Особенности развития скоростно-силовых способностей у конькобежцев 11-14 лет | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Особенности развития скоростно-силовых способностей у конькобежцев 11-14 лет / А. А. Белоусова, А. С. Никитин, С. С. Рябышева [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 4 (39). — С. 538-540. — URL: https://moluch.ru/archive/39/4519/ (дата обращения: 16.11.2024).

Современная система подготовки спортсмена – это сложное многофакторное явление, включающее цели, задачи, средства, методы, материально-технические и другие условия, обеспечивающие достижение спортсменом наивысших показателей [5, c. 89], и, вместе с тем, это и организационно-педагогический процесс подготовки к соревнованиям [1, c.135].

В структуре системы подготовки просматриваются ее составляющие - спортивная тренировка, соревнования, внетренировочные и внесоревновательные факторы, повышающие результативность тренировки и соревнований [4, c. 32]. И от того, насколько рационально строится работа в отдельных разделах системы многолетнего тренировочного процесса, во многом зависит конечный результат совместной деятельности спортсмена и тренера [6, c. 8].

В конькобежном спорте большое внимание уделяется скоростно-силовой подготовке спортсменов [2, c. 113], так как этот вид спортивной подготовки является ключевым, наиболее эффективнее развивая основные физические качества конькобежца [3, c. 58]. Поэтому актуальным является изучение особенностей развития скоростно-силовых качеств конькобежцев [3, c. 61]. Также мы считаем, что необходимо проследить динамику развития скоростно-силовых качеств у занимающихся конькобежным спортом в детской юношеской спортивной школе (ДЮСШ) в учебно-тренировочных группах 1-го, 2-го и 3-го годов обучения (УТГ-1, УТГ-2, УТГ-3).

Целью работы является изучение особенностей развития скоростно-силовых способностей у конькобежцев 11-14 лет. Объектом является скоростно-силовая подготовка конькобежцев в возрасте 11-14 лет. Предметом являются методы и средства скоростно-силовой подготовки спортсменов-конькобежцев 11-14лет.

Сформированная цель позволяет определить конкретные задачи исследования:

1. Определить уровень развития скоростно-силовых качеств конькобежцев, занимающихся в группах УТГ-1, УТГ-2, УТГ-3;

2. Провести сравнительный анализ между результатами, показанными занимающимися при выполнении 3 тестовых заданий:

- тройной прыжок в длину с места;

- многоскоки с одной ноги на другую: дистанция 100м;

- подтягивания на перекладине в течение 30 секунд.

3. Изучить специальную литературу по теме исследования.

Исследования проводились в феврале 2012 года на базе детской юношеской спортивной школы по конькобежному спорту №9 Вахитовского района г. Казани совместно с тренером-преподавателем по конькобежному спорту Хайруллиной Е.Д..

В исследовании принимали участие занимающиеся конькобежным спортом в учебно-тренировочных группах 1-го, 2-го и 3-го годов обучения (УТГ-1, УТГ-2 и УТГ-3). Состав каждой группы 15 человек.

В феврале 2012 года занимающиеся каждой группы проходили тестирование для определения уровня развития скоростно-силовых способностей. Были предложены следующие тестовые задания [7, c. 238]: тройной прыжок в длину с места (в метрах); многоскоки с одной ноги на другую: дистанция 100м; подтягивания на перекладине в течение 30 секунд.

В результате проведенного тестирования по выявлению результатов в предложенных выше тестах у групп УТГ-1, УТГ-2 и УТГ-3 нами были получены показатели, анализ которых представлен ниже.

Таблица 1

Результаты учебно-тренировочных групп при выполнении теста

«Тройной прыжок в длину с места»


Группа

Данные тройного прыжка (м)

1

УТГ-1

4,65±0,05

2

УТГ-2

5,06±0,03*

3

УТГ-3

5,87±0,07 *#

* - достоверность различий полученных результатов между группами УТГ-1 и УТГ-2, УТГ-1 и УТГ-3

# - достоверность различий полученных результатов между группами УТГ-2 и УТГ-3

Сравнивая полученные результаты после выполнения учебными группами тестового задания «Тройной прыжок в длину с места», мы получили следующее: средний показатель тройного прыжка в группе УТГ-1 составил 4,65 метра, что на 0,41 метра меньше, чем средний результат, показанный занимающимися группы УТГ-2 (5,06 м.). При этом t = 6,95 при р ≤ 0,001, что говорит о достоверности различий между полученными результатами. Сравнивая показатели тройного прыжка в группах УТГ-2 и УТГ-3, мы получили следующие данные: средний результат группы УТГ-2 составил 5,06 м., а группы УТГ-3 – 5,87 м., что на 0,81 м. больше (t = 10,29 при р ≤ 0,001). Также мы сравнили средние результаты тройного прыжка в группах УТГ-1 и УТГ-3. Оказалось что средний результат группы УТГ-3 (5,87м.) на 1,22м. выше, чем группы УТГ-1(4,65м.). При этом t = 14,08 при р ≤ 0,001.

Сравнив показатели тройного прыжка всех 3-х групп, мы пришли к выводу, что с каждым годом средние результаты конькобежцев в тройном прыжке увеличиваются.

Таблица 2

Результаты учебно-тренировочных групп, при выполнении теста

«Многоскоки с одной ноги на другую: дистанция 100м»


Группа

M±m

1

УТГ-1

88,26±1,03

2

УТГ-2

82±1,02*

3

УТГ-3

72,13±0,4*#

* - достоверность различий полученных результатов между группами УТГ-1 и УТГ-2, УТГ-1 и УТГ-3

# - достоверность различий полученных результатов между группами УТГ-2 и УТГ-3

Проанализировав полученные результаты после выполнения учебными группами теста «многоскоки с одной ноги на другую: дистанция 100м» мы пришли к следующему: среднее количество многоскоков в группе УТГ-1 составило 88,26, что на 6,26 многоскока больше, чем средний результат, показанный занимающимися группы УТГ-2 (82). При этом t = 4,33 при р ≤ 0,001. Сравнивая показатели данного теста в группах УТГ-2 и УТГ-3 оказалось, что средний результат группы УТГ-2 составил 82, а группы УТГ-3 – 72,13, что на 9,87 многоскока меньше (t = 8,91 при р ≤ 0,001). Среднее количество многоскоков в группах УТГ-1 и УТГ-3 также различаются и составляют 88,26 и 72,13 соответственно (t = 14,4 при р ≤ 0,001).

Сравнив показатели многоскоков с одной ноги на другую (дистанция 100метров) всех 3-х групп, мы пришли к выводу, что с каждым годом количество многоскоков при преодолении дистанции 100 метров уменьшается, что говорит о положительном тренировочном эффекте.

Таблица 3

Результаты учебно-тренировочных групп, при выполнении теста

«Подтягивания на перекладине в течение 30 сек»


Группа

M±m

1

УТГ-1

6,86±0,56

2

УТГ-2

9,46±0,61*

3

УТГ-3

12±0,37*#

* - достоверность различий полученных результатов между группами УТГ-1 и УТГ-2, УТГ-1 и УТГ-3

# - достоверность различий полученных результатов между группами УТГ-2 и УТГ-3

Сравнивая полученные результаты после выполнения учебными группами теста «Подтягивания на перекладине в течение 30 секунд» мы получили следующие данные: среднее количество подтягиваний в группе УТГ-1 составило 6,86 раз, что на 2,6 раз меньше, чем средний результат, показанный занимающимися группы УТГ-2 (9,46 раз). При этом t = 3,14 при р ≤ 0,01. Сравнив показатели данного теста в группах УТГ-2 и УТГ-3 было выявлено, что средний результат группы УТГ-2 составил 9,46 раз, а группы УТГ-3 – 12 раз, что на 2,54 раза больше (t = 3,56 при р ≤ 0,01). Среднее количество подтягиваний в группах УТГ-1 и УТГ-3 также были нами сравнены и составили 6,86 и 12 раз соответственно (t = 7,67 при р ≤ 0,001).

Сравнив показатели подтягиваний на перекладине в течение 30 секунд всех 3-х групп, мы пришли к выводу, что с каждым годом количество подтягиваний увеличивается, что также говорит о положительном тренировочном эффекте.

Используя полученные данные, мы определили динамику повышения из года в год уровня показателей тестовых заданий, характеризующих скоростно-силовую подготовленность конькобежцев 11-14 лет (рисунок 1). За исходный показатель (100%) мы взяли результаты тестирований, показанные группой УТГ-1.

В тестовом задании «Тройной прыжок в длину с места» процент повышения результатов в группе 2-го года составил 9% (109%), а в группе 3-го года обучения – 26% (126%).

В тестовом задании «Многоскоки с одной ноги на другую: дистанция 100 метров» динамика улучшения результатов выглядит следующим образом: в группе УТГ-2 количество многоскоков уменьшилось на 7% (93%), а в группе УТГ-3 на 18% (82%), в отличие от исходного показателя.

В тестовом задании «Подтягивания на перекладине в течение 30 секунд» показатели тестирования в группе УТГ-2 повысились на 38% (138%), а в группе УТГ-3 процент повышения уровня показателей составил 175%.

Рис. 1. Динамика повышения уровня показателей тестов, характеризующих скоростно-силовую подготовленность конькобежцев 11-14 лет (в %)

Таким образом, проанализировав результаты, показанные группами УТГ-1, УТГ-2, УТГ-3 в тестах на определение уровня скоростно-силовой подготовленности конькобежцев 11-14 лет, мы пришли к следующим выводам:

1) С каждым годом тренировок прослеживается положительная динамика в росте показателей, характеризующих уровень скоростно-силовой подготовленности конькобежцев 11-14 лет;

2) Динамика повышения уровня показателей тестовых заданий, характеризующих скоростно-силовую подготовленность конькобежцев 11-14 лет в течение 3-х лет обучения носит различный характер.


Литература:

1. Абзалов Р.А. Теория физической культуры (курс лекций).- Казань: изд-во «Матбугат йорты», 2002.- 206 с.

2. Конькобежный спорт: учебник / под ред. Е.П.Степаненко. - М.: - Физкультура и спорт, 1997. – 186 с.

3. Кузнецов В.В. Проблемы скоростно–силовой подготовки квалифицированных спортсменов / В.В.Кузнецов. - М.: - ФИЗ, 1991. – 177 с.

4. Современная система подготовки квалифицированных конькобежцев: сб. "Проблемы современной системы подготовки квалифицированных спортсменов". – М.: Изд-ль В.А.Орлов – 2007. – 172 с.

5. Петров Н.И. Конькобежный спорт / Н.И.Петров. – М.: Физкультура и спорт, 2004. – 219 с.

6. Причалова М.А. Критерии подготовленности конькобежцев учебно -тренировочных групп над предсоревновательном : автореф. дис. … канд. пед. наук / М.А.Причалова; МГАФК. – Малаховка, 2010. – 22 с.

7. Современные методологические тенденции подготовки квалифицированных конькобежцев: учеб. пособие / Т.В.Бондарчук, С.В.Бажанова, Г.Е.Медведева, О.Е.Мотузка. - Челябинск : УралГАФК, 2007. – 356 с.

Основные термины (генерируются автоматически): группа, Тройной прыжок, достоверность различий, конькобежный спорт, скоростно-силовая подготовленность конькобежцев, многоскок, результат группы, тестовое задание, выполнение теста, Подтягивание.


Похожие статьи

Развитие общей выносливости у детей 10-12 лет

Особенности использования упражнений для развития быстроты движений по методу круговой тренировки на уроках физической культуры у школьников младших классов

Влияние тренировочных нагрузок в вольной борьбе на липидный метаболизм у спортсменок различного уровня подготовленности и типа телосложения

Особенности методики применения подвижных игр с элементами единоборств на уроках физической культуры

Показатели функции равновесия у мужчин пожилого и старческого возраста в зависимости от уровня возрастной самооценки

Об аспектах развития динамики мотивации спортивной деятельности борцов «самбо» разной квалификации

Специфика социализации подростков в условиях спортивной школы по хоккею

Оценка специальной подготовленности квалифицированных бегунов на 400м

Способы воспитания эмоциональной культуры школьников

Развитие физических качеств у курсантов военных учебных заведений

Похожие статьи

Развитие общей выносливости у детей 10-12 лет

Особенности использования упражнений для развития быстроты движений по методу круговой тренировки на уроках физической культуры у школьников младших классов

Влияние тренировочных нагрузок в вольной борьбе на липидный метаболизм у спортсменок различного уровня подготовленности и типа телосложения

Особенности методики применения подвижных игр с элементами единоборств на уроках физической культуры

Показатели функции равновесия у мужчин пожилого и старческого возраста в зависимости от уровня возрастной самооценки

Об аспектах развития динамики мотивации спортивной деятельности борцов «самбо» разной квалификации

Специфика социализации подростков в условиях спортивной школы по хоккею

Оценка специальной подготовленности квалифицированных бегунов на 400м

Способы воспитания эмоциональной культуры школьников

Развитие физических качеств у курсантов военных учебных заведений

Задать вопрос