Актуальность проблемы борьбы с наркоманией и незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ не нуждаются в доказательствах. С древних времен известно, что наркомания это болезнь приносящая опасность обществу и по настоящее время, наркомания является одной из самых главных и острых проблем, с которыми в плотную сталкивается наше общество вот уже не первый десяток лет. Наркотические мафии управляют государствами (Латинская Америка), имеют свои армии (Юго-восточная Азия). Доходы подпольных корпораций по торговле наркотиками превышают известные доходы от торговли нефтью и приближаются к мировым доходам от торговли оружием. Особенно гибельно злоупотребление в молодежной среде – поражается и настоящее, и будущее общества. Полная, с точки зрения наркологов, картина распространения злоупотребления, включающая формы токсикоманий, еще более трагична. Вещества и препараты, не включенные в список наркотиков, как правило, еще более злокачественны, приводят к еще большему ущербу для индивидуума.
По поводу столь стремительного распространения наркомании в Таджикистане существует различные точки зрения.
Еще никогда в истории проблема немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ не становилась такой актуальной для всего мира и для Таджикистана в частности. Не смотря на это у мирового сообщества до сих пор нет единой политики и общих взглядов на данную проблему. Различные страны, каждая по своему определяет политику в отношении тех или иных наркотиков. Наркомания и незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ это тот случай, когда статистику можно и не приводить. С одной стороны, они чуть ли не каждодневно называются в средствах массовой информации. С другой стороны – эти данные приблизительны, как приблизительна и статистика преступлений, связанных с наркотическими средствами. Действительность еще хуже. Наркомания и незаконный оборот наркотиков – «проблема века», к тому же устойчиво переходящая из XX в XXI, да еще и «транснациональная».
Потребление наркотиков в СССР начало расширяться в конце 1970-х годов. В основном наркотики распространялись среди молодежи, находившейся под влиянием разных субкультур. В дальнейшем после распада СССР в независимом Таджикистане, как и в других развитых странах, потребление психоактивных наркотиков распрастронилась на более широкие слои молодежи, но в отличие от стран Запада, процесс распространения наркотиков в Таджикистане проходил намного медленнее, также Таджикистан пережил болезненный процесс перехода к независимости, породившего гражданскую войну, в огне которой погибло более ста тысяч мирных жителей, а около миллиона стали беженцами. В июне 1997 года правительство и исламская оппозиция подписали Соглашение о мире, однако на смену боевым действиям пришла другая беда – наркотики. Из соседнего Афганистана, с которым Таджикистан разделяют почти полтора тысячи километров границы, вначале потекли, а потом хлынули потоки героина.
В последнее время в Таджикистане получил распространение сильнодействующий вид наркотика – героин. Героин это синтетическое средство производное морфина, по наркотической активности превосходящее его в несколько раз и может быть различным по форме и цвету. Это может быть порошок или гранулы белого, бежевого, коричневого или черного цвета.
Это вещество обладает высоким потенциалом и действует непосредственно на центральную нервную систему.
Большинство разновидностей героина доставляется из районов его получения в относительно чистой форме, однако на потребительский рынок он поступает обычно значительно разбавленный. Часто содержит в своем составе наполнители – муку, крахмал, окись кремня, хинином, а также некоторые лекарственные средства – барбиратураты, метаквалон, новокаин и др. Обычно употребляется путем ингаляции паров после нагревания или инъекции водного раствора, либо порошка[1].
Данные экспертного опроса показывают, что ситуация с наркоманией в Таджикистане в последнее время значительно ухудшилась. В качестве основных причин ухудшения ситуации с наркоманией в республике респонденты называют безработицу и отсутствие профилактической работы среди населения. В настоящее время пересечением незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ в Республики Таджикистан активно занимаются пограничники, правоохранительные органы и таможенная служба. Координирует эту работу Агентство по контролю за наркотиками. Оно также осуществляет оперативно-розыскные и следственные мероприятия наряду с другими силовыми структурами.
Таджикистан уже присоединился к международным Конвенциям в области по контролю за наркотиками 1961, 1971 и 1988 годов. Открыта программа ООН по контролю за наркотиками и предупреждению преступности. Основной целью стратегии Управления ООН по контролю за наркотиками является консолидация усилий специализированного национального агентства в сотрудничестве с другими агентствами по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Осуществляется это путем:
усиления сотрудничества с соседними странами для заслона потока наркотиков из-за рубежа через Таджикистан;
усиления сотрудничества с агентствами западных стран для освоения лучшего опыта борьбы с оборотом наркотиков.
Помощь международного сообщества Таджикистану, которая предоставляется через Управление ООН по контролю за наркотиками, положительно сказалась на всем регионе. Результативнее стали перехватывать и предотвращать распространения наркотиков. Тем не менее, до сих пор борьба с наркобизнесом имеет ограниченный успех. Наркодельцы находят новые и, как правило, более изощренные способы контрабанды наркотиков, включая так называемые «живые контейнеры». Одним из наиболее распространенных способов контрабанды наркотических средств является их перемещение через таможенную границу Республики Таджикистан автомобильным, железнодорожным транспортом и пешим ходом[2]. На сегодня более 80% выявленных на транспорте наркокурьеров пытались перевезти наркотики путем их заглатывания [3].
Для решения проблемы наркомании и незаконного оборота наркотиков необходимо предусмотреть следующие меры :
укрепить охраны таджикско-афганской границы;
повысить уровень оснащенности правоохранительных органов и профессиональной подготовки сотрудников;
пропаганда здорового образа жизни с использованием СМИ;
создание институтов психологической реабилитации больных наркоманией;
внедрение программ социальной поддержки бывших наркоманов;
установить близкое сотрудничество между всеми государственными службами, имеющими необходимые полномочия борьбы с наркобизнесом и терроризмом. Создать единые базы данных, используя программное обеспечение, которое является совместимым для государственных служб.
Литература:
Абдуназаров К. А. Некоторые вопросы таможенной деятельности, Душанбе, 1996 г.
Имомов М. С., Вестник РТСУ/ Алиев А. Н., Контрабанда наркотических средств и психотропных веществ: криминалистическая характеристика и предупреждение, Душанбе 2011 г.
Хасанов К. Таможенный заслон на пути наркотрафика, Душанбе, 2003 г.
Всемирный доклад о наркотиках на 2008 год. ООН Управление по наркотикам и преступности. Нью-Йорк, 2009 г.