры должны ориентировать поднадзорные органы на широкое применение бесконтактных технологий и электронных форм взаимодействия государства и бизнеса для уменьшения проявлений коррупции [2].
Конечно, со стороны государства многое делается для совершенствования механизмом защиты предпринимательства, в частности, произведена инвентаризация всех нормативно-правовых актов, регулирующих сферу бизнеса. На основании данной инвентаризации было выявлено практически 500 000 нормативно-правовых актов, которые предприниматели обязаны были соблюдать при ведении своей деятельности. Многие из этих актов были разработаны еще во времена СССР.
В ходе реформы было отменено 16 000 нормативно-правовых актов, систематизированы и структурированы действующие нормативно-правовых актов, что упрощает процесс применения их на практике. Созданы аппараты во всех регионах уполномоченного по защите прав предпринимателей. Запускаются пилотные проекты применения Федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» от 27.11.2018 N 422-ФЗ. Представители бизнес-сообщества привлекаются к разработке нормативно-правовых актов. Они имеют возможность еще на этапе проекта законодательного акта внести корректировки. Совместный опыт по созданию нормативно-правах актов показывает экономическую целесообразность. Для укрепления и поддержания данного опыта необходимо создавать альянс государства и бизнеса.
Литература:
- Йескомб Э. Р. Государственно-частное партнёрство. Основные принципы финансирования / Э. Р. Йескомб. –М.: Альпина Паблишер, 2015. — с.208.
- Килинкаров В. В. Актуальные проблемы и тенденции в практике разрешения споров в сфере публично-частного партнерства в России // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. — 2018. — № 4. С. 79