Сущность взаимосвязи туристского и интеллектуального потенциалов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №4 (39) апрель 2012 г.

Статья просмотрена: 371 раз

Библиографическое описание:

Зуева, М. М. Сущность взаимосвязи туристского и интеллектуального потенциалов / М. М. Зуева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 4 (39). — С. 129-132. — URL: https://moluch.ru/archive/39/4586/ (дата обращения: 18.12.2024).

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года к числу главных направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны относит создание условий для улучшения качества жизни граждан Российской Федерации. Реализация данного направления обеспечивается, в том числе, и за счет развития инфраструктуры туризма и отдыха, а также обеспечения качества, доступности и конкурентоспособности туристских услуг в Российской Федерации.

Ряд специалистов определяют туристскую индустрию как значимый фактор развития всего человечества в целом и мировой экономики в частности. О ее многозначительной роли можно судить по материалам, представленным в таблице 1.

Таблица 1

Расчет социально-экономических показателей деятельности туристической отрасли в различных странах мира.

Наименование показателя

Австрия

Испания

Франция

Великобритания

Италия

Россия

Доля туризма в ВВП страны,% *

4,4

5,9

3,8

3,6

4,0

2,5

Доля дохода от туризма в ВВП страны с учетом мультипликативного эффекта, %



8,5



13,7



10,9



9,0



6,3




6,2

Доля занятых в сфере туризма, %**

5,4

13,5

7,8

6,2

9,8

0,8

Доля занятых в сфере туризма с учетом мультипликативного эффекта, %


-/-

-/-


-/-


-/-


-/-

9,4

Международные туристические прибытия, млн. чел.***



21,3



52,2



76,8



28,2



43,2



19,4

Денежные поступления от туризма, млрд. дол.***


19,4


53,2


49,4


30,1


40,2


9,3

Составлено автором:

* по данным Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации (http://minstm.gov.ru/), Федерального Агентства по туризму (http://www.russiatourism.ru/)

** для всех стран за исключением России по данным ОЭСР

*** по данным World Tourism Organization (UNWTO) Tourism Highlights. 2011 Edition [2, с.6]


Согласно статистическим данным ведущих туристических организаций мира, с каждым годом увеличивается доля доходов от туризма в ВВП ряда стран, растет число занятых в данной сфере. Поступления от туризма составляют основную статью дохода для трети стран-участников туристского рынка, а в 80 странах они входят в первую пятерку источников, формирующих бюджет.

Интеграционные процессы, предусматривающие консолидацию отдельных структурных элементов и стимулирующие рост экономического и интеллектуального взаимодействия стран, способствуют развитию туризма. Это очевидно при обращении к интеграционной структуре туристской индустрии (рисунок 1).

Рис. 1. Интеграционная структура туристской индустрии.


Как показано на рис. 1, основу данной структуры составляют предприятия, организующие поездки и продажу туров, предоставляющие комплекс услуг по перевозке, размещению и питанию путешественников, а также осуществляющие организацию дополнительных сопутствующих услуг (например, досуговой и экскурсионной деятельности), включающие также предприятия по производству и продаже товаров туристского спроса и многое другое.

Предприятия, оказывающие туристические услуги, можно условно подразделить на две категории: продавцы услуг (оказывающие услуги) и посредники. Продавцы услуг обеспечивают их основной объем (гостиницы, санатории, пансионаты, рестораны, круизные линии и другие рекреационные предприятия). Основными посредниками являются турагенства, операторы туров, регулярные и чартерные авиалинии.

Получение денежных доходов от туризма прямо сопряжено с рядом расходов, которые несет принимающая туристов сторона. В первую очередь, это использование предметов и товаров, привычных для иностранного туриста, но не производимых или не потребляемых в стране пребывания, начиная от строительных и отделочных материалов средств размещения, гостиничного и ресторанного оборудования, мебели и заканчивая пищевыми продуктами, напитками, сувенирами и бытовыми принадлежностями. Увеличение приема иностранных туристов создает дополнительную нагрузку на местную инфраструктуру: водо- и электроснабжение, дороги, транспорт, связь, канализацию, уборку мусора и службу безопасности. Выявляется необходимость расширения и развития аэропортов, вокзалов, морских или речных портов, гостиниц, дорог и т.д. оборудованных современными средствами защиты и безопасности, для чего необходимо инвестировать огромные денежные средства. В ряде стран развитие туризма приводит к необходимости привлечения иностранных сезонных рабочих, что также вызывает дополнительные валютные расходы и нагрузку на местную сферу обслуживания.

Совершение путешествия сопряжено с рядом расходов для туристов. Данные денежные средства, в первую очередь, идут на предприятия, непосредственно их обслуживающие. В последующем они расходуются предприятиями для обеспечения своих хозяйственных нужд. Часть денег уходит из экономического оборота на оплату импорта товаров и напитков, которые туристы потребляют на месте пребывания, или на оплату услуг, предлагаемых туристскими предприятиями, находящимися за пределами данной территории. Деньги, оплаченные туристами за эти виды продуктов и услуг, в дальнейшем не играют роли в генерировании экономической деятельности. Количество активно обращающихся денег в местной экономике уменьшается на эту сумму. Оставшиеся деньги используются на покупку местных товаров и услуг, оплату труда, покрытие налогов и т.д. В каждом цикле расходования некоторая часть денег остается у местных жителей в виде доходов (заработная плата, прибыль и т.д.), который они могут расходовать в соответствии с собственными нуждами на покупку отечественных товаров и услуг, создавая тем самым новый виток экономической активности. Определенная часть этих денег накапливается и прекращает свой оборот в экономике. Доход, который не накапливается, расходуется на импорт и уходит в виде налогов в бюджет государства. Таким образом, доходы сокращаются и в каждом цикле происходит утечка капитала из рассматриваемой системы. Доходы расходуются в большем объеме в результате дальнейшего генерирования экономической деятельности за счет расходов туристов [1, с.26].

Именно таким образом осуществляя денежные расходы в стране временного пребывания туристы проникают в экономику данной страны. Данное проникновение возможно исследовать с помощью оценки прямого и косвенного проникающего воздействия. Прямое воздействие можно определить как объем расходов туристов уменьшенный на объем импорта, необходимого для полного обеспечения товарами и услугами туристов. Предприятия, непосредственно получающие расходы туристов, также в ходе осуществления своей хозяйственной деятельности несут определенные расходы, тем самым обеспечивая приток денежных средств в другие отрасли местной экономики (например, гостиницы пользуются услугами дизайнеров, строителей, телекоммуникационных компаний, банков, страховых компаний, производителей пищевых продуктов и т.д.). В результате, полученная из этих последовательных этапов расходования генерированная экономическая активность и является косвенным воздействием. Однако оно не охватывает все расходы туристов во время прямого воздействия, так как часть денег выходит из оборота через импорт и налогообложение.

В силу вышеизложенного туризм можно определить как многопродуктовую индустрию, непосредственно связанную с большим числом секторов и отраслей экономики, в том числе, непосредственно, и с интеллектуальным потенциалом экономических субъектов различных уровней экономики. Единой функциональной задачей этих отраслей является деятельность, направленная на качественное удовлетворение разнообразных и постоянно растущих потребностей людей в различных видах отдыха и путешествий в свободное время при рациональном использовании всех имеющихся туристских ресурсов. По мере расширения и усложнения процессов организации туризма все новые отрасли и предприятия национальной экономики вовлекаются в туристское производство.

Анализируя все вышеизложенные факты, можно заключить, что эффект от развития туризма – многоуровневый, выражающийся в форме:

  • бюджетного эффекта – результат пополнения бюджетов различных уровней за счет налоговых поступления;

  • экономического эффекта – получение дополнительных доходов, стимулирующее последовательную цепочку расходования;

  • социального эффекта – создание дополнительных рабочих мест, социальные гарантии и ответственность;

  • духовно-оздоровительного эффекта – отдых, возможность познания исторических и культурных ценностей, занятия спортом, участия в культурно-массовых мероприятиях;азвитие ту


  • интеллектуального эффекта – возможность развития личности, восстановление и расширение интеллектуальных сил, стимулирование интеллектуального потенциала для качественного удовлетворения растущих нужд потребителей услуг.

Следует отметить, что туристский и интеллектуальный потенциалы характеризуются отношениями взаимовлияния. Так, интеллектуальный потенциал производителей туристских продуктов определяет качество поступающих на рынок услуг, что в дальнейшем расширяет уровень потребительского спроса на данном сегменте рынка. Высокое качество производимой туристской продукции, в свою очередь, способствует повышению интеллектуального потенциала потребителей услуг за счет расширения их кругозора, приобретения новых знаний и навыков, взаимнодополняющего общения. В силу этого туризм может быть определен как способ инвестирования в интеллектуальный потенциал человека.

По законам причинности факторы, обуславливающие необходимость воспроизводства интеллектуального потенциала работников сферы туризма, можно разбить на две категории: внешние и внутренние факторы. В рамках первой группы факторов необходимость воспроизводства интеллектуального потенциала сферы туризма во многом обусловлена состоянием и тенденциями развития рынка сбыта (изменение поведения потребителей (туристов) или путей реализации) и рынка рабочей силы (изменение в системе обучения или структуре рабочей силы и т.д.), уровнем развития технологии (новые методы туристского производства и обслуживания), состоянием правовой и общественной сфер (новые законы, регулирующие туристскую деятельность, измененные представления о ценностях). К факторам внутреннего воздействия можно отнести кадровый состав (изменяется структура, возраст, образовательный ценз, меняется отношение к труду, представление о ценностях, поведение, текучесть туристских кадров, показатель несчастных случает и т.п.), уровень развития техники (капиталовложения, новые материалы и туристское оборудование), организационную структуру (изменение рабочих туристских процессов, концепции управления и т.д.). Следует предположить сильное взаимовлияние всех вышеперечисленных факторов. Структурные преобразования одного из них неизменно приведут к модификациям в остальных. Поэтому их изучение и анализ должны вестись не отдельно, а системно с отслеживание влияния изменений друг на друга. Кроме того, степень воздействия отдельных факторов проявляется по-разному в зависимости от территориального расположения и иных условий.

В заключение следует отметить, что туристская индустрия пронизана интеграционными процессами, способствующими усилению влияния интеллектуального потенциала всех уровней экономики. Развитие туризма сопряжено с получением ряда эффектов, основным из которых является интеллектуальный, образующийся под влиянием факторов внешнего и внутреннего воздействия. В силу этого, считаем возможным определить туристическую отрасль как способную аккумулировать и генерировать интеллектуальный потенциал субъектов различных уровней национальной экономики.


Литература:

1. Экономика международного туризма: учебное пособие / В.И. Трухачев, И.Н. Лякишева, Dr.|G.Trip и др. – Ставрополь: АГРУС; Сервисшкола, 2006. – 196 с.

2. World Tourism Organization (UNWTO) Tourism Highlights. 2011 Edition

Основные термины (генерируются автоматически): интеллектуальный потенциал, развитие туризма, Российская Федерация, туристская индустрия, предприятие, туризм, часть денег, внутреннее воздействие, интеграционная структура, качественное удовлетворение.


Задать вопрос