Педагогическая практика в образовательном процессе высших учебных заведений России и за рубежом (на примере университетов Великобритании, США, Германии) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (39) апрель 2012 г.

Статья просмотрена: 6026 раз

Библиографическое описание:

Исаева, Т. А. Педагогическая практика в образовательном процессе высших учебных заведений России и за рубежом (на примере университетов Великобритании, США, Германии) / Т. А. Исаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 4 (39). — С. 412-414. — URL: https://moluch.ru/archive/39/4591/ (дата обращения: 18.12.2024).

В рамках внедрения и распространения в образовательном процессе высших учебных заведений условий Болонского соглашения, принятия ФГОС ВПО по различным направлениям подготовки студентов, создания модели выпускника ВПО, специалиста, владеющего определенным перечнем компетенций, особенно остро встает вопрос о месте и значении практической подготовки студентов при получении ими высшего образования и формировании компетентностной модели выпускника.

Прохождение студентами практической составляющей образовательного процесса – практики – является неотъемлемой и обязательной.

Перед студентом обозначаются цели и задачи практики, которые осуществляются путем закрепления и углубления тех знаний, которые были получены в процессе теоретического обучения. Кроме того, в процессе прохождения практики студентом приобретаются необходимые умения, позволяющие осуществлять практическую деятельность, которая, в основном, выражается в самостоятельном проведении уроков, внеклассных мероприятий, предусмотренных календарным планом по воспитательной работе в образовательном учреждении, посещении родительских собраний и организации сотрудничества между обучающимися.

В ходе практики подразумевается, что студенты знакомятся с образовательным учреждением, его структурой и историей, с теми рабочими планами и программами, которые осуществляются в данном образовательном учреждении. Студенты изучают и наблюдают за опытом работы, взаимодействием педагога с обучающимися того учебного заведения, в котором практиканты проходят практику, рассматривают педагогические ситуации различного характера, которые возникают в учебном заведении в ходе практики.

Более того практиканты занимают активную позицию в участии и подготовке мероприятий вне учебного процесса, но которые предусмотрены в образовательном учреждении с точки зрения воспитательного процесса : посещение родительских собраний, беседа с родителями, разработка конкурсов, викторин, проведение классных часов для обучающихся учебного заведения.

Взаимодействие педагога, закрепленного от учебного заведения, с практикантом позволяет более подробно изучить преследуемые цели и задачи педагогической деятельности, подготовиться к самостоятельному проведению занятий, установить «субъектно-субъектное» взаимодействие, которое является наиболее эффективным, способным достичь преследуемых целей в образовательном процессе, в том числе и в ходе практической деятельности.

Таким образом, практическая деятельность студента является важнейшей и неотъемлемой частью учебного процесса высших учебных заведений, где студент-практикант использует полученные знания, осваивая новые горизонты в педагогической деятельности. Организация в образовательном процессе в университетах и колледжах Западной Европы, США не является исключением.

Во время прохождения практики студенты имеют возможность ознакомиться с будущей профессиональной деятельностью, применить теоретические знания в рамках самостоятельной педагогической работы, найти место для будущего трудоустройства.

Рассмотрим основные положения по организации педагогической практики в университетах за рубежом.

Согласно Болонскому соглашению в университетах Великобритании учебный процесс для студентов, получающих степень бакалавра в области образования, длится 4 года. В целом, педагогическая практика в учебном процессе студентов занимает 1 год. Основная часть практики проводится на заключительном этапе обучения. В течение нескольких лет обучения практика включает в себя определенные аспекты:

  1. Ознакомительная (вводная) практика. При прохождении данной практики студенты знакомятся со спецификой педагогической деятельности, утверждаются в правильности выбора профессии. Ознакомительная практика проводится в начале обучения – на первом году обучения.

  2. Посещение уроков, которые преподают опытные педагоги.

  3. Самостоятельное проведение уроков.

Педагогическую практику студенты проходят либо в базовых школах, которые курируются высшим учебным заведением, либо в местных школах. При прохождении студентом практики в базовой школе составлением расписания занятий, руководством и наблюдением за педагогической деятельностью студента-практиканта занимаются преподаватели вуза, которые, кроме того, следят за результатами студентов в ходе практики.

По окончанию практики студенты проводят открытые уроки, на которые приглашаются преподаватели вузов и представители его научно-методического подразделения.

После окончания университета каждому выпускнику педагогического вуза Великобритании назначается стажировка по месту устройства на работу в срок на 1 год, в течение которого за «стажируемым» преподавателем наблюдают инспектора министерства образования и науки и «дают заключение о целесообразности привлечения стажера к педагогической деятельности» [2, с.117].

В США подготовка учителей в высших учебных заведениях представляет собой четырехлетнее образование с присуждением степени бакалавра. «Традиционно программа подготовки учителей включает дисциплины будущей специализации: математику, естественные науки, музыку, искусство, литературу, а также профессиональные дисциплины такие, как философия образования, психология обучения, методы преподавания» [3, с.130]. На сегодняшний день в образовательном процессе активно применяется преподавание студентам курсов по использованию компьютеров и других технических устройств.

В США существуют школы так называемого «профессионального развития», где студентам необходимо пройти педагогическую практику под руководством и наблюдением опытных преподавателей. Практика в учебном процессе, в целом, занимает 1 год. Прохождение данной педагогической практики является одним из обязательных условий при получении постоянной лицензии на право учительской деятельности. От учителей, которые собираются получить постоянную лицензию, требуется наличие степени бакалавра, завершение программы учительской программы, одобренной Национальным советом по аккредитации педагогического образования (National Council for Accreditation of Teacher EducationNCFTE).

Кроме того, в ряде штатов США предлагаются альтернативные педагогические учебные программы для лиц, не имеющих специальной педагогической подготовки, но желающих работать в школе. Альтернативные программы предусматривают 1-2-годичную работу в школе под руководством опытных педагогов и курс обучения педагогическому мастерству.

Педагогическая практика в университетах Германии представляет собой прохождение двухлетней педагогической практики, по завершению которой студент допускается ко второму, заключительному государственному экзамену.

Университетская подготовка будущего учителя состоит из трех компонентов [1]:

  1. Изучение 2 – 3 учебных предметов, которые он будет преподавать в школе. Выбор изучаемых предметов зависит от будущей учительской должности студента и от учебного плана соответствующей школы. Обязательными предметами для всех студентов являются немецкий язык, математика и еще один предмет по выбору.

  2. Изучение педагогических наук. Государственные предписания определяют следующие области и разделы педагогических и близких к ним других гуманитарных наук, которые должны стать предметом преподавания и обучения в университете. К таким наукам в высших учебных заведениях Германии относятся: воспитание и образование (педагогика, философия); развитие и обучение (психология); общественные предпосылки воспитания (социология, педагогика); учреждения и формы организации системы образования (педагогика, социология, право); преподавание и общая дидактика.

  3. Школьная практика. Школьная практика ориентирует студентов на работу в школах, а также помогает им получить практический опыт и оценить "личную пригодность" к профессии учителя. Практика, то есть посещение занятий в школах, находится в тесной связи с учебными занятиями по педагогике или методике.

Двухлетняя педагогическая практика, называемая в университетах Германии референдариат, представляет собой профессиональную практическую подготовку в школе. Особое внимание при профессиональной педагогической подготовке уделяется посещению уроков и их самостоятельному проведению. В конце практики сдается второй государственный экзамен; он состоит из домашней письменной работы, двух пробных уроков, устного экзамена. Успешно пройденный второй государственный экзамен знаменует окончание подготовки учителя.

Из вышеизложенного следует отметить, что педагогическая практика является обязательной частью образовательного процесса в высших образовательных учреждениях как России, так и за рубежом. Характерной особенностью организации прохождения практики студентами является сдача государственного экзамена по ее окончанию, который необходим при продолжении дальнейшей педагогической деятельности. В ходе практики студент изучает образовательный процесс «изнутри», используя полученную информацию в ходе теоретического обучения в стенах колледжа либо университета.

Практика включает в себя наблюдение в ходе учебного процесса, где студент проходит практику, проведение самостоятельных занятий, построение коммуникации с обучающимися, наблюдение за взаимодействием педагогов и обучающихся на занятиях и в рамках образовательного процесса. В целом занимает академический год (иногда два года) всего образовательного процесса при получении студентом степени бакалавра.


Литература:

  1. Лунгрен П. Структура подготовки учителей Германии. [Электронный ресурс]: [сайт] – Режим доступа: http://vestnik.yspu.org/releases/materialy_mejdunarodnogo_seminara/14_1/

  2. Тарасюк Л.Н. Практическая подготовка бакалавров в университетах Великобритании. // О качестве практической подготовки студентов высшей школы. Сборник статей / Под науч. ред. д-ра технич. наук, профессора Н.А. Селезневой. – М.:Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. – 171 с.

  3. Цейкович К.Н. Подходы к учебной и производственной практике в США. // О качестве практической подготовки студентов высшей школы. Сборник статей / Под науч. ред. д-ра технич. наук, профессора Н.А. Селезневой. – М.:Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. – 171 с.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, педагогическая практика, студент, учебный процесс, образовательное учреждение, педагогическая деятельность, учебное заведение, ходя практики, государственный экзамен, США.


Похожие статьи

Особенности законотворческого процесса в зарубежных странах (на примере Франции)

Формирование социокультурной компетенции на начальной ступени обучения (на примере английских пословиц и поговорок)

К вопросу о современных тенденциях обучения в неязыковом ВУЗе в контексте Болонского процесса

Социализация студентов и система управления образовательным процессом в филиале вуза (на примере Арсеньевского городского округа)

Деятельность методической и психологической групп в организации и сопровождении школьников в образовательном процессе (из опыта НОЦ ИСЭРТ РАН)

Ценностные ориентации в структуре личности руководителей общеобразовательных школ и высших учебных заведений

К вопросу о компетентностном подходе в контексте профильного обучения (на примере педагогического класса)

Пути повышения эффективности организации педагогической практики студентов высших учебных заведений

Технологический и процессуальный подходы обучения на примере предмета «Методика профессионального образования»

О формировании и развитии критического стиля мышления у студентов на занятиях по иностранному языку в техническом вузе

Похожие статьи

Особенности законотворческого процесса в зарубежных странах (на примере Франции)

Формирование социокультурной компетенции на начальной ступени обучения (на примере английских пословиц и поговорок)

К вопросу о современных тенденциях обучения в неязыковом ВУЗе в контексте Болонского процесса

Социализация студентов и система управления образовательным процессом в филиале вуза (на примере Арсеньевского городского округа)

Деятельность методической и психологической групп в организации и сопровождении школьников в образовательном процессе (из опыта НОЦ ИСЭРТ РАН)

Ценностные ориентации в структуре личности руководителей общеобразовательных школ и высших учебных заведений

К вопросу о компетентностном подходе в контексте профильного обучения (на примере педагогического класса)

Пути повышения эффективности организации педагогической практики студентов высших учебных заведений

Технологический и процессуальный подходы обучения на примере предмета «Методика профессионального образования»

О формировании и развитии критического стиля мышления у студентов на занятиях по иностранному языку в техническом вузе

Задать вопрос