- Современные тенденции.
В настоящих условиях российская экономика выходит на новый этап развития, который связан с повышением значения внутренних систем управления предприятий, организаций, институтов. Причем это обусловлено не только повышением значения систем управления, но и их выводом на уровень современных требований, связанных с необходимостью обеспечения конкурентоспособности, эффективности и результативности организаций, фирм, институтов в условиях жесткой рыночной борьбы за потребителя, качество услуг, повышение производительности работников. Рыночные условия предопределяют необходимость повышения управляемости российских предприятий реального сектора экономики тем более, что многие предприятия сталкиваются с серьезной проблемой отсутствия эффективной системы управления, поскольку за период трансформации экономики им пока не удалось ее построить.
Поиск новых методов создания экономически эффективных систем управления в значительной мере связывается с использованием основных идей интегрированных информационных систем и автоматизации. Именно эти идеи, как считается, позволяют яснее представить и обосновать пути рационализации сложных структур, в частности, современных предприятий.
Начальным этапом в разработке отдельных аспектов технологий применительно к управлению является формулирование идей и подходов, направленных на качественное изменение организационного плана экономического пространства предприятий, для обозначения которого используются категории: «реинжиниринг бизнес-процессов», «управление процессами», «электронные методологии». Активную позицию в данном направлении занимают методологии: RAD, IDEF, Process Engineer, SHL Transform, Architect.
Анализ показывает, что имеющиеся типовые информационно- технологические продукты пока слабо адаптированы к реалиям российских организаций, что обусловливает в качестве генерального - путь по разработке отечественных технологий с использованием эффективных элементов западных технологий. При этом на повестке дня стоит задача создания информационно- технологической основы «новой» российской экономики. Причем создаваться она должна «снизу», в основном звене экономики - на предприятиях, корпорациях, фирмах, организациях, институтах.
Новейшие системы управления, как правило, включают:
- информационную подсистему, обеспечивающую сбор, обработку и распределение информации в нужной форме и в требуемое время;
- подсистему разработки и принятия решений на основе данных информационной подсистемы;
- подсистему контроля, способную выявлять ошибки в принятых решениях и корректировать их по необходимости.
При этом особо следует подчеркнуть, что это не просто новые технологии управления, речь идет о создании цивилизованного интегрированного организационно-экономического пространства (среды) управления.
Информатизация экономической организационной среды организаций выдвигает новые научно-теоретические и практические задачи совершенствования организации управления, от решения которых, в конечном итоге, зависит конкурентоспособность предприятия. Однако в настоящее время принципы встраивания новых информационных технологий в систему управления предприятиями и их совершенствования недостаточно разработаны.
В этой связи уместно заметить, что информационно-технологические интегрированные системы управления организациями ориентированы на решение следующих ключевых задач:
выявление скрытых резервов увеличения результативности деятельности организации;
снижение себестоимости продукции и услуг;
оптимизация загрузки основных фондов, рабочего времени персонала;
повышение управляемости организации посредством реструктуризации, совершенствования методов и процессов управления;
качественное изменение методов управления на основе делегирования полномочий в принятии управленческих решений па нижние уровни управления, ограничение бюрократических форм согласования решений в организации.
Информационные технологии имеют важное значение в формировании конкурентоспособности предприятия, поскольку позволяют на практике реализовать индивидуальный подход к потребителю, обеспечивая возможность быстро перестраиваться на выпуск новой продукции. Роль управленческой информационной технологии в качестве вспомогательного инструмента управленческого процесса заключается в ускорении ответной реакции хозяйствующего субъекта на возмущающее воздействие со стороны внешней среды.
Роль ИТ в управленческой системе.
Возрастание роли информации, информационных технологий и телекоммуникаций в экономическом пространстве способствует изменению предприятий в плане обеспечения гибкости и маневренности, экономичности, экологичности, способности развивать и использовать потенциал предприятия, его инновационность.
Вообще циркуляция информации в управлении организацией с использованием компьютерных технологий определяется комплексом реализуемых программ (проектов), которые претворяют в жизнь определенную цель (задачу) управления в пределах свойств имеющейся информации. В этих условиях феномен целеполагания и фактор ценности сообщений наиболее значимы для получения общего результата работы организации: прибыльности, устойчивости, конкурентоспособности. эффективности.
Применительно к настоящей статье наиболее конкретизированной и реальной нам представляется следующая трактовка ключевого понятия: «под информационной управленческой интегрированной технологией понимается совокупность методов и средств формирования и воздействия на информацию с целью ее преобразования в соответствии с потребностью управления разработкой проектов и организации эффективного взаимодействия элементов проектного производства — от материальных до трудовых».
Следует отметить, что из множества причин, по которым организация работает неэффективно, надо выделить те, которые связаны с информационным обеспечением управления, так как, по оценкам западных экспертов, 90% различных неудач малых и средних фирм связано с неопытностью менеджеров, некомпетентностью руководства, его неумением ориентироваться в изменяющейся рыночной обстановке в связи с недостаточным информационным обеспечением.
Вo многом это определено сменой глобальной парадигмы, отражающей переход от бюрократического, детерминированного механизма хозяйствования к гибкой, самоорганизующейся системе рыночного регулирования. Спонтанное формирование информационных потоков в рыночных структурах и отсутствие надежного механизма контроля и защиты информации в коммерческой, инновационной и научно-технической деятельности приводят к снижению экономической безопасности страны.
Из-за отсутствия единой эффективной концепции формирования и развития информационной системы управления (ИСУ) предприятий проявляются отрицательные тенденции дезинтеграции, обособления и снижения уровня толерантности информационных потоков. Все это отнюдь не способствует эффективному хозяйствованию отдельных предприятий, а также стабилизации промышленного производства и экономики России в целом.
Основные принципы формирования эффективной информационной технологии организации в современных условиях
Ключевые принципы |
Сущность проявления |
Форма реализации |
1. Открытость |
Обеспечение свободного доступа к другим системам |
Достижение совместимости объектов по уровню технико-технологического развития, методам сбора и хранения, трансформации |
2.Стандартизация и унификация |
Единство базовых элементов, возможность совместимости |
Расширение масштабов использования, возможность получения мультипликационных эффектов |
3.Иерархия построения систем |
Обеспечение вертикального движения потоков информации |
Обеспечение взаимосвязи, интеграция технологий, расширение движения информационных потоков |
4.Интеграция обработки информации |
Активное встраивание в управленческие системы, совместимость программно-технических средств |
Эффективность передачи данных, гибкость информационного обеспечения управленческих подразделений |
5.Стабнильность и развитие технологии |
Устойчивость управленческих систем, постоянное совершенствование информационного обеспечения управления |
Возможность качественного преобразования информационных технологий при сохранении стабильность. Лучшее удовлетворение потребностей управления |
6.Четкое структурирование технологии |
Соответствие действующим организационным структурам |
Возможность активной интеграции технологических процессов по уровням управления |
7.Способность активной модернизации |
Возможность трансформации технологий, соответствующих научно- техническому прогрессу |
Постоянная настройка отдельных элементов системы информации в соответствии с задачами организации |
При реализации этих принципов управленческая информационная система, формирующаяся из взаимосвязанных подсистем, обеспечивает удовлетворение потребности в информации пользователей соответствующего звена управления: операционного, подсистемы поддержки принятия решений тактического звена управления, стратегической информационной подсистемы.
Информационные потоки
Управление невозможно без информации, поскольку она является своеобразной «кровеносной системой» управленческого процесса, однако движение в этой системе может быть различным и даже «особенным». И эти особенности заложены информационно - технологической инфраструктуре управления организаций
Общая схема движения информации в системе предприятия
Процессы управления обеспечивают согласованность действия структурно- организационных компонентов предприятия, определяя целенаправленность его функционирования. По существу и по своей природе процессы управления являются информационными, поскольку отличаются от материально-вещественных процессов специфическим предметом и продуктом труда — информацией. Реализация функции управления требует использования специфических инструментов - средств информации, а труд в процессе управления имеет специфическую форму обеспечения принятия управленческих решений.
Нужно сказать, что назначение информационно-технологической инфраструктуры в соответствии с принятым подходом заключается в переработке данных в такую форму, которая будет приемлема для выработки и принятия управленческих решений именно в данной организации и в данных условиях.
Проблема информационно-технологического обеспечения управления достаточно активно разрабатывается, по этой проблеме имеется обширная литература, разработаны различные виды информационно - технологических продуктов. Но все равно актуальными остаются проблемы следующего порядка:
использование новейших технологий (в настоящее время большинство из них построено на компьютерной основе);
адаптация сделанных разработок к условиям данного предприятия;
разработка оригинальных инструментов технологий с учетом специфики предприятия;
адаптация персонала к новым технологиям (преодоление сопротивления персонала новациям);
организация прямой коммуникации между подразделениями и руководством;
разработка особых форм интеграции информационно-технологических систем в проектном производстве.
Качество и важность используемой управленческой информации (в общей трактовке это средство обоснования решений) играют решающую роль в процедурах их принятия. В этой связи управленческая информация должна отвечать следующим характеристикам: достоверность, полнота, точность, актуальность и удобство использовании.
В качестве основных направлений развития информационной интеграции предприятия можно отметить следующие:
организацию информационного обмена с поставщиками и потребителями;
применение современных методов проектирования с использованием сети Интернет;
создание электронных каталогов организационно-проектной продукции, услуг сервисных служб и др.;
предоставление потребителем технической документации в электронном виде.
Материально-техническая база информатизации общества включает компьютерные. автоматизированные и коммуникационные средства. Отсюда непосредственно следует несомненная важность интегрированных систем связи и процессов компьютеризации как материальной основы процесса информатизации. Конкретные технические средства определяют структуру и функционирование любой информационной системы в качестве основной компоненты.
Важная компонента функционирования - это факторы, комплексное действие которых приводит информационную систему в движение:
наличие стимула и возможностей производства информационной системы;
желание и возможности передачи информационной системы на соответствующий материально-технический носитель;
наличие стимула и возможностей приобретения информационной системы;
желание и возможности передачи информационной системы с материально- технического носителя.
Заключение.
Новые условия развития экономики диктуют необходимость разработки управленческой информационной системы, что требует выработки новых методов для обработки возрастающего объема информации, а также наличия:
достаточной мощности объема для переработки информации;
оперативности и способности к быстрой трансформации;
возможности восприятия информации для персонала;
достаточности информации для принятия решений;
цели, ориентированность на определенные управленческие уровни;
гарантии достоверности поставляемой информации в пределах временных интервалов;
периодичности поставки информации;
способности к перспективной адаптации и ориентации на возможные изменения.
Данные общеметодологические требования дополняются в настоящих условиях новыми инструментами и механизмами формирования, структурирования и использования информации, в частности:
рациональной децентрализацией управления, передачей права и обязанностей принимать решения и ответственностью за принятое решение перед подчиненными;
управлением знаниями, накоплением и распространением опыта сотрудников, аккумулированием интеллектуального потенциала организации;
ориентацией на обеспечение эффективности управленческой деятельностью;
овладением персоналом современных продуктов компьютерных технологий.
Применение этих технологий на практике содействует в конечном итоге повышению конкурентоспособности предприятия.
Следует в этой связи подчеркнуть, что информационные технологии отнюдь не самоцель, а основа современных интенсивных наукоемких технологий, нацеленная на повышение эффективности взаимодействия менеджеров и руководителей предприятий. Разработка нового поколения технологий, способных обеспечить высокоэффективное интеллектуальное взаимопонимание и производственное взаимодействие между специалистами - сложная задача ближайшего будущего, требующая применения принципиально иных знаний и методов.
- Литература:
Мильнер Б.З. «Теория организации», М.: Инфра – М, 2007 г.
Воробович Н.П. «Методологические основы создания информационных технологий управления строительными проектами» М., 2007 г.