Цель : закреплять знания детей о правилах дорожного движения, о средствах регулирования движения, дорожных знаках.
Задачи:
Познание: расширять и обогащать знания детей о работе светофора, закреплять знания о значении пешеходного перехода, о правилах поведения на остановке и в автобусе.
Социализация: расширять представления о правилах поведения в общественных местах, формировать умение делать самооценку, вызвать желание использовать знания в игровой ситуации.
Физическое развитие: закреплять умение действовать по сигналу, обеспечить максимальную двигательную активность в процессе образовательной деятельности.
Коммуникация: поощрять попытку высказывать свою точку зрения, развивать речь как средство общения, ввести в активный словарь детей слова: «ребра», «остановка», «поручень».
Ход организованной образовательной деятельности:
Игровая ситуация: пешеходный переход, дети с нагрудниками — машинами и пешеходы ходят в хаотичном беспорядке. Один ребенок говорит, что надо соблюдать правила поведения на дороге, но для этого нужен светофор. Дети берут макет светофора и обнаруживают, что отсутствует красный сигнал (Раздается стук в дверь и заходит красный сигнал светофора).
Кр. Сигнал: -Здравствуйте, Я — красный сигнал светофора, мне надоело сидеть внутри без дела, и я решил отправиться в путешествие. А светофор может обойтись и без меня. Вот сегодня пришел к вам в гости. По-моему, я очень хорошо придумал.
Дети: Нет-нет. Без тебя светофор не сможет правильно работать. Машины и пешеходы будут сталкиваться и случится беда.
Кр. Сигнал: Не может быть. Кроме меня у светофора еще два сигнала: желтый и зеленый. Мое отсутствие никто и не заметит.
Дети: У светофора должно быть три сигнала, а то получится как у нас на дороге, все будут сталкиваться.
Кр. Сигнал: Но я теперь не знаю, как мне попасть обратно, ведь я из волшебной страны «Соблюдай правила на дороге».
Дети: Мы тебе поможем.
Звучит фонограмма. Голос. «Чтобы красному сигналу светофора попасть в нашу страну, вам необходимо выполнить задания. К вам прилетел воздушный шарик. Внутри его вы найдете задания, но одно условие, все задания вы должны выполнять дружно».
Дети: Мы согласны.
(На окне привязан шарик. Воспитатель с детьми берут воздушный шарик и достают конверт с заданиями.)
Воспитатель: — Ребята, а что нужно сделать для того чтобы дружно выполнять все задания?Дети высказывают свои мысли (надо друг другу улыбнуться, сказать добрые слова, пожать руки, можно встать в круг и поприветствовать друг друга…).
Кр. Сигнал: - А я знаю очень доброе приветствие, хотите, вас научу?
Дети: - Да.
Кр. Сигнал: — Тогда прошу в круг всех встать,
За руки друг друга взять,
На друга посмотреть
И песенку веселую запеть ля-ля-ля.
(Дети приветствуют друг друга)
Воспитатель: - А теперь пора и за работу взяться (раскрывает конверт).
1-е задание: В нашей волшебной стране живут Знайки, они хотели бы отправить своим друзьям письмо, которое вы найдете здесь же, но у них нет почтового отделения.
Кр. Сигнал — Да ну их, эти задания. Где мы будем искать это почтовое отделение?
Дети:- У нас есть почтовое отделение.
Кр. Сигнал .- Но до вашей почты идти далеко, а как доехать и на чем — вы не знаете.
Дети:- Знаем. Можно ехать на такси, легковом автомобиле или на автобусе.
Воспитатель: А где у нас останавливаются автобусы? (на остановках)
Какой знак нам нужно найти? (автобусная остановка).
Воспитатель:- А что нарисовано на этом знаке?
Дети:- На нем нарисован автобус.
Дети на эмитированной дороге ищут знак «автобусная остановка». Он находится на другой стороне дороги.
Кр.Сигнал:- Остановка то на другой стороне дороги. Нам туда никак не попасть.
Дети:- Нет. На другую сторону дороги мы должны перейти по пешеходному переходу.
Воспитатель:- А как вы узнаете, что это пешеходный переход?
Дети: Он обозначается полосками на дороге.
Воспитатель:- Да, ее еще называют «зебра».
Это зебра на дороге
Не бежит, не скачет.
И, хотя по ней все ходят,
Она совсем не плачет.
Ребята, скажите, а как правильно надо переходить по пешеходному переходу?
Дети:- Когда мы начнем переходить дорогу, надо посмотреть налево, а на середине дороги надо посмотреть направо. Нельзя бежать. И нельзя идти и играть в мяч.
(Дети переходят дорогу по пешеходному переходу и останавливаются под знаком «автобусная остановка»).
Воспитатель:- Вот мы на остановке. Скажите, а как надо вести себя, пока мы ждем автобус?
Ответы детей: (нельзя подходить близко к краю остановки, нельзя бегать, толкать друг друга, нельзя играть в мяч).
Воспитатель:- Ребята, а еще в автобусе есть « поручень». Он предназначается для того, когда люди заходят или выходят из автобуса, могли за него держаться, чтобы не упасть. Вот и наш автобус. Вспомните, как надо вести себя в автобусе. (стоит из стульчиков сделанный автобус)
Ответы детей (нельзя бегать, кричать, высовывать руки из окна, надо уступать место старшим).
Дети рассаживаются на стульчики. (Звучит музыка «Мы едем, едем…»).
Воспитатель:- Пока мы едем в автобусе, давайте посмотрим, может выполним еще одно задание. (Открывает конверт, достает задание и читает)
«Я предлагаю вам отгадать мои загадки:
1. Для этого коня еда –
Бензин, и масло, и вода.
На лугу он не пасётся,
По дороге он несётся (автомобиль).
2 . Вот так чудо-чудеса!
Подо мной два колеса.
Я ногами их верчу
И качу, качу, качу! (велосипед)
3. Смело в небе проплывает
Обгоняя птиц полёт
Человек им управляет
Что такое? (самолёт)
4. Мчится огненной стрелой
Мчится вдаль машина.
И зальёт пожар любой
Смелая дружина. (Пожарная машина)
5. Рукастая, зубастая,
Идет-бредет по улице,
Идет и снег грабастает,
А дворник только щурится,
А дворник улыбается:
Снег без него сгребается. (Снегоуборочная машина)»
(Все ответы сопровождаются показом слайдов на ноутбуке)
Воспитатель:- — Молодцы, справились с заданием. Отгадали все загадки. Вот мы и приехали. Как выходим из автобуса?
Ответы детей (не толкаем друг друга, не балуемся, держимся за поручень).
(дети встают со стульчиков и выходят)
Воспитатель: -Вот и почтовое отделение. Почтальоном у нас будет Алина. Алина садится за стол и выполняет роль почтальона. Мы отдаем ей посылку и уходим.
Кр.Сигнал :- Ирина Васильевна, а у нас еще есть задания, их надо скорее выполнить. (Открывает еще один конверт.)
Задание: «Я хочу узнать, как вы умеете соблюдать правила дорожного движения, когда работает светофор. Предлагаю поиграть в подвижную игру «Светофорчики». Воспитатель предлагает ребятам превратиться в огоньки светофора и поиграть. Каждый ребенок получает круг одного из трех цветов. Под веселую музыку дети двигаются по кругу. Как только мелодия затихает, дети собираются по трое в «Светофорчики». (Дети играют)
Воспитатель: — У нас осталось одно задание «В гостях у сказки».
Какой транспорт использовали герои знакомых вам сказок?
— Любимый вид транспорта Кота Леопольда? (велосипед)
— На чем летала Баба Яга? (ступа и метла)
— На чем ездил Емеля к царю? (на печке)
— На чем увезла Снежная королева Кая? (на санях).
Звучит фонограмма. Голос: — Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Теперь красный сигнал может вернуться в нашу страну и занять свое место на светофоре.
(Красный сигнал прощается и уходит. Воспитатель с детьми подходят к макету светофора и обращает внимание на то, что красный сигнал на месте.)
Дети:- А теперь мы поедем на автобусе назад в свой детский сад.
Воспитатель: — А светофор поможет нам соблюдать правила дорожного движения.
Дети садятся на стульчики, звучит музыка «Мы едем, едем…».
Воспитатель:- Ребята, по-моему, мы не зря провели сегодня время. Почему?
Дети :- Мы сегодня помогли светофору вернуться на место, а это значит, что на дорогах будет меньше аварий. А мы сейчас приедем в детский сад, и будем продолжать свою игру.
Ожидаемые планируемые результаты:
В результате организованной образовательной деятельности сформировались знания о правилах дорожного движения, о дорожных знаках «остановка общественного транспорта», «пешеходный переход». Дети называют назначение «пешеходного перехода» и правила пешеходов на дороге, на остановке и в общественном транспорте. Дети умеют самостоятельно делать самооценку сложившейся ситуации и высказывают свое мнение для ее решения. В своей речи используют новые слова «зебра», «поручень». Во время подвижной игры дети соблюдают правила безопасного поведения, умеют действовать по сигналу воспитателя. Практические навыки и умения применяют в игровой ситуации.
Литература:
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАЙКА — СИНТЕЗ, 2014.-368 с.
- Правила дорожного движения. Средняя и старшая группы. Занимательные материалы./ Сост. Л. Б. Поддубная. — Волгоград: ИТД «Корифей»,- 96 с.