Процессы, происходящие в экономической, социальной, политической, культурной жизни современного общества неизбежно затрагивают и образование. Динамично развивающееся современное российское общество предъявляет к современному выпускнику общеобразовательной школы несколько иные требования, чем это было даже несколько лет назад. Современный выпускник должен обладать не только глубокой знаниевой парадигмой, но и уметь быстро ориентироваться в стремительно возрастающем потоке информации, адаптироваться к изменяющимся условиям, самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия.
В условиях постоянной и непрерывной технологической революции простое усвоение учащимися образовательных учреждений готовых знаний, умений и навыков становится недостаточным для востребованности и конкурентоспособности на рынке труда. Несмотря на прошедшую стадию демократического переустройства, образование в России существенно отстает от современных требований и поэтому нуждается в глубокой модернизации, жизненно необходимой для всей страны.
В системах образования многих стран в последние годы наметился переход от «знаниевой» модели обучения, цель которой - основные знания, умения и навыки, к «компетентностной», цель которой – формирование социально и профессионально компетентной личности [1].
Традиционный подход – обучать школьников знаниям на «всякий случай», зачастую не востребованными в реальной жизни, не отвечает современным целям образования. Происходящие в мире и России изменения в области целей образования, соотносимые, в частности, с глобальной задачей обеспечения вхождения человека в социальный мир, его продуктивной адаптации в этом мире, вызывают необходимость постановки вопроса обеспечения образованием полного личностного и социально-интегрированного результата. В качестве общего определения такого интегрального социально-личностно-поведенческого феномена как результата образования в совокупности мотивационно-ценностных, когнитивных составляющих и выступило понятие «компетентность» вместо существующей долгое время парадигмы результата образования «ЗУН» [2].
Актуальной проблемой на сегодняшний день для общеобразовательной школы становится обучение школьников способам добывания и переработки научной информации путем самостоятельной исследовательской деятельности в рамках компетентностного подхода. Такая задача требует целенаправленного формирования исследовательской компетентности учащихся общеобразовательной школы.
К трактовке понятия «исследовательской компетентности» существуют различные подходы. Остановимся на некоторых из них:
- с позиции системного подхода (Л.А. Голубь, В.С.Лазарев, Т.А. Смолина и др.) исследовательская компетентность является составляющей профессиональной компетентности;
- с позиции знаниево-операционного подхода (М.А. Данилов, Э.Ф. Зеер, М.А. Чошанов и др.) исследовательская компетентность – это совокупность знаний и умений, необходимых для осуществления исследовательской деятельности;
- с позиции процессуально-технологического подхода (А.В. Хуторской) под исследовательской компетентностью рассматривается «как обладание человеком соответствующей исследовательской компетенцией, под которой следует понимать знания как результат познавательной деятельности человека в определенной области науки, методы, методики исследования, которыми он должен овладеть, чтобы осуществлять исследовательскую деятельность, а также мотивацию и позицию исследователя, его ценностные ориентации» [4];
- с позиции функционально-деятельностного подхода (Б.Г. Ананьев, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.Д. Шадриков и др.) в понятие «исследовательская компетентность» включаются совокупность личностных качеств, необходимых для эффективной исследовательской деятельности. К характеристикам, характеризующим исследователя, можно отнести следующие: устойчивую направленность на решение поставленной проблемы исследования; одержимость в работе, нонконформизм; критичность и самокритичность, постоянную неудовлетворенность достигнутым результатом; мощный интеллект, ярко выраженную способность устойчиво концентрировать работу своего интеллекта на нестандартное решение поставленных задач; повышенную наблюдательность к явлениям научного интереса и др.;
- с позиции компетентностного подхода (Б.Г.Ананьев, В.А. Болотов, А.А. Деркач, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, В.В. Лаптев, А.К. Маркова, С.И. Осипова, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, А.П. Тряпицына, В.Д. Шадриков и др.) исследовательская компетентность рассматривается как интегральная характеристика личности учащегося, выражающаяся в готовности и способности самостоятельно осваивать и получать системы новых знаний в результате переноса смыслового контекста деятельности от функционального к преобразовательному, базируясь на имеющихся знаниях, умения, навыках и способах деятельности. В рамках данного подхода В.А. Сластенин подчеркивает, что структурные компоненты исследовательской компетентности должны совпадать с компонентами исследовательской деятельности, а единство теоретических и практических исследовательских умений составляют модель исследовательской компетентности учащихся [5].
Вышеприведенный анализ различных подходов к рассмотрению сущности понятия «исследовательская компетентность» позволил нам рассматривать исследовательскую компетентность как интегральную характеристику личности учащегося, проявляющуюся в готовности занять активную исследовательскую позицию по отношению к своей деятельности и себе как ее субъекту, самостоятельно и творчески решать исследовательские задачи на основе имеющихся знаний и умений.
Таким образом, самостоятельно освоить и построить системы новых знаний старшеклассник может лишь тогда, когда является субъектом своего образования, четко осознающим смысл и значение исследовательской компетентности в учебной деятельности, заинтересованным в получении исследовательских результатов. При этом инициативное, самостоятельное, исследовательское отношение учащихся к действительности, другим людям и самому себе как исследователю является одним из важнейших элементов сознательного подхода к необходимости формирования его исследовательской компетентности.
Сущность исследовательской компетентности старшеклассников проявляется через взаимосвязь ее компонентов: мотивационного, информационного, когнитивного, коммуникативного, рефлексивного, личностного.
Мотивационный компонент связан со сформированностью интереса к исследовательской деятельности как индивидуальной, так и групповой, потребностью в этой деятельности и направленностью на достижение ее результатов.
Информационный компонент обусловлен умениями старшеклассников добывать и обрабатывать информацию, навыками работы с современной компьютерной, мультимедийной и другой техникой.
Когнитивный компонент представлен умениями старшеклассников использовать полученные знания в различных нестандартных жизненных ситуациях; обусловлен системой знаний об исследовательской деятельности, ее нормах и ценностях в современном обществе.
Коммуникативный компонент связан с умениями организовывать и осуществлять продуктивную коммуникацию как с отдельными лицами, так и с группой людей; умение находить и видеть нестандартные способы решения задач; принимать решения с учетом личностных и социальных последствий.
Рефлексивный компонент требует от старшеклассников умений распознавать, оценивать и анализировать исследовательские явления, ситуации, возникающие в жизни, исследовательские способности не только собственные, но и окружающих людей.
Личностный компонент предполагает развитие у старшеклассников умений самоорганизации, самостоятельности, самообучения, саморегуляции, самоопределения и саморазвития. Следствием выполнения исследовательской задачи является культурное самоопределение, самоидентификация учащегося.
Одним из важнейших направлений формирования исследовательской компетентности старшеклассников в условиях общеобразовательной школы является правильно организованная исследовательская деятельность. Ее организация и осуществление в учебном процессе школы выступает в качестве одного из главных условий достижения высокого уровня исследовательской компетентности.
Исследовательская деятельность позволяет учащимся выйти в культурное пространство самоопределения. Учащийся оказывается в ситуации проектирования собственной предметной деятельности в избранной им области, сталкивается с необходимостью анализа последствий своей деятельности. Каждый достигнутый результат рождает новый этап рефлексии, имеющий следствием появление новых замыслов и творческих планов. Учебная активность приобретает более непрерывный и мотивированный характер. Именно этот уровень самоопределения позволяет выйти учащемуся на функциональную позицию «коллега» по отношению к другим членам коллектива, поскольку эта позиция предполагает возможность саморефлексии и наличия собственного отношения к окружающей действительности.
Следует говорить о смене парадигмы образования, построенной на дедуктивной основе и усиление роли индуктивных знаний. Если старшеклассник, опираясь на собственный опыт исследовательской деятельности самостоятельно «добывает» знания в учебном процессе, а не получает их в готовом виде, то он будет стремиться аналогично действовать в своей будущей профессиональной деятельности, такой специалист, обладающий исследовательской компетентностью станет активно и продуктивно анализировать фактическую информацию, создавать и выбирать новые более эффективные алгоритмы, ресурсы, технологии, а не только пользоваться готовыми, порой устаревшими, алгоритмами и фактами.
Освоение и совершенствование исследовательской компетентности позволит личности поддерживать в течение всей жизни необходимый уровень информационной культуры. Исследовательская компетентность обогатит когнитивную составляющую информационной культуры за счет творческой переработки знаний об информационных технологиях и совершенствование умений мобильно их использовать в динамичной информационной среде. Кроме того, исследовательская компетентность обогатит ценностную составляющую информационной культуры за счет сформированных мотивов исследования, использования и освоения возможностей современной компьютерной техники в динамично развивающемся информационном обществе, которое гармонично дополняется исследованием деятельности информационных сообществ и осознанному самоопределению в сложном поликультурном пространстве [3]. Наконец, исследовательская компетентность обогатит деятельностную составляющую информационной культуры за счет активного и грамотного участия в информационном процессе субъекта, владеющего исследовательской компетентностью, которое будет включать не только потребление ценностей информационной культуры, но и активную деятельность по продуктивному развитию информационной среды на исследовательской основе.
- Литература:
Баранников А.В. Содержание общего образования [Текст]: компетентностный подход / А.В. Баранников. – М.: ГУ ВШЭ, 2002.
Зимняя И.А. Материалы к семинару «Компетентностный подход в современном образовании». - Пермь: ПГТУ, 2004. – 15с.
Кадырова Ф.М. Современные технологии формирования гуманитарных ценностей // Казанский педагогический журнал, №2, 2006. – С. 20-23.
Компетенции в образовании: опыт проектирования [Текст]: сборник научных трудов / Под ред. А.В. Хуторского. – М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. - С. 327.
Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений [Текст] / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1998. – 512с.