- В результате Великой
Октябрьской Социалистической революции и прихода к власти
большевиков 22 ноября 1917 году был принят Декрет о суде №1,
в результате чего одновременно с роспуском судебных учреждений и
иных государственных органов перестала существовать и система
обеспечения исполнения судебных актов. Проект декрета был
подготовлен большевиками П.И. Стучкой и первым наркомом юстиции
РСФСР Г.И. Оппоковым, этот документ в соответствии с теоретическими
воззрениями В.И. Ленина предусматривал полную ликвидацию органов
буржуазной юстиции. Исключения допускались только для системы
мировых судей, деятельность которых приостанавливалась. В Декрете о
суде говорилось: «…Упразднить доныне существующие общие
судебные установления, как-то: окружные суды, судебные палаты и
Правительствующий Сенат со всеми департаментами, военные и морские
суды всех наименований, а также коммерческие суды, заменяя все эти
установления судами, образуемыми на основании демократических
выборов...» [1, с. 572] Институт судебных приставов,
просуществовавший длительное время был упразднен. В то же время,
судебным приставам, как и другим канцелярским чиновникам
упраздненных учреждений, предписывалось «… оставаться
на своих местах и под общим руководством комиссаров исполнять все
необходимые работы по направлению неоконченных дел, а равно и
давать, в назначенные дни, заинтересованным лицам справки о
положении их дел». Декрет о суде от 7 марта 1918 г. № 2
предусматривал, что исполнение решений до избрания новых органов
должно производиться Красной гвардией по установленному ранее
порядку. [2, ст. 420] Все решения предполагалось исполнять
немедленно, невзирая на возможное обжалование. Инструкция Наркомюста
РСФСР от 23 июля 1918 г. «Об организации и действии местных
народных судов» [3, ст. 589] ограничила немедленное исполнение
решений по делам, по которым присуждено не более 500 рублей, а
Положение о народном суде от 21 октября 1920 [4, ст. 407] года и
вовсе предоставило право решать вопрос о предварительном исполнении
решения народному суду, вынесшему это решение. Все же остальные
решения исполнялись лишь по истечении срока на обжалование.
Исполнение решений по гражданским делам и различного рода денежные
взыскания возлагались на судебных исполнителей. О них говорится в
Положении о народном суде РСФСР, принятом декретом ВЦИК от 30 ноября
1918 г. Судебные исполнители работали при судах. Они выполняли
решения судов и судебные приказы по гражданским делам,
исполнительные надписи нотариусов, определения судов, решения
арбитражных и земельных комиссий и третейских судов, другие акты.
При отсутствии судебных исполнителей судебные решения и решения
земельных комиссий исполняли волостные исполкомы и органы милиции.
Декрет ВЦИК от 27 октября 1920 г. «Положение о народном суде
РСФСР» в статье 82 устанавливал, что приговоры приводятся в
исполнение органами милиции, а решения и всякие денежные взыскания -
судебными исполнителями или органами милиции.
- В 20-е годы XX века функции судебного исполнения выполняли судебные исполнители, состоящие при судах, находясь в двойном подчинении органам юстиции и судам. Служба судебного исполнения работала достаточно активно в связи с оживлением гражданского оборота. Принятый 7 июля 1923 года первый Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, вступивший в силу с 1 сентября того же года, содержал специальный пятый раздел, где находились нормы, регулирующие исполнительное производство. Исполнение судебных решений было предоставлено сторонам. И только в случае отказа от добровольного исполнения взыскатель мог просить суд, вынесший решение, о принудительном исполнении последнего и о выдаче исполнительного листа. [5] Целью исполнительного производства стало «…быстрое, удобное и дешёвое исполнение требований кредитора… и сохранение должника как хозяйственной, рабочей силы ». [6, с. 266] Так, часть 5 ГПК РСФСР от 10.07.1923, состоящая из 7 глав (62 статьи), полностью посвящена исполнению судебных решений приставами, содержит в себе перечень судебных актов, подлежащих исполнению, порядок возбуждения исполнительного производства, принудительного исполнения, порядок обращения взыскания на имущество и заработную плату должника, порядок взыскания с государственных учреждений и предприятий, порядок организации реализации имущества.
В соответствии со ст.255 ГПК РСФСР от 10.07.1923 исполнению в порядке, определенном статьями Кодекса, подлежат:
а) решения судов по гражданским делам;
б) судебные приказы по гражданским делам;
в) определения судов по делам особых производств и об обеспечении исков;
г) определения судов по гражданским делам о наложении штрафов;
д) постановления судов, вынесенные в силу ст. ст. 121а и 459 УПК;
е) решения Арбитражных и Земельных Комиссий в порядке, предусмотренном положениями о них, и Третейских Судов.
- Согласно ГПК РСФСР 1923 года судебным исполнителем мог быть назначен гражданин, пользовавшийся избирательными правами, если он прослужил в течение одного года на какой-либо из должностей в органе советской юстиции или выдержал экзамен при губернском суде. Судебные исполнители назначались на должность и увольнялись с должности по распоряжению председателя губернского или окружного суда. В соответствии со ст. 270 ГПК РСФСР от 10 июля 1923 года контроль над действиями судебного исполнителя возложен на народного судью, в районе которого производится исполнение. За исполнение судебных решений и других актов исполнители взыскивали сборы по установленным таксам, которые подразделялись следующим образом: 75 % шло в доход государства, 25 % – в общий фонд вознаграждений судебных исполнителей данной губернии или других лиц, фактически исполняющих решение.
Особым образом исполнялись судебные решения, связанные с неуплатой сельскохозяйственного налога. Согласно Декрету ВЦИК, СНК РСФСР от 11.07.1923 «Инструкция о порядке привлечения к ответственности за нарушение Декрета о едином сельскохозяйственном налоге и о порядке возбуждения, направления и рассмотрения дел об этих нарушениях» по выявлении факта неуплаты налога, данное дело передается в суд. После вынесения судебного решения о взыскании недоимки по налогам, финансовый или налоговый инспектор описывает имущество должника, организует торги, и после реализации имущества передает средства в кассу волостного исполнительного комитета с последующим уведомлением финансового или продовольственного органа о результатах торгов. Первоочередными по ГПК РСФСР 1923 года признавались взыскания по заработной плате рабочим и служащим, по социальному страхованию и алиментным платежам. Во вторую очередь удовлетворялись требования о взыскании недоимок по налогам и сборам, в – третьих – претензии государственных органов, вытекающие из договоров подряда и поставки. В – четвертых, претензии, обеспеченные залогом в отношении заложенного имущества. В пятую очередь удовлетворялись оставшиеся претензии государственных учреждений и предприятий, учреждений сельскохозяйственного кредита, кооперативных организаций и акционерных обществ (акционерами которых являлись только государственные и кооперативные учреждения и предприятия), в шестую - претензии остальных кредиторов. Жалобы на действия судебного исполнителя можно было подавать народному судье в течение 7 дней со дня совершения обжалуемого действия или со дня, когда о его совершении стало известно жалобщику. Постановления, вынесенные по вопросу жалобы народным судьёй, являлись окончательными и дальнейшему обжалованию не подлежали. За исполнением решений арбитражных комиссий, созданных в России в 1922 году и действовавших до учреждения в 1931 г. Государственного арбитража, которые рассматривали споры имущественного характера между государственными предприятиями и организациями, надзирали члены этих комиссий. Они же руководили действиями судебного исполнителя в данной области. Если учитывать, что арбитражные комиссии создавались, как правило, при совнаркомах и областных экономических совещаниях, а Высшая арбитражная комиссия - при Совете труда и обороны, то нет ничего удивительного в том, что деятельность этих комиссий носила больше административный, чем судебный характер. Законом ограничивался перечень имущества, на которое можно обратить взыскание, особенно широкий перечень был установлен в отношении имущества крестьянского двора. [7, с. 274 - 275.] Что касается взысканий с государственных учреждений, находящихся на государственном бюджете, то был установлен «исполнительный иммунитет»: на принадлежащее им имущество нельзя было, ни при каких условиях, обратить взыскание, можно было лишь жаловаться на это учреждение в административном порядке.
- Кроме судебных
исполнителей, особым циркуляром Наркомюста и НКВД от 12 февраля 1925
г. № 48/75 допускалось исполнение судебных решений органами милиции
и волисполкомов (как правило, начальниками района
рабоче-крестьянской милиции или председателями волисполкомов),
которые действовали по тем же правилам, что и судебные исполнители.
Для возбуждения исполнительного производства на основании
исполнительного листа взыскатель должен был обратиться к указанным
лицам с устным или письменным заявлением. Повестка о возбуждении
исполнительного производства доставлялась судебным исполнителем
должнику немедленно после получения исполнительного листа (кроме
случаев, когда исполнялось определение суда об обеспечении иска).
Срок на добровольное исполнение устанавливался обычно в самом
судебном решении. Если же судья не указывал в решении конкретного
срока, его мог установить судебный исполнитель, но не более семи
дней по обычным взысканиям. Однако при взыскании заработной платы
срок на добровольное исполнение не мог превышать трех дней, а при
взысканиях с государственных предприятий он, наоборот, удлинялся и
составлял от двух недель до одного месяца. Таким образом, в
законодательном регулировании исполнительного производства
проявлялась доминирующая роль государственных интересов над частными
и особое покровительство государства трудовых интересов и прав
работников и служащих.
- Таким образом, на начальном этапе становления новой правовой системы ещё не произошло полное упорядочение работы исполнительной системы. Это объясняется, прежде всего, глубоким социально-политическим кризисом, неустойчивостью новой советской власти в начальный период становления, отсутствием достаточного опыта в организации различного рода органов юстиции. Некоторым образом проблемы упорядочения действий судебных исполнителей были решены принятием первого в РСФСР гражданско-процессуального кодекса, закрепившего основные достижения революции в гражданско-правовой сфере. С образованием СССР, утверждением в стране административно-командной системы советская юстиция и исполнительное производство как одна из её составляющих стали развиваться в русле строящейся социалистической модели и постепенно стали играть одну из важнейших ролей в обеспечении достижения страной победы социализма.
- Литература:
- Таким образом, на начальном этапе становления новой правовой системы ещё не произошло полное упорядочение работы исполнительной системы. Это объясняется, прежде всего, глубоким социально-политическим кризисом, неустойчивостью новой советской власти в начальный период становления, отсутствием достаточного опыта в организации различного рода органов юстиции. Некоторым образом проблемы упорядочения действий судебных исполнителей были решены принятием первого в РСФСР гражданско-процессуального кодекса, закрепившего основные достижения революции в гражданско-правовой сфере. С образованием СССР, утверждением в стране административно-командной системы советская юстиция и исполнительное производство как одна из её составляющих стали развиваться в русле строящейся социалистической модели и постепенно стали играть одну из важнейших ролей в обеспечении достижения страной победы социализма.
- Исаев И.А. История государства и права России: Учебник/ И.А. Исаев - М.: Юристъ, 2001. – 797 с.
- СУ РСФСР. - 1918. - № 26.
- СУ РСФСР. - 1920. - № 52.
- СУ РСФСР. - 1920. - № 83.
- См.: Гражданский процессуальный кодекс РСФСР 1923 г., с изм. и доп. до 1 мая 1928 г. - М.: Юриздат, 1928.
- Гойхбарг А.Г. Курс гражданского процесса/ А.Г.Гойхбарг – М.-Л., 1928. – 317 с.
- Гойхбарг А.Г. Указ. соч.