Духовно-нравственное воспитание на интегрированных уроках обществознания и литературы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Абзалова, С. С. Духовно-нравственное воспитание на интегрированных уроках обществознания и литературы / С. С. Абзалова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 4 (39). — С. 387-388. — URL: https://moluch.ru/archive/39/4548/ (дата обращения: 16.11.2024).

Обществознание, история, литература относятся к числу школьных предметов, которые составляют базовую основу современного гуманитарного образования. Они призваны формировать ценностные ориентации учащихся, научить их глубоко и серьезно анализировать жизненные установки, понимать историческое прошлое своего народа, убедить их в том, что в их руках будущее страны, а человек будущего должен быть всесторонне развитой личностью, эрудитом, прекрасным специалистом, патриотом. Научить ребенка жить не только для себя, но и для других является целью уроков гуманитарного цикла.

Формы проведения интегрированных уроков могут быть самые разные: диспуты, конференции, семинары, урок-путешествие, экскурсия., урок-телепередача, урок-суд, творческая защита, нравственная проповедь, «мозговой штурм» и т.д..

Наиболее интересными для старшеклассников являются процессы, происходящие с человеком, его чувствами, характером, потребностями, интересами. Именно поэтому удачными получаются интегрированные уроки обществознания и литературы, истории, биологии, МХК. Например, в 8 классе изучение тем «Человек и природа», «Глобальные проблемы современности» можно связать с именами таких русских классиков, как А.С. Пушкин, М.Ю.Лермонтов, И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой, А.П. Чехова, М. Пришвин, К.Паустовский, а также представителями современной литературы: Р.Рождественский, Э.Асадов, Е.Евтушенко, В.Астафьев, В.Распутин и другие.

Завершая тему «Глобальные проблемы современности», совместно с учителями литературы, биологии, химии можно провести урок- исследование «Вода –это жизнь». Кроме научных сведений о воде, ее значимости в повседневной жизни человека, на уроке звучат отрывки из литературных произведений, творческие работы. Ученики готовят проекты по экологическому оздоровлению природы родного края, представляют свои компьютерные презентации: «Вода – всему голова», «Вода в русской живописи», «Образ воды в музыке», «О чем скорбишь, мое село?», «Плач родной речки» и др.

Ученики на таких уроках перестают быть пассивными слушателями и созерцателями, а превращаются в активных, творческих участников образовательного процесса, способных наблюдать, чувствовать, сопереживать, заботиться о других. Дети получают огромное удовлетворение от проделанной ими самостоятельной исследовательской работы, возможности высказать свою позицию, критиковать негативные явления в обществе.

В настоящий урок жизни, доброты, душевной щедрости превращается урок-дискуссия по теме «Роль денег в жизни человека» (тема «Товар и деньги» (8 класс), «Деньги» (10 класс), который проводится совместно с учителем литературы, с приглашением известных в селе меценатов и спонсоров, нумизматов, руководителя школьного музея. В ходе урока организуется дискуссия на основе прочитанных ранее учащимися художественных произведений русской и зарубежной литературы: А.С.Пушкин «Скупой рыцарь», Н.В.Гоголь «Мертвые души» (образ Плюшкина), О.Бальзак «Гобсек». Обращение к известным образам классической литературы дает школьникам возможность увидеть, к чему приводит человека страсть к обогащению, как распадается его душа, превратившись в заложника денег.

При изучении темы «Закон и власть», «Правонарушения и виды юридической ответственности» провожу урок-суд. Для размышления на уроке обращаюсь к роману Ф.Н.Достоевского «Преступление и наказание», повести Ч.Айтматова «Плаха», произведениям В.Астафьева «Печальный детектив», «Людочка», повестям В.Распутина «Пожар», «Живи и помни». На примере этих художественных произведений школьники учатся оценивать нравственные критерии и ценности в жизни человека, делать правильный жизненный выбор, осуждать зло, жить по принципам добра и справедливости. При изучении тем, посвященных морали, нравственности, культурным нормам в старших классах провожу уроки в форме нравственных проповедей: «Совесть – мерило ценности человека», «Береги честь смолоду», «Жизнь с идеалом и без», «Бог – это наша совесть» и др.

При изучении темы: «Семья» (8 класс), «Семья и брак» (11 класс) целесообразно использовать произведения русской классической и современной литературы о семье: А.С.Пушкин «Евгений Онегин» (семья Лариных), М.Е.Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы», Л.Н.Толстой – повести «Детство», «Юность», романы «Война и мир», «Анна Каренина», В.Астафьев рассказ «Уроки французского», повесть «Людочка», А.Алексин «Домашний совет» и др.

Интегрированные уроки обществознания и литературы способствуют социализации личности ученика, углубляют знания о материальных и духовных ценностях, побуждают его к размышлению об общечеловеческих ценностях, развивают навыки свободного рассуждения на философские и жизненные темы, обогащают эмоциональный мир растущего человека, формируют его гражданские чувств.

Основные термины (генерируются автоматически): Пушкин, Глобальная проблема современности, жизнь человека, интегрированный урок обществознания, класс, современная литература, Урок, учитель литературы.


Похожие статьи

Роль краеведения в духовно-нравственном воспитании учащихся на уроках обществознания

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения

Роль краеведения на уроках русского языка, литературы и изобразительного искусства

Идеи трудового воспитания в национально-региональном компоненте обучения подрастающего поколения

Проблемы формирования гражданской позиции старшеклассников в системе патриотического воспитания на уроках обществоведческого цикла

Идеи трудового народного воспитания в условиях современного профильного обучения

Культурологические основы реализации образовательных задач в процессе преподавания истории

Технология духовно-нравственного воспитания преподавателя профессионального образования в процессе обучения

Интеграция образовательных областей при организации деятельности с детьми по созданию учебно-дидактического материала

Роль учителя в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения

Похожие статьи

Роль краеведения в духовно-нравственном воспитании учащихся на уроках обществознания

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения

Роль краеведения на уроках русского языка, литературы и изобразительного искусства

Идеи трудового воспитания в национально-региональном компоненте обучения подрастающего поколения

Проблемы формирования гражданской позиции старшеклассников в системе патриотического воспитания на уроках обществоведческого цикла

Идеи трудового народного воспитания в условиях современного профильного обучения

Культурологические основы реализации образовательных задач в процессе преподавания истории

Технология духовно-нравственного воспитания преподавателя профессионального образования в процессе обучения

Интеграция образовательных областей при организации деятельности с детьми по созданию учебно-дидактического материала

Роль учителя в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения

Задать вопрос