Диагностика профессиональных мотивов позволяет сделать карьеру молодого специалиста наиболее успешной. Мотивы карьеры будущего специалиста формируются в зависимости от индивидуальных потребностей и личностных свойств ученика и студента. В работе «Психология мотивации студентов» А. А. Вербицкий и Н. А. Бакшаева выделяют базовые формы деятельности, благодаря которым происходит трансформация познавательных мотивов в профессиональные. Орлов Ю. М. впервые использовал термин «мотивационный синдром», в котором представлены взаимосвязи познавательных, профессиональных и социальных мотивов. Развитие и изменение у студентов данных мотивов приводит к формированию определённых ценностных ориентаций личности. Данные ценностные ориентации целесообразно исследовать с помощью методики «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О. Ф. Потемкиной. В активной деятельности человека ценностные ориентации должны стать устойчивыми мотивами профессиональной деятельности, превратившись в убеждения. Следовательно, ценностные ориентации личности являются одним из ключевых элементов формирования мотивов профессиональной карьеры. Поэтому в качестве второго диагностического инструмента в комплексе с первым целесообразно использовать методику «Якоря карьеры» Э. Шейна, которая позволит определить у индивида доминирующие профессиональные мотивы, дать им классификацию и необходимые рекомендации.
Ключевые слова: квазипрофессиональная деятельность, учебно-профессиональная деятельность, познавательные мотивы, социальные мотивы, социогенез, профессиональные мотивы, мотивационный синдром, ценностные ориентации, профессиональная направленность, профессиональная мотивация, профессиональный рост, мотивы карьеры, карьера, автономия, функциональная компетентность, управленческая компетентность, безопасность и стабильность, предпринимательская креативность, потребность в первенстве, стиль жизни, материальное благосостояние, обеспечение здоровых условий.
Проблема мотивов профессиональной карьеры является одним из актуальных аспектов профессиональной подготовки в сфере высшего образования в настоящее время. Современная ситуация развития рынка труда: усиливающаяся конкуренция, динамичность карьерного развития требуют от молодого специалиста повышенной мотивационной готовности и гибкости профессиональной мотивации. Диагностика и осознание профессиональных мотивов позволяет сделать карьеру молодого специалиста максимально успешной.
Термин «карьера» имеет много значений. Он происходит от латинского carrus – телега, повозка и итальянского carriera – бег, жизненный путь, поприще. Понятие «карьера» многими учёными понимается как продвижение вперед по однажды выбранному пути деятельности, например, получение больших полномочий, более высокого статуса, престижа, власти, денег. Выражение «сделать карьеру» в современном понимании означает добиться престижного положения в обществе и высокого уровня дохода [7].
Мотивы карьеры (как и любые другие мотивы) у каждого человека – разные. Формируются они ещё в период школьной учебной деятельности в зависимости от индивидуальных потребностей и индивидуальных личностных свойств ученика, а в последствии, студента.
Рассмотрим формирование мотивов карьеры в процессе профессионального обучения. В работе «Психология мотивации студентов» А. А. Вербицкий и Н. А. Бакшаева выделяют три базовые формы деятельности ученика:
1) учебная деятельность (лекция, семинар).
2) квазипрофессиональная деятельность (деловая игра, тренинги).
3) учебно-профессиональная деятельность (научно-исследовательская работа студентов, производственная практика, дипломный проект и т.п.) [1].
В формах собственно учебной деятельности осуществляются главным образом передача и усвоение информации; в квазипрофессиональной - моделируются целостные фрагменты производства, их предметно-технологическое и социально-ролевое содержание; в формах учебно-профессиональной деятельности студент совершает действия и поступки, соответствующие нормам собственно профессиональных и социальных отношений специалистов, вступающих в процессе коллективно-распределенного труда в межличностное взаимодействие и общение [1].
Переход от учебно-познавательной деятельности студента к профессиональной деятельности специалиста выступает проблемой трансформации познавательных мотивов в профессиональные [2]. Следовательно, существуют предпосылки формирования мотивов профессиональной карьеры в процессе обучения в ВУЗе.
Представляет интерес исследования Ю. М. Орлова о взаимосвязи мотивов и ценностей в студенческом возрасте. Ю. М. Орлов впервые использовал термин «мотивационный синдром», в котором представлены взаимосвязи познавательных, профессиональных и социальных мотивов. Развитие и изменение у студентов этих мотивов во взаимодействии между ними приводит к формированию определённых ценностных ориентаций личности [3].
Психологическая модель строения и функционирования мотивации человека и ее развития в процессе социогенеза, конкретизирует понимание личностных ценностей как источников индивидуальной мотивации, функционально эквивалентных потребностям. Ценностные ориентации – это ориентиры, на основе которых человек выполняет свою профессиональную деятельность [4]. По классификации О. Ф. Потёмкиной такими ценностными ориентациями являются: «свобода», «труд», «власть», «деньги». Их можно исследовать с помощью методики «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно - потребностной сфере» [5]. Эти ценности интерпретируются следующим образом:
- Для людей, ориентированных на «свободу», свобода представляет главную ценность. Очень часто ориентация на свободу сочетается с ориентацией на труд, реже это сочетание «свободы» и «деньги».
- Люди, ориентирующиеся на «труд» не жалеют выходных дней, отпуска и т. д. Труд приносит им больше радостей и удовольствия, чем какие-то иные занятия.
- Ориентация на «власть» свойственна представителям сильного пола. Очень часто - это производственники, хотя среди них бывают и исключения.
- Ориентация на «деньги» обычно бывает в двух случаях, когда деньги есть и когда их нет.
В активной деятельности человека ценностные ориентации находят свое выражение именно через профессиональную направленность личности и должны стать устойчивыми мотивами профессиональной деятельности, превратившись в убеждения, следовательно, ценностные ориентации личности являются одним из важнейших элементов для формирования мотивов профессиональной карьеры. На наш взгляд, проведение методики О. Ф. Потемкиной на студентах 1 курса являлось бы важным элементом изучения профессиональной мотивации будущего специалиста.
В качестве второго диагностического инструмента целесообразно использовать методику «Якоря карьеры» Э Шейна [6]. Данная методика позволяет определить следующую классификацию профессиональных мотивов:
Автономия. Человеком движет стремление к независимости. В рамках организации ее дают высокая должность, статус, авторитет, заслуги, с которыми все вынуждены считаться.
Функциональная компетентность. Человек стремиться быть лучшим специалистом в своем деле и уметь решать самые сложные проблемы. Для этого он ориентируется на профессиональный рост.
Управленческая компетентность. Человеком руководит стремление к власти, лидерству, успеху, которые ассоциируются с высокой должностью, званием.
Безопасность и стабильность. Деятельностью работников управляет стремление сохранить и упрочить свое положение в организации.
Предпринимательская креативность. Людьми руководит стремление создавать или организовать что-то новое, заниматься творчеством.
Потребность в первенстве. Человек стремиться к карьере ради того, чтобы быть всегда и везде первым, «обойти» своих коллег.
Стиль жизни. Человек ставит перед собой задачу интегрировать потребности личности и семьи, например, получить интересную, достаточно высоко оплачиваемую работу, предоставляющую свободу передвижения, распоряжения своим временем и т.п.
Материальное благосостояние. Высокая заработная плата.
Обеспечение здоровых условий. Работником движет стремление достичь должности, которая предполагает выполнение служебных обязанностей в благоприятных условиях.
Таким образом, мотивы профессиональной карьеры определяют поведение человека в области трудовой деятельности, связанной с должностным или профессиональным ростом. Психодиагностическое изучение мотивов профессиональной карьеры, в том числе на ранних этапах профессионализации, позволяет направить карьеру в сторону максимально успешной деятельности человека. В связи с этим нам представляется перспективной проблема диагностики и развития мотивов профессиональной карьеры в студенческом возрасте.
Литература:
Вербицкий, А.А. Психология мотивации студентов [Текст]: учебное пособие / А.А. Вербицкий, Н.А. Бакшаева. – М.: Логос, 2006. – 184 с.
Вербицкий А.А., Бакшаева Н.А. Проблема трансформации мотивов в контекстном обучении // Вопросы психологии, 1979, №4.
Орлов Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов вуза: Докт. дис. М., 1984.
Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. Психологическое обозрение №12. – 2000.
Райгородский Д.Я. (редактор-составитель) Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ – М», 2008. – 672 с.
Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология: Учебное пособие. СПб., 2002.
Интернет – ресурс: wikipedia.org/wiki/%CA%