В статье освещаются вопросы истории развития дидактики в Узбекистане на основе сравнительно-исторического анализа образования на Западе и Востоке. Представлены некоторые результаты исследования проблемы узбекскими учёными. Охарактеризованы тенденции образования в Узбекистане в 20-е годы XX столетия. В статье подчеркивается мысль о дальнейшем развитии дидактики в Узбекистане под влиянием сотрудничества в области образования с развитыми государствами и глобализации образования в мире.
Ключевые слова: история образования, развитие дидактической мысли, сравнительный анализ, педагогика Востока, педагогика Запада, мыслители Востока, узбекские просветители.
Педагоги Узбекистана с гордостью отмечают достойный вклад, которые внесли восточные мыслители, учёные в формирование и развитие педагогики Запада, так как их наследие положительно повлияло на цивилизацию не только Запада, но и всего мира. Например, учение выходцев из Моварауннахра (ныне территория Узбекистана) Мусо Мухаммада ал-Хорезми, Ахмада ал-Фаргони, Абу Насра Фараби, Абу Али ибн Сина, Абу Райхана Беруни оказало влияние на развитие научных знаний в Европе, в частности, и на содержание образования во всем мире. Так, в основу науки алгебры положен трактат Ал-Хорезми и использован сам термин название его книги «Ал-китоб ал мухтасар фи хисоб АЛ-ЖАБР» ал мукобала». Использованный ученым термин «алгоритм» закрепился в науке. Его «Зиж» имело большое значение для развития асрологической науки как в Европе, так и на Востоке. На основе книги Ал-Хорезми по арифметике испанский ученый из Севильи Иоанн создал свой учебник (XII век). Книгу Ал-Хорезми по алгебре в 1145 году перевел на латинский язык Роберт Честер (Севилья). Ещё один великий ученый Востока Абу Юсуф Якуб ибн Исхак ал-Киндий (801-873) за несколько столетий до Эйнштейна выдвинул идею о физическом явлении – относительности. Он одним из первых написал трактат в Области исследования оптики, который впоследствии в латинском переводе использовали на Западе как научное направление. Его исследования (книги) – восемь по теории чисел и три по пропорциям и измерению времени (всего - 11) положены в основу современной арифметики.
Ал-Кинди – основоположник психо-физиологии, и в этом направлении он опередил на несколько столетий признанных в Европе ученых Вебера и Фехнера.
Высокий потенциал как ученого, научные открытия по достоинству оценили западные ученые. По утверждению профессора Хитти, Ал-Кинди «Самый первый из специалистов по оптике». Ж.Т. де Бауэр назвал Ал-Кинди самым выдающимся и авторитетным математиком и физиком средневековья. Ал-Кинди поставлен в один ряд с всемирно известными учеными Рожером Бэконом, Леонардо да Винчи, Кеплером. При изобретании телескопа, микроскопа ученые Запада использовали наследие ученого с Востока [7].
Разумеется, в научных изысканиях великих ученых Востока достойное место занимала система образования.
В самых древних рукописях (Китай, Индия, Египет) можно найти сведения о требованиях, предъявляемых и к воспитателям (учителям) и к воспитанникам. Например, в «Авесто» перед учителями ставится задача: обучать благородным мыслям, добрым делам и «добрым» словам (Ясна, 31-раздел).
Требования к ученикам заключаются в следующем: с утра до глубокой ночи овладевать знаниями, напрерывно размышлять над прочитанным, старательно и серьезно изучать науки, глубоко осваивать наследие ученых прошлых веков (четвертый том, второй раздел) [2, 369].
В системе воспитания Востока особая роль отводилась учителю (устозу). Так, в V-XIII веках во времена тюркского владычесва, если кто-либо при письме допускал ошибку, обвиняли в этом его преподавателя. На Востоке авторитет наставника (устоза) и доверие к нему были настолько высоки, что родители отдавая на воспитание своих детей, всегда внушали им: «Мясо ваш (учителю), кости наш», учитель почитался даже выше родителей.
Общеизвестно, что педагогическое наследие древнегреческих ученых и философов, живших в 469-370 годах до н.э. – Сократа, Платона, Аристотеля, Демокрита, выдвинутые ими идеи и теории в области обучения и воспитания считаются важными источниками в данном направлении. Они оказали большое влияние на зарождение и формирование научной дидактики на территории Узбекистана. Развитие философских и этических знаний в Греции послужило основой для формирования системы обучения и воспитания в государстве, где основными науками считались арифметика, геометрия, астрономия, музыка, ораторское искусство, а ведущим принципом признавалось самовоспитание и познание себя. Греческая философия оказала непосредственное влияние на взгляды в области философии обучения ученых Востока Фараби и ибн Сино. Знаменитый греческий философ Сократ (469-399 до.н.э.) является основоположником метода «вопрос-ответ», то что в современной педагогике мы называем «проблемными вопросами» или методом проблемного обучения.
В отличие от Европы, на Востоке в средние века наблюдался расцвет науки, и особое внимание уделялось освоению мировых научных знаний. IX-XII в.в. получили название «золотого века» - эпохи Возрождения. – восточного ренессанса. В IX-XII в.в. ученые выдвигали теорию обучения, направленную на самостоятельное овладение знаниями и развитие мыслительной деятельности. Эта теория получила свое развитие в произведениях великих мыслителей Фараби, ибн Сино, Абу Райхона Беруни. В VIII – и начале IX века в Хорезме был создан Центр науки, в котором осуществлялись большие открытия в области точных наук. Этот научный центр впоследствии вошёл в историю под названием Академии Мамуна.
В этот период зарождается теория и практика обучения, ведущим принципом которой является изучение научных знаний. Особо следует отметить создание трудов по математике выдающимся ученым Хорезми, в которых он показал, как можно использовать математические методы в различных сферах – финансовой сфере, торговле, юриспруденции, в кадастровых делах (учет и измерение земельных участков), проведении каналов и других жизненно необходимых работах. Книги Хорезми можно считать прообразом современных учебников и пособий, так как они направлены на изучение новых, применение их в практике, формирование необходимых умений и навыков.
Нравственный облик представителей эпохи Возрождения, их деятельность могут служить образцом для подражания, примером в формировании личностных качеств – выдержанности, воли, совестливости, тактичности, добропорядочности.
По сравнению со Средней Азией, на Востоке педагогика как наука стала развиваться позже, в XIV – XVI веках, когда было отмечено установление классно-урочной системы обучения, началось разработка научно-практических основ дидактики.
В XIV-XIX веках, в эпоху ханского правления в Туркестане, к сожалению, приходится констатировать отсутствие появления каких-либо новых идей в области педагогики. По утверждению Хамида Зияева, драматизм ситуации того времени заключался в том, что управление образованием со стороны ханского правительства осуществлялось не по определенным законам (на основе программ, уставов)а в соответствии с личными прихотями представителей власти [5; 117]. В то время, в образовании была реализована классно-урочная система, в школах Туркестана, она не нашла своего применения, то есть в наших школах не существовало понятия изучения конкретных учебных курсов. Не был определен учебный режим (приход в школу и уход), общие правила для учащихся ; школьный учитель давал каждому ученику отдельные задания, независимо от учебного плана и программы. Не предпринимались попытки обратиться к опыту более развитых стран мира. В этом направлении, педагогическая мысль не развивалась, образование «варилось в собственном соку», наблюдалось состояние «растерянности» (М.Бехбуди).
В своей статье «Эхтиёжи миллат» («Потребности нации») Махмудходжа Бехбуди писал: «Для того, чтобы закрепиться в мировом сообществе нужно обладать мировыми науками и знаниями. Народ, не пользующийся современными научными знаниями, будет попран другими народами. Прежде чем выйти на рынок Европы с каким-либо товаром, надо десять раз овладеть знаниями. Чтобы избежать отрицательных последствий нужно учить и учиться. Детям должно остаться от родителей в наследство религиозная наука и современные знания» [4; 202].
В конце XIX и начале XX века в Узбекистане выступили джадиды (приверженцы нового) с идеями реформирования социальной сферы, в частности – обновления школьной системы. Они усвоили просвещенческие взгляды из европейской системы обучения, изучали деятельность учителей в созданных царской Россией русско-туземных школах, внедряли культуру стран арабского Востока. Особо следует отметить огромный вклад, который внес Бутрус ал-Бустоний (1819-1883) в развитие национальной школы Египта на основе опыта развитых европейских государств. Вместе со своим единомышленником и другом Насифом ал Йазийжи они открыли национальные школы, где знакомили учеников с научными достижениями стран Европы [6; 16].
В начале XX века на территории Туркестана (современный Узбекистан) распространились идеи просветительства, которые зародились в Европе в XVIII веке и осуществлялись вплоть до XX века. Запад в этом отношении оказал непосредственное влияние на джадидов. Просветители Туркестана познакомились с идеями русских педагогов К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, по их примеру преподавали в русско-туземных школах, создавали учебники и обучали грамоте русских и узбекских детей на основе звукового метода. Джадиды глубоко изучали педагогический опыт С.М.Граменицкого (1859-1919), В.П.Наливкина (1857-1912), а также европейскую систему образования в практическом и теоретическом аспекте, познакомились с научно-теоретической деятельностью татарского педагога Исмаила Гаспринского, который открыл в Бахчисарае новометодную начальную школу. В этот период реформирование в области образования можно было наблюдать в странах арабского Востока, Сирии, в Крыму и на Кавказе. Кроме того, на политические и педагогические взгляды джадидов оказали влияние идеи отраженные в статьях и распространенные в арабском мире сирийских просветителей, Журжи Зайдона (ежемесячный журнал «Ал-халол»(Луна), Бутруса ал-Бустоний (журнал «Ал-Жинон») газеты «Ал-жинон» («Сад») и «Ал-жунайна» («Садик») и в целом ряде других изданий [6; 16].
В середине XIX века для народа Туркестана как составной части Российской империи открылся новый мир, связанный с необходимостью глубокого изучения европейской культуры.
В этой связи известный просветитель Абдулла Авлони размышлял: «…в полудикую Среднюю Азию, в Туркестан вместе с Российским правлением была привнесена иная культура. Возникал вопрос: нужно ли выходить из привычных рамок или подождать? По нашему убеждению, нельзя было оставаться в прежнем положении. Оставался один выход – принять новую культуру и войти в неё».
Узбекские просветители разъясняли народу преимущества новых подходов в системе обучения, в то же время говорили о том, что нельзя вслепую перенимать что-то новое, нужно опираться на национальные ценности, исторически сложившиеся традиции, духовность, которые лежат в основе народной педагогики. Отец узбекских джадидов Махмудходжа Бехбуди, чья жизнь и творчество пришлись на XX век, в своей статье «Эски мусулмон мадрасаларинда нималар укитилар эди» («Чему обучали в старых мусульманских медресе») излагал мысли о том, что около 4-5 веков назад в мусульманском мире были созданы университеты, учебные заведения другого типа, обсерватории, в которых осуществлялось изучение наук. Даже предки современных французов получали образование в мусульманских университетах. С какого-то времени интерес к мусульманским университетам и учебным заведениям стал ослабевать. Изо дня в день их престиж стал падать, и в сегодняшнем мире они не считаются авторитетными [4; 24].
Одна из важнейших задач педагогической науки состоит в изучении огромного наследия и философской мысли ученых Востока (Фараби, Ибн Сино, Имома Газзали) и не менее известных Абуали Ахмада бин Рази, Абу Лайс Самарканди, Нажмиддин Кубро, педагогические взгляды которых недостаточно изучены. Необходимо также раскрыть влияние, которое оказали традиции наставничества и обучения «устоз-шогирд» (учитель-ученик), сформированные ещё в древности и в начале эпохи Ренессанса, деятельность педагогов – просветителей начала XX века (Бехбуди, Ходжи Муина, Аваза Утара, А.Авлони и др.), на развитие мировой педагогической мысли. По нашему мнению, В Европе необходимо более глубоко изучать образовательные ценности народов Востока и практически использовать восточную мудрость и дидактические мысли, так как многие национальные формы, приемы и методы, применяемые на Востоке в далеком прошлом, вполне применимы и в современной модернизации образования.
В результате сравнения развития педагогической мысли на Востоке и Западе, начиная с древности и до начала XX века, мы пришли к следующим выводам:
1. Педагогические идеи времен Возрождения, реализованные в практике на Востоке и, в частности в Средней Азии, оказали положительное влияние на развитие педагогической мысли в Европе.
2. Глубокое изучение народной педагогики, наследия великих ученых Востока Фараби, Ибн Сино, Нажмиддин Кубро, Абуали Ахмада бин Якуб Рози, Беруни, Улугбека, жизнеутверждающих идей просветителей XX века должно войти в число актуальных проблем для всестороннего исследования современной истории педагогики.
3. Недостаточная изученность и внимание к педагогическому опыту передовых стран в XVII – XIX в.в. на территории Средней Азии и в частности Туркестане (Узбекистане) обусловили появление в XX веке просветителей с идеями о реформировании педагогической системы обучения.
4. Важную роль в развитии педагогики играет изучение и развитие передовых идей в республиках бывшего Союза (в XX веке) и современных национальных государствах (на территории бывшего Союза).
5. В дальнейшем развитии дидактики в Узбекистане, безусловно, большое значение имеет сотрудничество в области образования с развитыми зарубежными государствами и интеграция в мировую образовательную систему.
Литература:
1. Г.Абдураҳмонов, А.Рустамов. Қадимги туркий тил. Матн қисми. – Т.: Ўқитувчи, 1982.
2. Авесто. Тарихий-адабий ёдгорлик. Асқар Маҳкам таржимаси. - Т.: Шарқ, 2001. – 384 б.- 369-б.
3. А.Авлоний. ТА, 2 жилдлик. Ж.2. – Т.: Маънавият, 1998. - Б. 218-219.
4. Беҳбудий М. Танланган асарлар.- Т.: Маънавият, 1997. - 232 б.- 24-б.
5. Ҳамид Зиёев. Буюк Амир Темур салтанати ва унинг тақдири. – Т.: Маънавият, 2008. – 135 б. – 117-б.
6. У.Саидов. Европа маърифатчилиги ва миллий уйғониш. – Т.: “Академия” нашриёти, 2004. -103 б. – 16-б.
7. www.buxoriy.uz/index.php… М.Аҳмад. Ислом ҳазоралари. – Т.: «Мовароуннаҳр» нашриёти, 2004.