В научной литературе исследование правового статуса прокурора зачастую связано с проблемами реализации должностными лицами органов прокуратуры надзорных полномочий. Вместе с тем не меньший научный интерес представляет вопрос о прокуроре как о субъекте юридической ответственности. В статье освещаются подходы к определению понятия «правовой статус прокурора», раскрывается специфика его правового регулирования.
Ключевые слова: юридическая ответственность, правовой статус, прокурорские работники, прокуратура.
Изучение правовой природы любой юридической категории, к которой также относится правовой статус прокурорских работников, невозможно без уяснения содержания данного понятия.
Правовой статус прокурорских работников следует рассматривать как неотъемлемый элемент основ службы в органах прокуратуры, характеризующих ее сущность, который представляет собой совокупность прав, обязанностей, ограничений, запретов, установленных законодательством и гарантированных государством [1]. Приобретение правового статуса прокурорского работника связано с имеющим значение фактом поступления лица на службу в органы прокуратуры и назначением его на должность, предусмотренную Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» [2].
По мнению В. Ю. Шобухина, в содержание правового статуса прокурорского работника входит правовое положение прокурорского работника как внутри системы прокуратуры Российской Федерации (в зависимости от занимаемой должности), так и вне ее. Правовое положение прокурорского работника включает его права, обязанности, ответственность и гарантии [3]. Следует отметить, что действующее законодательство не содержит соответствующего унифицированного понятия.
В соответствии с предложенным законодателем понятием прокурорские работники являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по должности федеральной государственной службы с учетом требований Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
Правовое положение и условия службы прокурорских работников определяются Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» (раздел V), Федеральным законом от 27.05.2003 № 238-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Понятие «прокурорский работник» необходимо отличать от более узкого по своему содержанию понятия «прокурор». Согласно разъяснениям, содержащимся в статье 54 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», понятие «прокурор» распространяется на Генерального прокурора Российской Федерации, его советников, старших помощников, помощников и помощников по особым поручениям, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, их помощников по особым поручениям, заместителей, старших помощников и помощников Главного военного прокурора, всех нижестоящих прокуроров, их заместителей, помощников прокуроров по особым поручениям, старших помощников и помощников прокуроров, старших прокуроров и прокуроров управлений и отделов, действующих в пределах своей компетенции.
Под прокурорскими работниками понимаются прокуроры, а также другие работники органов и организаций прокуратуры, имеющие классные чины (воинские звания). Таким образом, данное понятие охватывает не только прокуроров, но и иных работников органов и организаций прокуратуры, к которым, к примеру, относятся научные и педагогические работники.
В органах и организациях прокуратуры помимо прокурорских работников проходят службу государственные гражданские служащие, занимающие должности, предусмотренные разделом 17 Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2005 № 1574. На данных работников требования Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» не распространяются, в связи с чем их правовой статус определяется законодательством о государственной гражданской службе и иными нормативными правовыми актами.
Одним из составляющих элементов правового статуса сотрудника прокуратуры и важным средством обеспечения законности и дисциплины является дисциплинарная ответственность [4]. Основания для привлечения прокурорского работника к дисциплинарной ответственности предусмотрены как Трудовым кодексом Российской Федерации, так и пунктом 1 статьи 41.7 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Содержащаяся в данной статье дефиниция существенно расширяет рамки общепринятого в трудовом праве понятия дисциплинарного проступка, который представляет собой не только неисполнение или ненадлежащее исполнение работниками своих служебных обязанностей, но и совершение проступков, порочащих честь и достоинство прокурорского работника.
Перечень дисциплинарных взысканий, применяемых к прокурорам, также является обширнее общего перечня, установленного трудовым законодательством, и включает в себя следующие взыскания: замечание; выговор; строгий выговор; понижение в классном чине; лишение нагрудного знака; предупреждение о неполном служебном соответствии; увольнение. Отличия в правовом регулировании дисциплинарной ответственности прокуроров обусловлены особенностями службы в органах прокуратуры, а также требованиями, предъявляемыми к личным качествам прокурорских работников.
Проявлением особенностей правового статуса прокурорских работников является наличие дополнительных оснований прекращения трудовых отношений, предусмотренных пунктом 1 статьи 43 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
Отличительные черты правового статуса прокурорских работников заключаются также в особом порядке привлечения к административной и уголовной ответственности, обеспечивающем закрепленные правовые гарантии.
Законодательство об административных правонарушениях не содержит специальных норм об административной ответственности прокурорских работников, в связи с чем можно было бы предположить о возможности их привлечения в общем порядке. Вместе с тем частью 2 статьи 1.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров, сотрудников Следственного комитета Российской Федерации и иных лиц), устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Однако Конституция Российской Федерации таких условий в отношении прокурорских работников не закрепляет, а отсутствие в отраслевом законодательстве регламентированного порядка привлечения к административной ответственности должностных лиц, наделенных специальным статусом, порождает неясность в правоприменительной практике.
Вопрос о порядке привлечения прокурорских работников к административной ответственности не раскрыт и в статье 42 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» («Порядок привлечения прокуроров к уголовной и административной ответственности»), где лишь указано, что проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором, является исключительной компетенцией органов прокуратуры.
Важной гарантией при решении вопроса о привлечении прокуроров к уголовной ответственности является закрепление в законе следующих специальных правил.
В соответствии с пунктом 1 статьи 42 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» проверка сообщения о преступлении, совершенном прокурором, возбуждение в отношении прокурора уголовного дела (за исключением случаев, когда прокурор застигнут при совершении преступления) и его предварительное расследование производятся Следственным комитетом Российской Федерации в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
Так, согласно пункту 6 части 1 статьи 447 УПК РФ прокуроры относятся к лицам, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам. В свою очередь, часть 1 статьи 448 УПК РФ устанавливает, решение о возбуждении уголовного дела принимается в отношении:
— Генерального прокурора Российской Федерации — Председателем Следственного комитета Российской Федерации на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда Российской Федерации, принятого по представлению Президента Российской Федерации, о наличии в действиях Генерального прокурора Российской Федерации признаков преступления;
— прокурора района, города, приравненных к ним прокуроров — руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации;
— вышестоящих (по отношению к прокурорам районного звена) прокуроров — Председателем Следственного комитета Российской Федерации или его заместителем.
Законодателем не раскрывается содержание понятия «вышестоящий прокурор», что является существенным недостатком правового регулирования, но с учетом сложившейся правоприменительной практики к лицам данной категории относят прокуроров субъектов Российской Федерации, их заместителей, а также заместителей Генерального прокурора Российской Федерации.
Таким образом, принимая во внимание расширительное толкование в статье 54 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» определения «прокурор», возбуждение уголовного дела в отношении остальных прокурорских работников, охватываемых этим понятием (к примеру, заместителей прокурора, старших помощников и помощников прокурора, прокуроров отдела и пр.), относится к компетенции следователей следственных органов Следственного комитета Российской Федерации.
На период расследования возбужденного в отношении прокурора уголовного дела он отстраняется от должности, однако за это время ему выплачивается денежное содержание (денежное довольствие) в размере должностного оклада, доплаты за классный чин (оклада по воинскому званию) и доплаты (надбавки) за выслугу лет.
Подводя итоги сказанному, следует отметить, что особенности привлечения прокурорских работников к юридической ответственности обусловлены его особым статусом и реализуемыми функциями, однако правовое регулирование указанных вопросов характеризуется наличием законодательных пробелов и противоречий, что требует дополнительного внимания со стороны законодателя.
Литература:
- Настольная книга прокурора / под общ. ред. С. Г. Кехлерова, О. С. Капинус; науч. ред. А. С. Винокуров. М., 2012. 1159 с.
- О прокуратуре Российской Федерации: ФЗ № 2202–1 от 17.01.1992 (с изм. и доп.)// СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.
- Шобухин В. Ю. Правовой статус прокуратуры и прокурорских работников Российской Федерации: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2005. 28 с.
- Стрельников В. Дисциплина в прокуратуре// ЭЖ-Юрист. 2013. № 29.