Влияние коррекционно-развивающих занятий на детей с ЗПР, ОНР, дизартрией и билингвизмом | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Токарев, А. А. Влияние коррекционно-развивающих занятий на детей с ЗПР, ОНР, дизартрией и билингвизмом / А. А. Токарев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 4 (39). — С. 468-476. — URL: https://moluch.ru/archive/39/4530/ (дата обращения: 16.11.2024).


Актуальность.

В дошкольном возрасте появляется сложность жизненного мира, определяемая соподчинением мотивов. Происходит дифференциация линий онтогенеза, ведущих к тому или иному типу жизненного мира; формируются устойчивые (над ситуативные) мотивы и начинает складываться направленность личности. У большинства детей проявляется значимость сложности и трудности мира.

Они не могут полноценно развиваться в условиях жесткой, формализованной системы школьного обучения. Включение детей этого возрастав учебную деятельность требует особых условий – «дошкольного» режима, игровых методов обучения и др.

В дошкольном возрасте появляется много случаев детей с диагнозом дизартрия, ОНР, ЗПР, билингвизма. Это может влиять на психическое развитие детей, в интеллектуальной сфере, эмоциональной сфере и т.д.

Нарушениями же, расстройствами, пороками, дефектами, или недостатками словесной речи (термины однозначны) называются всевозможные отклонения от нормы, т. е. от общепринятого в данном языке типизированного проявления или восприятия её (стандарта речи), начиная с нарушений отдельных компонентов слова и кончая полным отсутствием возможности словесного общения (немота).

Носители их называются: дети с ЗПР, ОНР, дизартрией, билингвизмом.

В значительно меньшей части речевые нарушения обусловлены болезнями органического или функционального характера. В большинстве таких случаев, как правило, болезненный процесс завершился (например, при глухонемоте, афазии, алалии, дизартрии и т. п.), обусловив некоторые особенности психофизического развития в дальнейшем, поддерживаемые иногда остаточными явлениями (головные боли, судороги и т. п.).И у таких детей речь развивается или спонтанно, после излечения поражённых анатомо-физиологических механизмов её, или путём воспитания (при алалии, глухонемоте, афазии и т. п.), или, наконец, через перевоспитание, например, у заикающихся. И здесь применяются педагогические методы, в некоторых случаях с привлечением соответствующих медицинских мероприятий, имеющих задачей лечение анатомо-физиологической или психической основы речевых нарушений (операция, протезирование, регуляция зубов, исправление челюстей, медикаментозное лечение, лечебная гимнастика, психотерапия и т. п.). Хотя медикаментозное лечение, как и физиотерапия, непосредственно на речевые нарушения не влияет, но их оздоравливающе действие через нервную систему и соматику повышает общий психофизический тонус, что благоприятствует изжитию речевого расстройства (особенно при заикании, алалии, афазии).

Всякое речевое расстройство в той или иной степени отражается на деятельности, на поведении плохо говорящего. Эти нарушения могут быть первичного характера, как, например, при афазиях (поведение, как и речь, расстраивается из-за поражения их мозга), и вторичного, например, при механических дислалиях, когда ребёнок из-за дурной речи становится малообщительным и т. п.

Глубокие расстройства речи в зависимости от их природы (алалия, афазия, анартрия) в той или иной мере вредно отражаются на умственном развитии в целом. Это происходит как в силу взаимопроникающего единства речи и мышления, ибо «оголённых мыслей, не связанных с языковым материалом, не существует у людей, владеющих языком» (И. В. Сталин), так и вследствие нарушения нормальной связи с окружающими. Последнее обедняет знания, эмоции и другие психические проявления личности.

Особенно вредно в этом отношении плохое понимание речи. Такие же недочёты речи, как заикание, косноязычие и т. п., на развитии интеллекта, как правило, существенно не сказываются.

В результате крупных недостатков речи, затрудняющих нормальное общение с окружающими, нередко развиваются у плохо говорящих детей застенчивость, молчаливость, нерешительность, мнительность, отчуждённость, замкнутость, негативизм, раздражительность, чувство приниженности и неполноценности. Подобные переживания наблюдаются уже в раннем возрасте. Девочка 3 лет неправильно произносила звуки ш, ж, ль, л, р. Невзирая на своё хорошее общее развитие, смущалась, краснела, часто замыкалась, глаза наполнялись слезами, когда дети замечали и указывали на неправильное произношение ею отдельных слов и звуков.

Методы исследования и процедура исследования

Описание методик

Данное исследование проводилось на базе ГБОУ Детский сад №659 г. Москвы, мной была проведена диагностика психического развития у детей с диагнозами (ОНР, ЗПР, дизартрия, билингвизм) в возрасте 4-х лет-17 человек и 6-ти лет-17 человек, направленная на выявление уровня развития логического мышления, внимания, памяти, воображения и моторики.

Цель исследования: изучения влияния коррекционно-развивающих занятий на развитие детей дошкольного возраста с диагнозами ОНР, ЗПР ,дизартрия ,билингвизм.

Объект: исследование специфического психического развития детей дошкольного возраста.

Гипотеза: Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми с диагнозом (ОНР, ЗПР, дизартрия, билингвизм) приводит к улучшению в психическом развитии.

Для диагностики были использованы следующие методики:

Уровень развития логического мышления

Логическое мышление – отражает предметы и явления действительности, является высшей ступенью человеческого познания.

Методика «Последовательность событий»

В отечественной психологической практике данная методика предложена Н.А.Бернштейном.

Цель исследования:

Определить способность к логическому мышлению.

Процедура исследования:

Ребенку показывают беспорядочно разложенные картинки и дают следующую инструкцию: ”Посмотри, перед тобой лежат картинки, на которых изображено какое-то событие. Порядок картинок перепутан, и тебе надо догадаться, как их поменять местами, чтобы стало ясно, что нарисовал художник. Подумай, переложи картинки, как считаешь нужным, а потом составь по ним рассказ о том событии, которое здесь изображено”.

После того, как ребенок разложил все картинки, экспериментатор записывает в протоколе порядок картинок. Затем он просит ребенка рассказать по порядку о том, что получилось, то есть составить устный рассказ по этим картинкам.

Бывают случаи, когда при неправильно составленной последовательности рисунков испытуемый, тем не менее, сочиняет логичную версию рассказа. Такое выполнение задания рассматривается как верное.

Если ребенок правильно установил последовательность картинок, но не смог составить хорошего рассказа, необходимо задать ему несколько вопросов, чтобы уточнить причину затруднения. Так, ребенку может интуитивно понимать смысл нарисованного на картинках, но ему не хватает конкретных знаний для объяснения того, что он видит, или словарного запаса для описания происходящего на рисунках. Как отмечал С.Я.Рубинштейн, умение ставить наводящие вопросы зависит от квалификации и опыта экспериментатора. Эти вопросы и ответы обязательно записываются в протоколе. Составление рассказа с помощью наводящих вопросов, рассматривается как выполнение задания на среднем уровне.

Если ребенок правильно нашел последовательность, но не смог составить рассказ даже с помощью наводящих вопросов, то такое выполнение задания рассматривается неудовлетворительное.

Особо рассматриваются случаи, когда молчание ребенка обусловлено личностными причинами: боязнь общения с незнакомыми людьми, страх допустить ошибку, ярко выраженная неуверенность в себе.

Считается, что испытуемый не справился с заданием, если:

1)не смог найти последовательность событий и отказался от рассказа;

2)по найденной им самим последовательности картинок составил нелогичный рассказ;

3)составленная испытуемым последовательность не соответствует рассказу;

4)каждая картинка описывается отдельно, сама по себе, не связана с остальными – в результате рассказа не получается;

5)на каждом рисунке просто перечисляют отдельные предметы.

Если экспериментатор сталкивается с феноменами, в 4 и 5 пунктах, то необходима тщательная проверка интеллектуальных способностей ребенка. Это может свидетельствовать о неразвитой способности к обобщению, что в возрасте 6-7 лет и старше наблюдается, по данным патопсихологов, в случае задержки психического развития или даже умственной отсталости.

Методика «Кому чего не достает?»

Эта методика предназначена для выявления логического мышления детей в возрасте от 3 до 4 лет. Перед началом выполнения задания, включенного в данную методику, ребенку поясняют, что ему будет показан рисунок, на котором слева изображены дети, каждому из которых чего-то не хватает. То, чего им недостает, изображено отдельно внизу на этом рисунке.

Задание, получаемое ребенком, заключается в том, как можно быстрее определить, кому и чего не хватает, назвать соответствующие и указать те предметы, которым их недостает.

Оценка результатов:

10 баллов – время выполнения задания меньше 30 секунд

8-9 баллов - время выполнения задания оказалось в пределах от 31 до 49 секунд

6-7 баллов - время выполнения задания составило от50 до 69 секунд

4-5 баллов - время выполнения задания занято от 70 до 89 секунд

2-3 балла - время выполнения задания оказалось в пределах от 90 до 109 секунд

0-1 балла - время выполнения задания заняло до 110 секунд и выше

Выводы об уровне развития:

10 баллов – очень высокий

8-9 баллов – высокий

4-7 баллов – средний

2-3 балла – низкий

0-1 балл – очень низкий

Развитие воображения

Воображение – это присущая только человеку возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта.

Методика «скульптуры»

Ребенку предлагается набор пластилина и задание, пользуясь им, за 5 минут, смастерить какую-либо поделку, вылепить ее из пластилина.

Фантазии ребенка оцениваются по параметрам от 0 до 10 баллов.

0-1 балл – за отведенные для работы 5 минут ребенок так и не смог ничего придумать и сделать руками;

2-3 балла – ребенок придумал и вылепил из пластилина что-то очень простое, например, кубик, шарик, палочку, кольцо;

4-5 баллов – ребенок сделал сравнительно простую поделку, в которой имеется небольшое количество простых деталей, не более двух-трех;

6-7 баллов – ребенок придумал что-то необычное, но вместе с тем не отличающееся богатством фантазии;

8-9 баллов – придуманная ребенком вещь достаточно оригинальна, но детально не проработана;

10 баллов – ребенок может получить лишь в том случае, если придуманная им вещь и достаточно оригинальна и детально проработана и отличается художественным вкусом.

Развитие памяти

Память - одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать ее в сфере сознания для организации последующей деятельности.

Методика «Повтор 10 слов» (опосредованное запоминание)

Подбери к слову соответствующую картинку:

- слова: ваза, берлога, конура, небо, тень, гусеница, дождь, кролик, река, читать;

- предметные картинки: цветок, гнездо, собака, воздушный змей, дерево, бабочка, зонт, морковь, лодка, книга;

Вспомни по картинке слово: ваза, берлога, небо, тень, гусеница, дождь, кролик, река, читать.

Методика «Повтор 7 слов»

Запомни и повтори слова: стол, калина, мел, слон, ноги, рука, калитка, окно, бак.

Методика «Повтор предложения по картинкам»

Сережа встал, оделся, умылся, позавтракал, взял портфель, пошел в школу.

Методика «Повтор текста»

Запомни и перескажи текст:

Было жаркое лето. Дети пошли в лес за грибами. В лесу их застала гроза. Лил сильный дождь. Дети укрылись в шалаше

Развитие устойчивости внимания

Внимание – это избирательная направленность на тот или иной объект, сосредоточение на нем.

Методика «Чего не хватает на этих рисунках?»

Суть этой методики состоит в том, что ребенку предлагается серия рисунков. На каждой картинке этой серии не хватает какой-то существенной детали. Ребенок получает задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь.

Проводящий психодиагностику, с помощью секундомера фиксирует время, затраченное ребенком на выполнение всего задания. Время работы оценивается в баллах.

Оценка результатов:

10 баллов – ребенок справился с заданием за время меньшее, чем 25 секунд, назвав при этом все 7 недостающих на картинках предметов.

8-9 баллов – время поиска ребенком всех недостающих предметов заняло от26 до 30 секунд.

6-7 баллов – время поиска всех недостающих предметов заняло от 31 до 35 секунд.

4-5 баллов - время поиска всех недостающих предметов заняло от 36 до 40 секунд.

2-3 балла - время поиска всех недостающих предметов оказалось в пределах от 41 до 45 секунд.

0-1 балл время поиска всех недостающих деталей составило в целом больше чем 45 секунд.

Оценки даются в баллах, в десятибалльной системе и представляются в интервалах, являющихся непосредственным основанием для производства выводов об уровне развития внимания. Наряду с такими общими выводами ребенок в результате его обследования по той или иной методике получает частные оценки, которые позволяют более тонко судить об уровне его развития внимания.

Выводы об уровне развития:

10 баллов – очень высокий

8-9 баллов – высокий

4-7 баллов – средний

2-3 балла – низкий

0-1 балл – очень низкий

Методика «Пройти через лабиринт»

В этом задании детям показывают рисунок и объясняют, что на нем изображен лабиринт, вход в который указан стрелкой, а выход – стрелкой, располагающейся справа вверху. Необходимо сделать следующее: взяв в руку заостренную палочку, двигая ее по рисунку, пройти весь лабиринт как можно точнее, передвигая палочку, не касаясь стенок лабиринта.

Оценка результатов:

10 баллов – задание выполнено ребенком меньше за 45 секунд. При этом ребенок ни сразу не коснулся палочкой стенок лабиринта.

8-9 баллов – задание выполнено ребенком за время от 45 до 60 секунд, и, проходя через лабиринт, ребенок 1-2 раза дотронулся палочкой до его стенок.

6-7 баллов – задание выполнено ребенком за время от 60 до 80 секунд, и, проходя лабиринт, ребенок 3-4 раза коснулся до стенок.

4-5 баллов – задание выполнено ребенком за время от 80 до 100 секунд, и, проходя лабиринт, ребенок 5-6 раз дотронулся до его стенок.

2-3 балла - задание выполнено ребенком за время от 100 до 120 секунд, и, проходя лабиринт, ребенок 7- 9 раз коснулся стенок.

0-1 балл задание выполнено ребенком за время свыше 120 секунд или совсем не выполнено.

Выводы об уровне развития:

10 баллов – очень высокий

8-9 баллов – высокий

4-7 баллов – средний

2-3 балла – низкий

0-1 балл – очень низки

Развитие моторики

Моторика рук – это взаимодействие с высшими свойствами сознания, как внимания, мышления, оптико-пространственного восприятия (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Моторика ручная (праксис позы, динамический, конструктивный).

- Пересчет пальцев (одновременно обеими руками);

- Переключение (кулак, ладонь, ребро).

Методика «Лабиринты – 2009. Форма Б.»

Этот тест предназначен для оценки уровня развития визуально-моторной интеграции. Тест относится к невербальным психодинамическим методикам на интеллектуальные способности.

Инструкция:

Испытуемому выдается стимульный материал и бланки ответов. Необходимо следить за качеством стимульного материала: на нем не должны присутствовать какие-либо пометки, оставшиеся от предыдущих тестирований, качество распечатки должно быть достаточно высоким. Предлагается следующая инструкция.

Инструкция:

Перед тобой имеются лабиринты. Одни лабиринты легкие, другие сложные. В каждом лабиринте скрыто несколько букв. У входа в каждый лабиринт стоит Колобок. До некоторых букв Колобок может добраться, а до некоторых не может, потому что ему мешаются стены. Помоги найти Колобку как можно больше букв. Сильно не спеши, но и долго ни сиди над каждым лабиринтом. Если какой-то лабиринт не получается пройти, то переходи к следующему. Если хочешь, то потом можешь опять вернуться к этому лабиринту.

Описание результатов обследования

В эксперименте участвовали дети с поставленным диагнозом: ЗПР, дизартрия, билингвизм, ОНР.

Результаты обследования детей 4-х лет занесены в таблицу №1 (первичное обследование, Приложение 1). В таблице показано, что интеллектуальная сфера (логическое мышление, память и внимания) у большинства детей по результам диагностики имеет невысокий уровень, на низком уровне находится воображение и моторика. Возможно, это связано с тем, что с детьми 4-х лет не проводят занятий на улучшение интеллектуальной сферы дома. И результат интеллектуального развития мы видим в форме таблицы, где показан уровень их психического развития.

Далее представлены результаты обследования детей 6-ти лет, которые занесены в таблицу №2 (первичное обследование, Приложение 2). В этой таблице также показано, что интеллектуальная сфера находится на низком уровне, по сравнению с воображением и моторикой. Мы предполагаем, что с этими детьми 6-ти лет не проводят нужных занятий, направленных на развитие интеллектуальной сферы.

Сравнивая показатели обоих таблиц, можно заметить, что в них видна одна и та же выявленная особенность: у детей 4-х и 6-ти летнего возраста в первую очередь находится на низком уровне интеллектуальное развитие, логическое мышление, память, внимание, а потом воображение и моторика.

Описание коррекционно-развивающих занятий

После того, как выявился уровень развития детей 4-х и 6-ти лет. Были подобраны коррекционно-развивающие занятия, связанные с возрастными особенностями детей.

Коррекционно-развивающие занятия

для детей 4 лет:

Пирамидка:

Цель: изучить основные цвета и научиться считать до 5.

Оборудование: пирамидка с 4 основными цветами (синий 1,зеленый 2,желтый 3,красный 4)

Крупная мозаика:

Цель: развитие внимания, логического мышления.

Оборудование: доска с изображением лошадки, доска поделена на крупные части.

Занимательная палитра:

Цель: изучение цветов радуги и окружающего мира.

Оборудование: доски из картона,24 картинки с цветами радуги и разными изображениями: животные, одежды, транспорта.

Сладкое, горькое, кислое, соленое:

Цель: научить и изучить, что относится к сладкому, горькому, кислому и соленому.

Оборудование: картинки с изображением разных продуктов.

Картинки – половинки:

Цель: развитие внимания, логического мышления и речи.

Оборудование: карты 64 штуки, разрезанные на половинки.

Кто чья мама и где чей листочек?:

Цель: изучение деревьев и какие листья к ним относятся, животные разных пород и какие к ним детеныши относятся.

Оборудование: коробка с 8 каточками деревьев и 8 карточек с изображением деревьев, все карточки поделены пополам.

Подбери правильно:

Цель: развитие внимания, логического мышления.

Оборудование: доска с вырезанными отверстиями под фигурки, 2 мешочка с разными фигурками.

Упражнения для развития выразительности мимики, жестов и движений:

Цель: формировать у детей воображение, выразительности средства мимики, жестов и движений.

Вторая часть занятия:

Цель: развивать и совершенствовать умение детей находить геометрические фигуры определенного цвета и формы; учить находить свои ошибки (самоконтроль); формировать умения и навыки конструирования.

Оборудование: таблицы, на которых наклеены изображения предметов, составленные из геометрических фигур разного цвета.

Игра на развитие зрительной и слуховой памяти:

Повтор 5 слов: слон, рыба, птица, кубик и круг.

Повтор предложения: Сережа встал, оделся, пошел в школу.

Подбери к слову соответствующую картинку, вспомни по картинке слова.

Слова - ваза, берлога, конура, небо, дождь.

Коррекционно-развивающие занятия для детей 6 лет:

1)Занятия на развитие внимания

Методика Когана:

Цель: удержать внимание, возможности распределения внимания по одному, двум или трем признакам.

Оборудование: набор карточек (25 штук) с разноцветными изображениями геометрических фигур.

Рукавичка:

Цель: развитие внимания, тренирует восприятие, сообразительность.

Оборудование: 24 карточки с рукавичками, 24 карточки с носочками, 12 карточек с шапочками, 12 карточек с шарфиками.

Учимся считать:

Цель: научиться считать до 10-ти, различать основные цвета и формы.

Оборудование: фигурки 4-х цветов, каждая фигурка разного цвета.

Мое не мое:

Цель: развивать устойчивость внимания и наблюдаемость.

Оборудование: карточки 36 штук.

2)Занятие на развитие логического мышления

Последовательность событий:

Цель: исследование особенностей мыслительной деятельности ребенка, возможности установления причинно-следственных и пространственно-временных связей, анализ речевого развития ребенка.

Оборудование: набор из 4-х оригинальных сюжетов.

Исключение лишнего:

Цель: выделить существенные признаки предметов и объяснить, чем предмет отличается от других.

Оборудование: набор изображений, где каждое задание представляют собой 4 изображения различных предметов, объединенных общей рамкой.

3)Занятия на развитие памяти

Опосредованное запоминание:

Цель: возможность использования внешнего средства для задач запоминания, объема материла, запоминаемого опосредовательного, мыслительная деятельность ребенка.

Оборудование: картинки - полотенце, стул, велосипед, глобус, карандаш, солнце, рюмка, столовые наборы, тарелка, зеркало, дом-булочная, фабричные трубы, кувшин, забор, собака, шорты, носки, ботинки, лошадь, перочинный нож, гусь, уличный фонарь, петух, школьная доска, расческа, часы, поднос.

Предметная классификация:

Цель: развитие понятийного мышления ребенка.

Оборудование: набор специально подобранных цветных реалистических изображений.

Первая серия - 25 карточек, размером 5 на 5 см.

Вторая серия - 32 карточек размером 7 на 7 см.

Волшебный мешочек:

Цель: развитие осязательной памяти.

Оборудование: один мешочек, предметы разных форм.

4)Занятия на развитие воображение

Система упражнений на развитие воображения:

Цель: развить воображение, мышление.

Оборудование: тетрадь для развития воображения.

Игровые инструменты:

Цель: развить воображение.

Оборудование: музыкальные инструменты.

5)Занятия на развитие моторики

Пальчиковая гимнастика:

Цель: развитие внимания, мышления, памяти, речи, способствует овладению навыками письма.

Занятие №1

Разминка. Пальчики здороваются.

Занятие №2

Моя семья. Вылепим птичку - лепка птицы из пластилина.

Занятие№3

Наш малыш. Птичка клюет.

Занятие№4

Шалун. Здравствуй.

Занятие№5

Комарик.

Занятие №6

Сжимаем-разжимаем кулачки, напряжение-раслабление пальцев, потягивание, сгибание и разгибание пальцев, сгибание-разгибание всех пальцев вместе и по очереди, упражнение для кончиков пальцев.

Доски для развития моторики:

Цель: развить мелкую моторику, мышление и воображение.

Оборудование: досок для прохождения лабиринта, металлические шарики и 4 карандаша.

Разминка для глаз:

Цель: упражнение для профилактики или при нарушении зрения.

Коррекционно-развивающие занятия проводились на протяжении 3-х месяцев. Занятия были направлены на развитие логического мышления, зрительной и слуховой памяти, устойчивости внимания, воображения и моторики. Для детей в возрасте 6-ти лет было проведено 36 коррекционно-развивающих занятий, а для детей в возрасте 4-х лет было проведено 24 занятия.

Описание результатов повторного обследования

После окончания коррекционно-развивающих занятий было проведено повторное обследование детей в возрасте 4-х и 6-ти лет. После коррекционной работы было выявлено, что у детей в большей части произошли изменения в возрасте 4-х лет: у 70% детей улучшилось логическое мышление, у 60% детей улучшилась память, у детей на 100% - улучшилось внимание, у 40% детей улучшилось воображение, у 50% детей улучшилась моторика.

А у детей 6-ти лет произошли изменения: у 90% детей улучшилось логическое мышление, у 65% детей улучшилась память, у 85% детей улучшилось внимание, у 47% детей было улучшено воображение, у 85% детей была улучшена моторика.

Результаты вторичного обследования детей 4-х и 6 лет показаны в диаграмме и таблицах.

Описание результатов психического специфического развития детей 4-х и 6-ти лет.

После повторной диагностики психических процессов было выявлено, что для детей 4-х лет произошли изменения: логическое мышление – 80%,внимание – 75%,память – 80%,воображение – 45%,моторика – 80%.Удетей в возрасте 6-ти лет произошли следующие изменения: логическое мышление улучшалось на – 70%,внимание – 85%,память – 60%,воображение – 85%,моторика – 95%.

Следующим этапом был проведен сравнительный анализ детей 4-х и 6-ти лет по сравнению с изменениями психических процессов и было выявлено, что на 1-ом месте оказались познавательные процессы, на 2-ом месте моторика и на 3-ем месте воображение.

У детей 4-х лет выявлено слабо развитые: логическое мышление, воображение, более часто случаи нарушения внимания, нарушения моторики выражены в более редких случаях.

У детей в возрасте 6 лет преобладает нарушения внимания и памяти, недоразвитие логического мышления встречается реже, менее всего нарушений воображения и моторики.


После коррекционно-развивающих занятий для детей 4-х лет мы видим улучшения психического развития произошли во внимании, воображении, логическом мышлении, памяти и менее развито оказалось моторика.

У детей 6-ти лет улучшения произошли в моторике, во внимании, логическом мышлении, воображении и менее развитым оказалось развитие памяти.


Выводы:

1)У детей 4-х летнего возраста в меньшей степени произошли улучшения на воображение и моторику, а у детей 6-ти лет в меньшей степени произошли изменения в воображении. А интеллектуальное развитие у детей 4-х и 6-ти лет улучшилось: это связано с возрастными особенностями детей. Также мы доказали, что если с детьми проводить коррекционно-развивающие занятия, то несмотря на диагноз детей можно увидеть улучшение в развитии.

2)По заявке логопеда поставлены на учете для продолжения коррекционной работы дети с заключениями: ОНР 2 и 3 уровень, дислалия, дизартрия, в связи с недостаточным пониманием учебных заданий, указаний, инструкций логопеда; трудности формирования собственных мыслей.

Возрастные особенности данной группы детей:

1)неустойчивое внимание

2)недостаточная наблюдательность

3)недостаточное развитие способности к переключению

4)слабое развитие словесно-логического мышления

5)недостаточная способность к запоминанию

6)недостаточный уровень развития контроля

Следствия:

3)Недостаточная сформированностью психологических предпосылок овладению полноценными навыками учебной деятельности:

1)планирование предстоящей работы

2)определение путей и средств достижения цели

3)контролирование деятельности

4)умение работать в определенном темпе

4)Так как нарушения речи в подавляющем большинстве случаев не являются болезненными процессами, то нельзя называть всех картавых, шепелявых, даже во многих случаях совсем не говорящих детей (глухонемых, алаликов и проч.) больными. Нельзя подводить иных из них из-за некоторой задержки развития мышления вследствие недочётов речи и под категорию умственно отсталых детей. Подведение таких детей под указанные категории, во-первых, психически ущемляет их, во-вторых, в ложном направлении ориентирует родителей, в-третьих, искусственно увеличивает у нас в статистике число больных и умственно отсталых детей.

5)В силу психофизиологической и социальной своей природы речь всегда формируется под воспитательным воздействием со стороны окружающих, как при нормальных, так и нарушенных условиях своего развития.

Воспитание правильной речи при любых её нарушениях неминуемо связано с воздействием и на мышление, и на сферу эмоционально-волевую (воспитание мотиваций, отношений и т.п.), и на психическое развитие личности ребёнка в целом. Поэтому логопедическая и психологическая работа представляет собою сложный педагогический процесс.


Литература:

  1. Божович Л.И. Этапы развития личности в онтогенезе // Вопросы психологии. — 1979. -№ 2.

  2. Вайнрайх У. Одноязычие и многоязычие. — Зарубежная лингвистика. III. М., 1999

  3. Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. — М., 1986.

  4. Венгер Л.А., Холмовской В.В. Диагностика умственного развития дошкольников. - М., 1978.

  5. Выготский Л.С. К вопросу о многоязычии в детском возрасте. — В кн.: Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М. — Л., 1935 

  6. Жлуктенко Ю.А. Лингвистические аспекты двуязычия. Киев, 1974

  7. Карпова Н.Л. Основы личностно-направленной логопсихотерапии. 

  8. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей, — М., 1978.

  9. Протасова Е.Ю. Дети и языки. М., 1998

  10. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. — М., 1988.

  11. Эльконин Д.Б. Детская психология. — М., 1960.

  12. Эльконин Д.Б. Психология игры. — М., 1978.

  13. Забрамная С.Б., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей.-г. Чехов,2003

Результаты обследования:

4 года

Типы

Ф.И.

Логическое

мышление

Внимание

Память

Воображение

Моторика

до

после

до

после

до

после

до

после

до

после

Дизартрия

Т.К.

среднее

высокое

низкое

среднее

среднее

высокое

низкое

среднее

среднее

высокое

Х.С.

низкое

среднее

низкое

среднее

среднее

среднее

среднее

среднее

низкое

среднее

С.Д.

низкое

среднее

среднее

высокое

среднее

высокое

низкое

среднее

среднее

высокое

К.А.

среднее

среднее

низкое

среднее

низкое

среднее

среднее

высокое

среднее

высокое

Л.И.

низкое

среднее

среднее

среднее

среднее

среднее

низкое

высокое

среднее

высокое

Б.К.

низкое

низкое

низкое

среднее

низкое

среднее

низкое

высокое

низкое

средне

Д.Т.

низкое

среднее

низкое

среднее

низкое

среднее

среднее

высокое

среднее

высокое

К.Е.

среднее

среднее

низкое

среднее

среднее

среднее

среднее

среднее

низкое

среднее

Ш.М.

низкое

низкое

низкое

среднее

низкое

среднее

низкое

среднее

низкое

среднее

ЗЗР

Ж.Е.

среднее

среднее

низкое

среднее

низкое

среднее

среднее

высокое

среднее

высокое

З.Д.

среднее

высокое

низкое

высокое

низкое

среднее

низкое

высокое

среднее

высокое

А.Е.

низкое

среднее

низкое

среднее

среднее

среднее

среднее

высокое

низкое

средне

А.А.

среднее

высокое

низкое

среднее

низкое

среднее

среднее

высокое

среднее

высокое

Д.Т.

низкое

среднее

низкое

среднее

среднее

среднее

среднее

среднее

среднее

среднее

К.Е.

среднее

высокое

среднее

среднее

среднее

среднее

низкое

среднее

среднее

высокое

Онофоны

И.М.

низкое

среднее

низкое

среднее

низкое

среднее

низкое

среднее

низкое

среднее

М.С.

среднее

среднее

низкое

среднее

среднее

среднее

низкое

среднее

низкое

среднее


6 лет

Типы

Ф.И.

Логическое

мышление

Внимание

Память

Воображение

Моторика

до

после

до

после

до

после

до

после

до

после

Дизартрия

Б.Т.

низкое

среднее

низкое

высокое

низкое

среднее

высокое

высокое

низкое

высокое

М.Н.

среднее

среднее

низкое

среднее

низкое

среднее

среднее

среднее

среднее

высокое

Б.К.

низкое

среднее

низкое

среднее

низкое

среднее

низкое

среднее

низкое

среднее

Р.Т.

низкое

высокое

низкое

низкое

среднее

среднее

среднее

среднее

среднее

высокое

П.М.

среднее

высокое

низкое

среднее

низкое

среднее

среднее

высокое

низкое

высокое

Х.С.

низкое

высокое

низкое

среднее

среднее

среднее

низкое

низкое

среднее

высокое

Т.С.

низкое

среднее

среднее

среднее

низкое

среднее

среднее

среднее

низкое

среднее

Р.А.

среднее

среднее

низкое

среднее

низкое

среднее

среднее

среднее

низкое

среднее

З.К.

низкое

высокое

низкое

среднее

низкое

высокое

среднее

высокое

среднее

высокое

З.А.

низкое

среднее

низкое

среднее

низкое

среднее

среднее

среднее

среднее

среднее

ЗЗР

К.Н.

среднее

среднее

среднее

высокое

среднее

высокое

среднее

среднее

среднее

высокое

Б.С.

среднее

высокое

низкое

среднее

низкое

среднее

среднее

среднее

среднее

среднее

С.Е.

низкое

среднее

низкое

среднее

низкое

высокое

среднее

высокое

низкое

среднее

Б.Н.

низкое

высокое

среднее

среднее

низкое

среднее

среднее

высокое

среднее

высокое

М.З.

низкое

высокое

низкое

среднее

низкое

низкое

низкое

среднее

низкое

среднее

М.Н.

среднее

среднее

низкое

среднее

среднее

высокое

среднее

высокое

среднее

высокое

Онофоны

Г.С.

низкое

среднее

низкое

среднее

низкое

среднее

среднее

высокое

среднее

среднее



Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, логическое мышление, балл, воображение, занятие, развитие внимания, Методика, оборудование, задание, психическое развитие.


Похожие статьи

Изучение и пути коррекции тревожных состояний у детей с врождённой патологией сердечно-сосудистой системы

Особенности эмоциональной сферы и методы диагностики эмоционального развития у старших дошкольников с задержкой психического развития

Педагогическая поддержка гиперактивных подростков с коммуникативно-личностными нарушениями. Методические рекомендации

Особенности нервно-психического развития детей раннего возраста с врожденными пороками сердца и гипоксически-ишемическим поражением ЦНС

К вопросу развития психомоторных способностей дошкольников с задержкой психического развития средствами физической культуры

Особенности стандартной электрокардиографии у детей с инфекционно-аллергическими артритами

Переживание детской обиды ребенком с умеренно выраженным гидроцефальным синдромом и его родителем в процессе психологического консультирования

Субъективные переживания трудностей в адаптации к болезни у подростков с сахарным диабетом I типа

Показатели коагулограммы у больных Астраханской риккетсиозной лихорадкой старше 50 лет с сопутствующей гипертонической болезнью

Особенности адаптационного статуса при рецидивирующих вульвовагинитах у девочек-дошкольниц

С целью исследования адаптационных особенностей девочек-дошкольниц с хроническими неспецифическими вульвовагинитами было проведено изучение адаптационных реакций, вегето-гормонального статуса и психоэмоциональных нарушений у 66 пациенток в возрасте о...

Похожие статьи

Изучение и пути коррекции тревожных состояний у детей с врождённой патологией сердечно-сосудистой системы

Особенности эмоциональной сферы и методы диагностики эмоционального развития у старших дошкольников с задержкой психического развития

Педагогическая поддержка гиперактивных подростков с коммуникативно-личностными нарушениями. Методические рекомендации

Особенности нервно-психического развития детей раннего возраста с врожденными пороками сердца и гипоксически-ишемическим поражением ЦНС

К вопросу развития психомоторных способностей дошкольников с задержкой психического развития средствами физической культуры

Особенности стандартной электрокардиографии у детей с инфекционно-аллергическими артритами

Переживание детской обиды ребенком с умеренно выраженным гидроцефальным синдромом и его родителем в процессе психологического консультирования

Субъективные переживания трудностей в адаптации к болезни у подростков с сахарным диабетом I типа

Показатели коагулограммы у больных Астраханской риккетсиозной лихорадкой старше 50 лет с сопутствующей гипертонической болезнью

Особенности адаптационного статуса при рецидивирующих вульвовагинитах у девочек-дошкольниц

С целью исследования адаптационных особенностей девочек-дошкольниц с хроническими неспецифическими вульвовагинитами было проведено изучение адаптационных реакций, вегето-гормонального статуса и психоэмоциональных нарушений у 66 пациенток в возрасте о...

Задать вопрос