В статье определено значение ознакомления учащихся с архитектурными памятниками Узбекистана для повышения уровня исторических знаний учащихся, формирования у них чувства национальной гордости. Раскрыто содержание деятельности учителя в данном направлении, даны рекомендация по организации работы, связанной с изучением архитектурного наследия.
Ключевые слова: историческое прошлое, архитектурные памятники, дворцовые ансамбли, мемориал, чувство Родины, творение, сооружение, мавзолей, исторические процессы, эпоха ханского правления, культурное наследие, национальные ценности.
В условиях коренных изменений, происходящих в Республике Узбекистан в социально – экономической, культурно – просветительской сферах жизни, особое значение придается изучению исторических, национальных, культурных ценностей. Одной из приоритетных задач нашего государства и общества является воспитание достойного поколения, формирование у молодежи чувства любви к Родине, её историческому прошлому. В контексте сказанного представляется важным формирование у подрастающего поколения гордости за свой край родной город, махаллю, посёлок, и в этом отношении знакомство с историческими архитектурными памятниками имеет большое воспитательное значение.
Одной из основных задач, реализуемых на уроках истории, является развитие у учащихся “чувства Родины ” и обращение в связи с этим к материалам, раскрывающим историю создания архитектурных памятников: медресе, дворцов, крепостей, караван – сараев, дворцовых ансамблей и др. Изучение сведений о них, содержащихся в учебниках по истории, способствуют духовно-нравственному воспитанию учащихся, формированию их мировоззрения.
Исторические архитектурные памятники своим величием, красотой всегда вызывали большой интерес у людей. Известные на весь мир архитектурные памятники наших древних городов Бухары, Хивы, Коканда, Самарканда, Ташкента являются местом паломничества и своеобразными музеями архитектурного искусства.
Изучение школьниками истории своего края, воплощенной в памятниках, является непреложным требованием нашего времени. Это требование отражено в Концепции изучения истории Узбекистана, в учебных задачах, методологических основах и принципах. В содержании обучения исторических дисциплин также нашли место учебные материалы, освещающие национальное достояние, в том числе исторические памятники.
К примеру, в 8 – 9 классах в курсе истории учащиеся получают некоторые сведения об архитектурных памятниках. Так, в 8-м классе на уроках истории Узбекистана в процессе изучения темы об эпохе ханского правления в XVIII – XIX вв. в Средней Азии учащиеся знакомятся (в обзорном порядке) с культурой этого периода. В учебниках помещены рисунки (или фотографии) медресе и резиденций хана, но информация ограничивается только указанием на дату сооружения строения. Анализ существующей практики подтверждает наши выводы. Приведем конкретный пример. В рамках темы “Кокандское ханство (XVIII – XIX вв.)” есть упоминание о памятнике, который в народе известен как медресе Норбутаби, в других вариантах – ансамбль (мавзолей Дахмон Жахон), гробница (усыпальница) Мадарихана, но когда, кем возведено это сооружение – сведений на сегодняшний день нет. Разумеется, такой подход к изучению культурного наследия не вызовет интереса у учащихся. Для разрешения подобных проблем необходимо создать для учителя методические рекомендации с подробным изложением истории создания архитектурных памятников и разработками нетрадиционных уроков, что поможет значительно расширить круг исторических знаний учащихся. В свою очередь, эти знания помогут школьникам глубже узнать прошлое своей Родины и по - другому оценить настоящее, установить преемственность в историческом развитии, осмыслить исторические корни своего народа, понять современное движение по пути прогресса. Знание истории архитектуры времен ханства в Средней Азии вызовет интерес к зодчеству сегодняшнего независимого государства.
Изучение истории осуществляется в основном в классно – урочной форме, и основное содержание учебного материала усваивается во время занятий в школе. Поэтому очень важно, чтобы учитель истории излагал материал о памятниках архитектуры в яркой, увлекательной форме, сопровождая свой рассказ показом иллюстраций, слайдов, с помощью компьютерной техники, чтобы создать у учащихся образное представление о прошлой жизни. Кроме того, для углубления и укрепления знаний, следует сообщать учащимся более широкую информацию, раскрывая искусство архитектуры как компонент общей культуры общества и создавая панораму культурной жизни в определенный исторический период.
Восприятие учащихся не ограничивается только созданием представлений о памятниках архитектуры (это лишь средство). Учащиеся осмысливают более сложные исторические события, облегчается усвоение исторических понятий и логики исторических процессов.
Значение использования материалов об архитектурных памятниках на уроках истории и их дидактическая ценность заключаются в следующем:
- сведения об архитектурных памятниках являются существенным компонентом исторических знаний;
- учебные материалы помогают успешно реализовать образовательные и воспитательные задачи;
- способствуют конкретному, образному и эмоциональному изложению учебной темы учителем;
- повышают интерес учащихся к изучению программного материала, активизируют их познавательную деятельность;
- развивают мышление и творческие способности учащихся;
- углубляют и укрепляют общие исторические знания учащихся.
В исследованиях многих ученых установлена зависимость познавательной активности учащихся от зрительного восприятия. Поэтому использование на уроках истории иллюстративного материала играет важную роль. Разумеется, наиболее эффективными методом усвоения материала, изложенного учителем или прочитанного в учебнике, является посещение исторических мест, которое дает возможность учащимся как бы окунуться в давнюю эпоху и ярче представить себе образ жизни далеких предков. Но за неимением такой возможности следует максимально использовать на уроке фото, видеоматериалы, иллюстрации с изображением архитектурных памятников, которые дают представление о прекрасных творениях и высокой культуре прошедших веков и способствуют воспитанию чувства национальной гордости. А реальное посещение памятных мест оставляет глубокое впечатление на всю жизнь.
Иллюстративные материалы к теме “Архитектурные памятники” по своему содержанию, форме презентации делятся на несколько видов:
- изображение исторических достопримечательностей, мест паломничества и других архитектурных сооружений;
- альбомы, художественные открытки с изображением памятников;
- литература, сказания, легенды, связанные с памятниками архитектуры.
При отборе произведений искусства, отражающих исторические темы и связанные с архитектурными памятниками, следует учитывать возраст, уровень знаний и интересы учащихся, и на каждый урок планировать исторически и научно обоснованный материал. Учитель должен опираться на следующие положения:
- компетентный анализ произведений (материалов) об архитектурных памятниках;
- использование представляемой информации для пополнения исторических знаний;
- представление данных о памятниках архитектуры на достоверной исторической основе;
- формирование отношения к своей стране посредством материалов об архитектурных памятниках.
Роль архитектурных памятников в формировании национального самосознания и национальной гордости неоценима. Во – первых, знакомство с этими шедеврами пробуждает чувство прекрасного. У учащихся появляется сознание того, что необходимо сохранять памятники как национальную ценность. Школьники восхищаются мастерством и вкусом мастеров, воздвигнувших прекрасные сооружения, гордятся культурным наследием своих далеких предков. В процессе уроков обязательно нужно дать информацию о том, с какой целью возводились в своё время историко – архитектурные ансамбли.
В методических рекомендациях учителям предложены разработки уроков по темам: “Памятник архитектуры Хивинского ханства ‒ мавзолей Пахлавона Махмуда”, “медресе Норбутаби” Кокандского ханства, мемориальный комплекс “Шайх Хованди Тохир” (в Ташкенте). Историю создания этих памятников целесообразно изучать в рамках раздела “История XVIII – XIX веков”, а конкретнее – при изучении тем “Жизнь городов Хивинского ханства” и “Культурная жизнь Кокандского ханства”. В качестве наглядных пособий при изучении тем используются комплекты фотоматериалов (они издаются для туристов). Учащиеся получают информацию о том, когда и с какой целью были построены архитектурные памятники; представления ребят об эпохе обогащаются, усваиваются понятия: медресе, цитадель (крепость), мавзолей (усыпальница). Знания школьников о культурной жизни в определенную историческую эпоху становятся более полными и конкретными.
Из отечественной истории XVIII – XIX веков нам известно, что в этот период в ханствах Средней Азии усилился политический разброд, развитие остановилось. Узбекские ханства поддерживали отношения с Российской империей. У учащихся не должно создаваться впечатление, что данный период был наполнен только столкновениями и распрями. На самом деле развивались наука, культура, архитектура, народные ремёсла. Особо следует отметить расцвет архитектуры в этот период, ибо именно во времена ханства было воздвигнуто большинство архитектурных памятников. Поэтому, давая общую характеристику эпохе XVIII – XIX веков, обязательно надо отметить возведение архитектурных сооружений. Такой экскурс имеет большое значение для более глубокого понимания истории, воспитания бережного и уважительного отношения к культурному наследию.
В заключение следует отметить, что ознакомление учащихся с архитектурными памятниками родного края повышает уровень их восприятия многогранной национальной культуры, значительно обогащает их исторические знания, пробуждает у учащихся патриотические чувства, стимулирует интерес к самостоятельному изучению истории, формирует потребности сохранять национальное достояние, создавать художественные ценности.
Поистине, без исторической памяти нет будущего.