Современная система подготовки спортсмена – это сложное многофакторное явление, включающее цели, задачи, средства, методы, материально-технические и другие условия, обеспечивающие достижение спортсменом наивысших показателей [5, c. 89], и, вместе с тем, это и организационно-педагогический процесс подготовки к соревнованиям [1, c.135].
В структуре системы подготовки просматриваются ее составляющие - спортивная тренировка, соревнования, внетренировочные и внесоревновательные факторы, повышающие результативность тренировки и соревнований [4, c. 32]. И от того, насколько рационально строится работа в отдельных разделах системы многолетнего тренировочного процесса, во многом зависит конечный результат совместной деятельности спортсмена и тренера [6, c. 8].
В конькобежном спорте большое внимание уделяется скоростно-силовой подготовке спортсменов [2, c. 113], так как этот вид спортивной подготовки является ключевым, наиболее эффективнее развивая основные физические качества конькобежца [3, c. 58]. Поэтому актуальным является изучение особенностей развития скоростно-силовых качеств конькобежцев [3, c. 61]. Также мы считаем, что необходимо проследить динамику развития скоростно-силовых качеств у занимающихся конькобежным спортом в детской юношеской спортивной школе (ДЮСШ) в учебно-тренировочных группах 1-го, 2-го и 3-го годов обучения (УТГ-1, УТГ-2, УТГ-3).
Целью работы является изучение особенностей развития скоростно-силовых способностей у конькобежцев 11-14 лет. Объектом является скоростно-силовая подготовка конькобежцев в возрасте 11-14 лет. Предметом являются методы и средства скоростно-силовой подготовки спортсменов-конькобежцев 11-14лет.
Сформированная цель позволяет определить конкретные задачи исследования:
1. Определить уровень развития скоростно-силовых качеств конькобежцев, занимающихся в группах УТГ-1, УТГ-2, УТГ-3;
2. Провести сравнительный анализ между результатами, показанными занимающимися при выполнении 3 тестовых заданий:
- тройной прыжок в длину с места;
- многоскоки с одной ноги на другую: дистанция 100м;
- подтягивания на перекладине в течение 30 секунд.
3. Изучить специальную литературу по теме исследования.
Исследования проводились в феврале 2012 года на базе детской юношеской спортивной школы по конькобежному спорту №9 Вахитовского района г. Казани совместно с тренером-преподавателем по конькобежному спорту Хайруллиной Е.Д..
В исследовании принимали участие занимающиеся конькобежным спортом в учебно-тренировочных группах 1-го, 2-го и 3-го годов обучения (УТГ-1, УТГ-2 и УТГ-3). Состав каждой группы 15 человек.
В феврале 2012 года занимающиеся каждой группы проходили тестирование для определения уровня развития скоростно-силовых способностей. Были предложены следующие тестовые задания [7, c. 238]: тройной прыжок в длину с места (в метрах); многоскоки с одной ноги на другую: дистанция 100м; подтягивания на перекладине в течение 30 секунд.
В результате проведенного тестирования по выявлению результатов в предложенных выше тестах у групп УТГ-1, УТГ-2 и УТГ-3 нами были получены показатели, анализ которых представлен ниже.
Таблица 1
Результаты учебно-тренировочных групп при выполнении теста
«Тройной прыжок в длину с места»
№ |
Группа |
Данные тройного прыжка (м) |
1 |
УТГ-1 |
4,65±0,05 |
2 |
УТГ-2 |
5,06±0,03* |
3 |
УТГ-3 |
5,87±0,07 *# |
* - достоверность различий полученных результатов между группами УТГ-1 и УТГ-2, УТГ-1 и УТГ-3
# - достоверность различий полученных результатов между группами УТГ-2 и УТГ-3
Сравнивая полученные результаты после выполнения учебными группами тестового задания «Тройной прыжок в длину с места», мы получили следующее: средний показатель тройного прыжка в группе УТГ-1 составил 4,65 метра, что на 0,41 метра меньше, чем средний результат, показанный занимающимися группы УТГ-2 (5,06 м.). При этом t = 6,95 при р ≤ 0,001, что говорит о достоверности различий между полученными результатами. Сравнивая показатели тройного прыжка в группах УТГ-2 и УТГ-3, мы получили следующие данные: средний результат группы УТГ-2 составил 5,06 м., а группы УТГ-3 – 5,87 м., что на 0,81 м. больше (t = 10,29 при р ≤ 0,001). Также мы сравнили средние результаты тройного прыжка в группах УТГ-1 и УТГ-3. Оказалось что средний результат группы УТГ-3 (5,87м.) на 1,22м. выше, чем группы УТГ-1(4,65м.). При этом t = 14,08 при р ≤ 0,001.
Сравнив показатели тройного прыжка всех 3-х групп, мы пришли к выводу, что с каждым годом средние результаты конькобежцев в тройном прыжке увеличиваются.
Таблица 2
Результаты учебно-тренировочных групп, при выполнении теста
«Многоскоки с одной ноги на другую: дистанция 100м»
№ |
Группа |
M±m |
1 |
УТГ-1 |
88,26±1,03 |
2 |
УТГ-2 |
82±1,02* |
3 |
УТГ-3 |
72,13±0,4*# |
* - достоверность различий полученных результатов между группами УТГ-1 и УТГ-2, УТГ-1 и УТГ-3
# - достоверность различий полученных результатов между группами УТГ-2 и УТГ-3
Проанализировав полученные результаты после выполнения учебными группами теста «многоскоки с одной ноги на другую: дистанция 100м» мы пришли к следующему: среднее количество многоскоков в группе УТГ-1 составило 88,26, что на 6,26 многоскока больше, чем средний результат, показанный занимающимися группы УТГ-2 (82). При этом t = 4,33 при р ≤ 0,001. Сравнивая показатели данного теста в группах УТГ-2 и УТГ-3 оказалось, что средний результат группы УТГ-2 составил 82, а группы УТГ-3 – 72,13, что на 9,87 многоскока меньше (t = 8,91 при р ≤ 0,001). Среднее количество многоскоков в группах УТГ-1 и УТГ-3 также различаются и составляют 88,26 и 72,13 соответственно (t = 14,4 при р ≤ 0,001).
Сравнив показатели многоскоков с одной ноги на другую (дистанция 100метров) всех 3-х групп, мы пришли к выводу, что с каждым годом количество многоскоков при преодолении дистанции 100 метров уменьшается, что говорит о положительном тренировочном эффекте.
Таблица 3
Результаты учебно-тренировочных групп, при выполнении теста
«Подтягивания на перекладине в течение 30 сек»
№ |
Группа |
M±m |
1 |
УТГ-1 |
6,86±0,56 |
2 |
УТГ-2 |
9,46±0,61* |
3 |
УТГ-3 |
12±0,37*# |
* - достоверность различий полученных результатов между группами УТГ-1 и УТГ-2, УТГ-1 и УТГ-3
# - достоверность различий полученных результатов между группами УТГ-2 и УТГ-3
Сравнивая полученные результаты после выполнения учебными группами теста «Подтягивания на перекладине в течение 30 секунд» мы получили следующие данные: среднее количество подтягиваний в группе УТГ-1 составило 6,86 раз, что на 2,6 раз меньше, чем средний результат, показанный занимающимися группы УТГ-2 (9,46 раз). При этом t = 3,14 при р ≤ 0,01. Сравнив показатели данного теста в группах УТГ-2 и УТГ-3 было выявлено, что средний результат группы УТГ-2 составил 9,46 раз, а группы УТГ-3 – 12 раз, что на 2,54 раза больше (t = 3,56 при р ≤ 0,01). Среднее количество подтягиваний в группах УТГ-1 и УТГ-3 также были нами сравнены и составили 6,86 и 12 раз соответственно (t = 7,67 при р ≤ 0,001).
Сравнив показатели подтягиваний на перекладине в течение 30 секунд всех 3-х групп, мы пришли к выводу, что с каждым годом количество подтягиваний увеличивается, что также говорит о положительном тренировочном эффекте.
Используя полученные данные, мы определили динамику повышения из года в год уровня показателей тестовых заданий, характеризующих скоростно-силовую подготовленность конькобежцев 11-14 лет (рисунок 1). За исходный показатель (100%) мы взяли результаты тестирований, показанные группой УТГ-1.
В тестовом задании «Тройной прыжок в длину с места» процент повышения результатов в группе 2-го года составил 9% (109%), а в группе 3-го года обучения – 26% (126%).
В тестовом задании «Многоскоки с одной ноги на другую: дистанция 100 метров» динамика улучшения результатов выглядит следующим образом: в группе УТГ-2 количество многоскоков уменьшилось на 7% (93%), а в группе УТГ-3 на 18% (82%), в отличие от исходного показателя.
В тестовом задании «Подтягивания на перекладине в течение 30 секунд» показатели тестирования в группе УТГ-2 повысились на 38% (138%), а в группе УТГ-3 процент повышения уровня показателей составил 175%.
Рис. 1. Динамика повышения уровня показателей тестов, характеризующих скоростно-силовую подготовленность конькобежцев 11-14 лет (в %)
Таким образом, проанализировав результаты, показанные группами УТГ-1, УТГ-2, УТГ-3 в тестах на определение уровня скоростно-силовой подготовленности конькобежцев 11-14 лет, мы пришли к следующим выводам:
1) С каждым годом тренировок прослеживается положительная динамика в росте показателей, характеризующих уровень скоростно-силовой подготовленности конькобежцев 11-14 лет;
2) Динамика повышения уровня показателей тестовых заданий, характеризующих скоростно-силовую подготовленность конькобежцев 11-14 лет в течение 3-х лет обучения носит различный характер.
Литература:
1. Абзалов Р.А. Теория физической культуры (курс лекций).- Казань: изд-во «Матбугат йорты», 2002.- 206 с.
2. Конькобежный спорт: учебник / под ред. Е.П.Степаненко. - М.: - Физкультура и спорт, 1997. – 186 с.
3. Кузнецов В.В. Проблемы скоростно–силовой подготовки квалифицированных спортсменов / В.В.Кузнецов. - М.: - ФИЗ, 1991. – 177 с.
4. Современная система подготовки квалифицированных конькобежцев: сб. "Проблемы современной системы подготовки квалифицированных спортсменов". – М.: Изд-ль В.А.Орлов – 2007. – 172 с.
5. Петров Н.И. Конькобежный спорт / Н.И.Петров. – М.: Физкультура и спорт, 2004. – 219 с.
6. Причалова М.А. Критерии подготовленности конькобежцев учебно -тренировочных групп над предсоревновательном : автореф. дис. … канд. пед. наук / М.А.Причалова; МГАФК. – Малаховка, 2010. – 22 с.
7. Современные методологические тенденции подготовки квалифицированных конькобежцев: учеб. пособие / Т.В.Бондарчук, С.В.Бажанова, Г.Е.Медведева, О.Е.Мотузка. - Челябинск : УралГАФК, 2007. – 356 с.