Цель: развитие устной речи детей, обогащение словаря через народное творчество
Задачи:
− активизировать в речи детей знакомые потешки, песенки, стишки;
− развивать связную речь через устное народное творчество;
− упражнять в чётком произношении звуков при чтении потешек;
− учить внимательно слушать воспитателя, отвечать на вопросы;
− воспитывать умение играть совместно с другими детьми;
− формировать умение сопровождать речью игровые действия.
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическая», «Социально-коммуникативная», «Речевое развитие».
Предварительная работа: беседы, рассматривание фотографий, альбомов о русском быте; чтение и разучивание русских народных потешек, песенок; рассматривание иллюстраций к потешкам художника-иллюстратора Васильева; совместные подвижные русские народные игры; разучивание элементов русских танцевальных движений.
Методическое обеспечение: мультимедийная презентация, часть пространства помещения оформлена в стиле русской горницы, костюм для «кота», красный поясок.
Методика проведения
- Организационный момент (дети проходят к оформленной части помещения).
Воспитатель. Мы с вами пришли в деревенскую избу, в горницу. Посмотрите, как красиво в горнице (рассматривание предметов быта).
- Основная часть. Игровая мотивация — появление кота (побуждать детей к речевому общению).
Воспитатель. Аещё в горнице стоит печка. Есть на печке такое местечко, где удобно полежать и погреться, оно так и называется лежанка. На этой лежанке часто греется и дремлет кот (на экране картинка печки со спящим котом).
Воспитатель. Давайте расскажем про кота потешку (дети хором рассказывают потешку «Как у нашего кота…»)
Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы.
Глазки смелые.
Зубки белые.
Мягонькие лапки,
А в лапках цап-царапки!
Воспитатель. Любит Васенька поспать, да у печки подремать.
Пока он дремлет, давайте притворимся мышками и станем возле печки хоровод водить. Беритесь за ручки, будем по кругу ходить и приговаривать (на экране картинка к потешке «Кот и мыши»)
Игра «Кот и мыши»
Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот ( идут по кругу, взявшись за руки )
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите, ( стоя на месте, грозят пальцем )
Вот проснется Васька-кот, ( хлопают в ладоши )
Разобьет весь хоровод!
Воспитатель. Вот проснулся Васька-кот
И разбил весь хоровод!
(под музыку к потешке дети разбегаются в «норки», котик их «ловит»)
Воспитатель. Вот мы тебя и разбудили, котик-коток, серенький хвосток! Ты думал, что это мышки хоровод водят? А это ребятки к тебе в гости пришли. Поздоровайся с ними! (котик мурлычет, ласкается к детям).
Кот. Мяу, мяу. Здравствуйте, ребята.
Воспитатель. Посмотрите, ребятки, какой я поясок нашла.
— Васенька, не твой ли это поясок?
Кот. Мой. Мяу, мяу, я ходил, я гулял, поясочек потерял.…Верните мне его (на экране картинка к игре «Поясок»).
Воспитатель. Мы тебе его вернём, если с нами поиграешь.
Игра «Поясок»
С поясочком похожу,
На ребяток погляжу.
Кому дать, кому дать,
Кому пояс передать?
(с поклоном отдает поясок ребенку, под р. н. мелодию «Ах, вы сени…», ребенок выполняет танцевальные движения в кругу, затем передает поясок другому)
Игра повторяется несколько раз. Последний ребенок отдает поясок котику.
Воспитатель. Посмотрите, ребята, Васенька-то наш поясок завязал, да нарядный какой стал, наверное, куда-то собрался. Давайте узнаем, куда он пойдет? (на экране картинка к потешке)
Ребенок рассказывает потешку «Выйдет котя в огород…»
Выйдет котя в огород — всполошится весь народ,
И петух, и курица с деревенской улицы.
Станут котю в гости звать, станут котю угощать.
Воспитатель. На нашей деревенской улице много котиных знакомых живет, и все на разные голоса кричат (на экран выводятся картинки с домашними животными).
Курочки на улочке: ко-ко-ко
Свинки у осинки: хрю-хрю-хрю!
Овечки у речки: бе-бе-бе!
Козочки у лозочки: ме-ме-ме!
Коровки у дубровки: му-му!
Лошадки у оградки: иго-го!
(дети хором подражают голосам животных)
Воспитатель. Встретил котик всех своих знакомых и пошёл дальше. А куда он пошёл, мы сейчас узнаем (на экране картинка к потешке).
Ребенок рассказывает потешку «Пошел котик на торжок…».
Пошел котик на торжок,
Купил котик пирожок.
Пошёл котик на улочку
Купил котик булочку
Самому ли есть
Или ребяткам снесть?
Я и сам укушу
Да и ребяткам снесу!
Воспитатель. Посмотрите, кот Васька кого-то встретил по дороге
(на экране картинка к потешке).
Ребенок рассказывает потешку «Ходит кот по лавочке…»
Ходит кот по лавочке,
Водит кошку за лапочки.
Топы-топы по лавочке,
Цапы-цапы за лапочки.
Воспитатель. Кот Васька встретил кошечку. Давайте мы все вместе с котом и кошечкой попляшем! Беритесь за ручки и вставайте парами!
Танец-игра «Ходит кот по лавочке»
Ходит кот по лавочке, (дети свободно двигаются парами)
Держит кошку за лапочки (кружатся)
Топы-топы по лавочке, (быстро притопывают)
Цапы-цапы за лапочки («царапаются» «лапками» о «лапки»)
Воспитатель. Вот как весело поплясали и котик с кошечкой, и ребята. Давайте спросим у кошечки, где она была и что делала?
(на экране картинка к потешке)
Рассказ детьми потешки «Кисонка-мурысонька» по ролям.
— Кисонька-мурысенька,
Ты где была?
— На мельнице.
— Кисонька-мурысенька,
Что там делала?
— Муку молола.
— Кисонька-мурысенька,
Что из муки пекла?
— Прянички.
— Кисонька-мурысенька,
С кем прянички ела?
— Одна!
— Не ешь одна! Не ешь одна!
Воспитатель. Ай-ай-ай! Кисонька одна прянички съела. Как надо было кисоньке поступить? (ответы детей)
Воспитатель. Надо поделиться. Жадничать нехорошо.
Котик, мы для тебя приготовили танец. Хочешь и ты с нами потанцуй (на экране картинка с «нарядным» котом).
Танец «Русский перепляс» (под р. н. мелодию «Во саду ли…»)
Воспитатель. Ты, наверно, устал, котик?
Кот. Да, устал. Я и гулял с вами и танцевал, пойду отдыхать к себе на печку (кот уходит, на экран выводится картинка с печкой и котом)
Воспитатель. Рассказывает потешку «Кот на печку пошел…»
Кот на печку пошёл,
Горшок каши нашёл.
На печи калачи,
Как огонь, горячи.
Пряники пекутся,
Коту в лапы не даются.
А вот и прянички. Это котик для вас угощение оставил.
Литература:
1. Малова В. В. Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников / В. В. Малова — М.: Владос, 2010
- http://get-tune.net, http://muzofon.com («Мыши водят хоровод…»)
- http://mistereo.ru, http://get-tune.net («Ах, вы сени…»)
- http://x-minus.org, http://ruminus.ru («Во саду ли, в огороде…»)