Цели: Обобщение представлений о ранней весне и типичных весенних проявлениях в природе
Задачи:
Коррекционно-образовательные: Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «ранняя весна» (весна, ледоход, капель, проталины, первоцветы, подснежник, почка, сосулька, таять, пахнуть, распускаться). Развивать связную речь детей, совершенствовать умения составлять предложения и короткие рассказы с опорой на наглядность и по представлению; Совершенствование навыка согласования числительного с существительным.
Коррекционно-развивающие: Развитие связной речи, фонематических процессов, речевого слуха, мышления, всех видов восприятия, творческого воображения, тонкой моторики, выразительности движений.
Воспитательные: Воспитание эмоционального отклика на изображенное на картине, инициативности, самостоятельности, воспитывать у детей умение работать в группах, парами, распределять между собою обязанности, умение договариваться;
Оборудование. Устройство ИКТ, запись с пением птиц, карточки с изображением насекомых и птиц, картинки с изображением первоцветов, карандаши.
Ход занятия
Организационный момент
Учитель-логопед : Здравствуйте, ребята я вам сейчас загадаю загадку, а вы мне скажете, о чем мы сегодня будем говорить
Светает рано по утрам.
Проталины и тут, и там.
Ручей шумит как водопад,
Скворцы к скворечнику летят,
Звенят под крышами капели,
Медведь с еловой встал постели,
Всех солнышко тепло ласкает.
Кто это время года знает?
(Весна).
Учитель-логопед :
Сегодня мы будем говорить о ранней весне.
Весной просыпается природа
Давайте покажем, как природа радуется
Обратите внимание на экран выполняем упражнения, которые показаны на экране.
Артикуляционная гимнастика
Природа радуется приходу весны — улыбка
Дует ласковый ветерок — трубочка
Тает снег, капель — цоканье: сначала медленно, потом чаще
Травка тянется к солнышку — иголочка
Веточка качается от ветра — часики
Учитель-логопед :
Сегодня мы с вами будем рассказывать о весне
Давайте составим с вами план, что мы будем рассказывать о весне и запишем его
1. Какие изменения происходят в природе
2. Появляются первые цветы
3. Прилетают птицы
4. Просыпаются насекомое
Учитель-логопед : По каким признакам можно узнать, что наступила весна?
−Солнце припекает.
−На земле появляются проталины.
−На проталинах появляются первые цветы Подснежники.
−На деревьях набухают почки.
−Птицы возвращаются из теплых стран.
— Молодцы! Вы были внимательными, исправили ошибки и дали объяснения
Учитель-логопед : давайте поиграем в игру. Игра «Хлопни в ладоши». Я буду произносить слова, если слово о весне, дети хлопают в ладоши:
Пригревает листопад тает вьюга
Журчит теплое ярче холодно
Набухают прилетают морозы проталины
Ледоход метель солнышко сосулька
Молодцы
Учитель-логопед : Итак, с первым заданием мы справились. А теперь переходим к следующему заданию (обращает внимание на план)
Конечно же, какая весна без первых цветов? А что же еще происходит весной в природе? Тает снег, появляются первые цветы… А кто мне расскажет про первые цветы (Рассказ детей о первых цветах).
Дыхательная гимнастика
Учитель-логопед : Весна подарила нам первые весенние цветы. Соберём лепестки в бутоны (дети соединяют пальцы, имитируя бутон, понюхаем их. Сделайте глубокий вдох носом, на выдохе
Давайте назовем, какие первоцветы вы знаете, и выберем из предложенных картинок
Игра отгадай что лишнее
Подснежник, роза, тюльпан, мать-и-мачеха
Крокус, пролески, тюльпан, ромашка
примула, мать-и-мачеха, астра , крокус
Выбери четвертый лишний
Молодцы, справились с заданием
Учитель-логопед : Раз у нас появились первые цветы, то кто еще появляется? (насекомые)
Учитель-логопед: которые прятались……… Кто подскажет где. Где прятались насекомые (под корой деревьев). Каких насекомых вы знаете? (Ответы детей)
У каждого из вас есть картинка с насекомым. Давайте назовем, когда их много
Игра один-много
пчела- пчел
муха-мух
стрекоза- стрекоз
кузнечик- кузнечиков
муравей- муравьев
паук- пауков
бабочка- бабочек
оса-ос
Молодцы, мы выполнили еще одно задание
Учитель-логопед: с наступление весны возвращаются с теплых стран птицы.
Какие птицы прилетают к нам? Давайте назовем. задания на карточках — сосчитай птиц. Работа в парах.
Учитель-логопед: В конце занятия давайте обобщим все, о чем мы говорили на занятии и составим рассказ, который будет называться «Весна». Наш план поможет вам составить рассказ.
Рефлексия:
Этап проведения итогов и анализа деятельности:
Фиксацию движения по содержанию («Что мы сделали? Как мы сделали это? Зачем»);
Выяснение практического применения нового содержательного шага («Для чего пригодится это вам в жизни?»);
Рефлексия групповой деятельности («Что вам удалось сделать вместе, в команде? У вас все получилось?»);
Рефлексия собственной деятельности ребенка («А у кого что-то не получилось? Что именно? Как вы думаете, почему?»).
Учитель-логопед : Ребята, вы молодцы, справились со всеми заданиями.